Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с широкой распространённостью эмоциональной сферы и её огромной ролью в жизни и здоровье людей. От эмоционального настроя личности зависит то, как быстро и эффективно, энергично и добросовестно индивид исполняет ту или иную деятельность, то как быстро он адаптируется к тем или иным ситуациям. В то же время изучение эмоциональной сферы является довольно дискуссионным и уступает по степени разработанности таким сферам как память, мышление, внимание, психология ощущений и др.
В современной психологии эмоций до сих пор не существует единой теории эмоций, не решён вопрос о классификации эмоциональных феноменов. Исследователи признают, что искусство, особенно литература и живопись, превзошли науку и гораздо глубже и дальше характеризуют эмоциональную сферу. Такое положение эмоциональной сферы многие учёные обуславливают тем, что данный феномен не укладывается в рамки позитивистского подхода, который ориентирован на принципы материализма и объективизма при проведении научного исследования.
Важную роль эмоций невозможно недооценить, так как каждый момент существования человека сопровождается определённым психическим состоянием, так или иначе эмоционально окрашенным. П.М. Якобсон утверждает, что в своих чувствах и переживаниях человек как личность проявляется гораздо более ярко, чем в интеллектуальной сфере.
В современном мире, в эпоху цифровых технологий, компьютеризации и невероятного темпа вопрос эмоционального состояния является как никогда важным. Люди в погоне за результативностью превращаются в своего рода машину, забывая о важности эмоций.
В связи с этим наш интерес в работе охватывает уровень дифференцированности эмоциональных состояний у людей профессии человек - человек и профессии человек - техника.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет: особенности эмоциональных проявлений у лиц, разных профессий.
Цель: выявление отличительных характеристик в сравниваемых группах, с помощью современных методик исследования эмоциональной сферы личности.
Гипотеза: для представителей профессии «человек - человек», характерен более выраженных спектр эмоциональных проявлений, чем у людей категории «человек - техник».
Для подтверждения выдвинутой гипотезы перед нами предстал ряд задач:
1) Дать общую характеристику эмоциональной сфере личности;
2) Рассмотреть существующие методы исследования эмоциональной сферы личности;
3) Эмпирически исследовать эмоциональные особенности исследуемых групп и проанализировать данные.
Использовались методики: методика «Шкала дифференцированных эмоций», методика диагностики профессионального выгорания (сгорания), методика «самооценка эмоциональных состояний».
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы и методов её диагностики
1.3. Эмоциональная сфера личности: определение, классификация и свойства эмоций
Современная психология рассматривает эмоциональные явления как субъективное переживание человека, его отношение к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что переводится как возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции прямым образом связаны с потребностями, так как именно при удовлетворении последних человек и испытывает положительные эмоции, а при невозможности удовлетворить потребность - испытывает отрицательные эмоции.
Человек по своей природе не является ни бесстрастным созерцателем того,что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящий те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Человек всегда переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определённым образом относится к тому, что его окружает. Именно эти переживания и составляют сферу чувств или эмоций. Чувства есть ни что иное как отношение к миру, к тому что человек испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Человек на те или иные события реагирует эмоционально, т.е. мы можем говорить о феномене эмоционального реагирования. Под эмоциональной реакцией понимается специфический ответ человека или животного на те или иные события, ситуации, которые затрагивают его интересы (потребности). Встаёт вопрос, существует ли раздражитель, объект, ситуация, являющимися для человека эмоциогенными (те которые вызывают ту или иную эмоцию.
П. Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации не существует в силу того, что она зависит от мотивации и возможности человека. Отсюда понимаем, что эмоциональная реакция - это оценка человеком, отношение к ситуации в зависимости от его потребностей и целей, мотивации. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенной ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Эмоциогенными становятся случаи, являющиеся значимыми для человека, те, которые сулят ему успех или неудачу при удовлетворении потребностей, благополучие или безопасность. Важно отметить, что все ситуации для человека субъективны (плохая, нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная и т.д.)
Различные авторы по разному смотрят на то, что является эмоциональным для человека. В. Вундт и Н. Грот полагали, что любые воспринимаемые события являются значимыми и вызывают эмоциональный отклик. По Р. Лазарусу эмоции возникают только при таком когнитивном процессе, когда делается заключение о наличае угрозы и невозможности её избежать. Т.е. в данном случае эмоционально значимыми являются только экстренные ситуации, оценивающиеся как таковые благодаря каузальной атрибуции.
Эмоциональное реагирование обладает следующими характеристиками:
- интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);
- длительность протекания (кратковременные или длительные);
- предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом или ситуацией);
- влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);
- модальность (качественная специфика эмоционального реагирования);
- знак (положительные или отрицательные эмоции).
Выделяют несколько видов эмоционального реагирования:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987. - с.118.
2. Вилюнас, В.К. основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. - с. 3-28.
3. Второй групповой полёт: Медико - биологические исследования. М., 1965. С. 206
4. Гельгорн, Э., Луфборроу, Дж. Эмоции и эиоциональные расстройства. М., 1966. - 328 с.
5. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.- с. 225.
6. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. М.,1953. Т. 5.
7. Джемс, У. Психология. Пг., 1922.
8. Добонов, Б. И. Эмоция как ценность. М.,1978. - с.186.
9. Зарудная, А. А. Эмоции и чувства // Психология: учебник. Минск., 1970. - с.546.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 783 с.
11. Марищук, В.Л. О приёмах стимулирования и оценки эмоций // Речь и эмоции. Л., 1975. С. 5-6.
12. Путляева, Л.В. О функциях эмоций в мыслительных процесса // Вопросы психологии. - 1979. №1. С28.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; СПб., 1999. - с. 835.
14. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. - с. 358.
15. Скрябин, Н. Д. Реакция смелых и трусливых на опасную ситуацию / Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972. - 568 с.