Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования – это охрана экономической безопасности Российской Федерации – то есть, условие необходимое для прогресса общества. Благосостояние бюджета и отдельных слоев населения – членов российского сообщества является одним из важных условий, характеризующий уровень экономики, культуры, обороноспособности государства, и развитие страны во всесторонних отношения. Одна из особенно важных задач для обеспечения развития экономики в современной России – это борьба с контрабандой.
Современный период, характеризуется резким обострением социальных противоречий в стране и в регионах, отмечается постоянное увеличение контрабандного поступления и перемещения товаров и предметов, изъятых из свободного оборота.
Наличие предметов противозаконной торговли чрезвычайно и постоянно изменчиво, так как меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. По таможенному законодательству Российской Федерации и таможенного союза, товар – это любое перемещаемое через таможенную границу государств таможенного союза, движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства и иным способом установленным законом. Следует обратить внимание, что требуют так называемые специальные предметы контрабанды, то есть, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и различные виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые возможны в использовании при создании оружия массового поражения, стратегические товары и культурные ценности, в отношении которых могут быть или же установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного союза. Специфика контрабанды проявляется в ее тесной связи со смежной связью с другими экономическими преступлениями. Контрабанда ущемляет экономические, культурные, торговые и иные интересы граждан и общества в целом, в определенной степени создает прямую угрозу и безопасности государству.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой правового регулирования в сфере контрабандных преступлений.
Предмет исследования: уголовное законодательство Российской Федерации в борьбе с контрабандой, юридическая литература и материалы научных исследований по вопросам уголовно-правовой борьбы с указанными видами преступлений.
Целью работы является — теоретическое обоснование предложений о совершенствовании системы противодействию контрабанды.
Задачи работы:
изучить эволюцию ответственности за таможенные преступления в российском государстве;
рассмотреть виды ответственности за нарушение таможенного законодательства;
раскрыть вопросы применения законодательства об ответственности за контрабанду;
выявить проблемы разграничения контрабанды и смежных составов таможенных преступлений.
Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики. В целях получения достоверных результатов использованы в исследовании частные научные методы сравнительного правоведения, исторического, логического.
Структура работы: работа состоит из 2 глав, присутствует заключение и список литературы.
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ
1.1. Эволюция ответственности за таможенные преступления в российском государстве
Контрабанда это одно из явлений, известных человеку со времен древности. Контрабанду принято называть незаконное перемещение через границу товаров, и иных ценностей. По-другому, контрабандой является сам незаконно перевозимый товар.
Появление контрабанды связано с развитием государственности и появлением международных торговых связей. Россия не исключение в отношении данного явления. В зарождении контрабанды начало берет в плачевном для экономики периоде политической раздробленности Русских земель, предпосылкой которой считается съезд князей в городе Любече в 1097 г. а его формальным началом изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича в 1 136 году.
Именно после раскола Киевской Руси в период феодальной раздробленности на границах между княжествами начали появляться таможенные заставы, которые представляли собой прообраз современных пропускных пунктов через таможенную границу. В момент распада Киевской Руси, по мнению А.С. Хлудневой, проявляться начинают первичные признаки составной части административно-правового контроля обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Правители новых княжеств ставили собственные правила взимания таможенных пошлин при перевозки товаров. В свою очередь это повлияло на попытки объезда застав [12, с. 45].
Первыми контрабандистами на Руси можно отнести иностранных купцов, в основном представителей англичан и Ганзы. Следует отметить о том, что контрабанда была всегда международным явлением. К примеру, в конце XVII в. действовал активно канал контрабанды по доставке шерсти из Англии во Францию. Больше 60% поставляемого товара носило статус контрабанды. В научной литературе ранее некоторые предпринимались попытки установления причин возникновения контрабанды. Так, И.М. Кулишер рассматривает причины возникновения контрабанды в не совершенствовании таможенного управления, неопределенности ставок и подкупности чиновников. Ю.Г. Кисловский считает, что контрабанда и таможенный тариф взаимосвязаны на протяжении веков и в современных условиях это выглядит особенно ярко. С упомянутыми выше авторами следует согласиться, так как именно установление границ, высокие ставки таможенных пошлин и сборов спровоцировали появление такого правового явления, как контрабанда.
До современного периода практически не дошли исторические источники XI – XV вв., содержащие информацию о контрабанде. Возможно, это связано с низкой сохранностью документов, но, скорее всего, это объясняется незначительными объемами контрабанды. Однако, в XVI - XVII вв. контрабандисты стали набирать обороты. Можно предположить, что это связано с образованием внутреннего рынка в государствах. Следствием этого стало внешне – торговых отношений. В середине XVI - XVII в. иностранные купцы получили льготные торговые грамоты, и именно через них и осуществлялся выход на внешний рынок. Предоставление иностранным купцам льгот вызвал негатив у отечественных купцов и весь оборот внутри страны начал снижаться вместе с производством. Говоря другими словами, отечественный продукт переставал быть конкурентоспособным на отечественном рынке. Весомым нормативным актом XVII в. был Новоторговый устав 1667 г. Именно этот акт отменил льготы на торговлю, ставки таможенных пошлин увеличились в четыре раза и ввел запреты на тарифы вина, сахара и другие товары. Тем самым был вновь увеличить рост контрабанды. Новоторговый устав имел двойные стандарты и последствия для борьбы с незаконным ввозом или вывозом товаров. Он стимулировал рост незаконного ввоза и вывоза товаров из страны, но и доход страны вырос благодаря высоким таможенным платежам. Ю.Г. Кисловский отмечает, что в России, в отличие от западных стран, таможенное дело развивалось самовольно. По сравнению с Западом тарифные ставки в России были значительно ниже, что говорило о фритредерской направленности политики таможенного контроля. Это была одна из числа первых причин, почему контрабанда в XVII в. не представляла значительной угрозы для экономики государства. Оборот контрабанды вырос. В начале XVII в. с принятием в 1724 г. протекционистского тарифа ощутимо увеличились ставки таможенных пошлин с одновременным закрытием таможенных границ. В 1723 г. Петр I издал Указ, согласно которому вдоль польской границы были учреждены заставы, через которые и следовало провозить товары. Содержание Указа было акцентированно на борьбе с контрабандой, но, на практике тех лет, одного законодательного подкрепления борьбы с контрабандой было недостаточно, так как в определенной коррупция во главе чиновников, именно польские купцы угощали отечественных чиновников яблоками и другими вещами из-за границы [10, с. 30].
Петр I выделил значительное внимание борьбе с незаконным ввозом и вывозом товаров как посредством издания законодательных актов, так и путем создания различных специальных служб по борьбе с контрабандой. Например, Петр I с целью препятствования контрабанде и для охраны границ были выставлены форпостные команды, которые дислоцировались на заставах. Также предпринимались меры и по предупреждению и предотвращению контрабанды с моря, для этого выделялись специальные суда. По Указу Петра I были созданы фискалы, на которых возлагалась ответственность контролировать, чтобы через границу не проникали «подозрительные люди». Данные действия были направлены для защиты национального производителя и росту производста. За незаконный ввоз либо вывоз товаров в двойном размере взымалась пошлина, а если у контрабандиста не было на это средств, то конфисковалось его судно, чтобы пресечь дальнейшие попытки незаконного ввоза или же вывоза товаров.
Таким образом Петр I впервые ввел и поощрения для лиц, обнаруживших и остановившие незаконный ввоз либо вывоз товаров. По Морскому регламенту 1724 г. за обнаружение контрабандных товаров таможенным служащим полагалась одна четвертая часть изъятого товара. Данная мера, принятая Петром I, привела к высокой успеваемости в поимке контрабандистов и сокращению объемов контрабандного ввоза и вывоза из страны товаров. В 1731 г. был издан более обильный и лояльный таможенный тариф. Это привело к снижению объемов контрабанды. Кроме того, тариф четко устанавливал порядок проведения таможенного контроля и расчета тарифа, что положительным образом отразилось на пресечении незаконного ввоза товаров. В 1753 г. в ходе реформы графа Шувалова были ликвидированы внутренние заставы, а таможенный тариф, составляющий 13% таможенных доходов, переложен был на пограничные таможенные образования. И вслед за этим обнаружилась парадоксальный случай, то есть увеличение таможенных сборов в очередной раз активизировал рост контрабанды [8, с. 32].
По Тарифу 1757 г. Пошлины в разы выросли, увеличился поток контрабандных товаров. Также ликвидация внутренних таможен и отмена система откупа в борьбе с контрабандой внимание стало более пристально уделяться. Оно было сосредоточиваться именно при досмотре лиц на таможенном контроле, пересекающих таможенную границу, независимо от чина, а не на штрафных запретах за противозаконный провоз товаров.
Одной из предпосылок развития контрабанды в данный период являлась промышленность, которая на тот период была слабо развита при высоких тарифных ставках.
Таким образом, массовый характер приобрели злоупотребления в таможне. Среди наиболее действенным среди проводимых мероприятий было понижение таможенных пошлин, но данный многие товары не производились и по этому данный механизма не сработал. В период правления Екатерины II таможенная служба претерпевала весомые изменения. Однажды, Екатерина II поинтересовалась, каков доходов контрабанда отбирает у государства. Отчет был предоставлен ей Коммерц-коллегией. Как выяснилось, только задержанной контрабанды хватило бы, чтобы покрыть внешний долг, например, перед Генуей. Следует отметить, что контрабанда не вызывала серьезного осуждения в российском обществе.
Как удостоверяют исследователи российской ментальности, одной из черт «идеального» монарха, должно было присутствовать милосердие к преступникам. На уровне это нашло отражение на уровне фольклора и в образе Петра I, и Екатерины II . В любом случае, и Петр I, и Екатерина II, и другие российские правители старались не столь жесткими, репрессивными мерами бороться с контрабандой, сколько другими способами.
Высочайшим Указом Екатерины II для охраны границ России в отношении экономики в 1782 г. была создана таможенная пограничная стража. Екатерина II велела Сенату закон подготовить, регламентирующий создание специальной таможенной стражи. Главная цель заключалась в пресечении провоза контрабанды и закрытия границ. Императорский Указ от 10 октября 1782 г., объявленный во всенародное известие, гласил: «В Именном ея Императорского Величества Указе, данном Сенату в 27 день минувшего сентября за подписанием собственные ея Величества руки, написано: Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы, и к удобнейшему открытию таковых покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов пограничных охранение нимало согласовать не может. По многом разыскивании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе нашей особую таможенную цепь и стражу, на следующих основаниях».
В конечном итоге реализации Екатерининского Указа была создана пограничная таможенная стража, которая состояла из таможенных объездчиков и пограничных таможенных надзирателей. Такая стража каждой пограничной губернии создавалась. Таможенные служащие принимались по контракту на службу за вознаграждение. Над таможенными объездчиками устанавливался таможенный надзиратель, на должность который назначался с одобрением казенной палаты губернским управленцем.
Таким образом, следует отметить, что Екатерина II дала старт созданию охраны границы на основе контроля. Действия Екатерины II в области борьбы с контрабандой дали большие результаты, так как именно не хватало жесткого таможенного контроля на границе государства и наличие надзирателей. Однако одного законодательного акта не хватает для такого вида преступления как контрабанда [7, с. 32].
Следует также отметить и то, что с XVII по XVIII в. появляется сыскная работа и организованные формирования. Так как была создана государственная система мер по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, предусматривающей присутствие «особой таможенной цепи и стражи», и институтов «местных фискалов и осведомителей». Названная система мер продолжала совершенствоваться в XIX – XX вв. В начале XIX в. в серьёзно бедствие для России превратилась контрабанда. К ее росту привело введение жесткой политики, а именно таможенного тарифа 1822 г., развитие внешней торговли на юге и востоке и строительстве железных дорог по России. Государственное значение приобрела контрабанда. Важным фактором успешного противодействия контрабанде, является усовершенствование законодательства по этому вопросу. Законодательство по борьбе с контрабандой, уже начинает реализовываться в уголовных нормах, таможенных уставах и других документах, свидетельствует, что государство ужесточило меры наказания за незаконный ввоз либо вывоз товаров, переход административных мер к уголовным. Интересной представляется позиция А.В. Татаренко, думающего, что развитие капитализма в России к середине XIX в. что при кодификации нового законодательства особое мнение уделялось уплате пошлин и контрабанде. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности в отношении контрабанды в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно было перенесено в Уложение о уголовных и исправительных наказаний 1845г. Любопытной особенностью того периода является то, уклонение от таможенных платежей и контрабанда не разделялись, что касается понятия. Таможенное и уголовное законодательство того времени применяло понятие «дефраудация», объединяющее в себе мошенническое или обманное уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954.
2. Агильдин В. В. Уголовное право. Особенная часть. Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 2018. – 162 с.
3. Актуальные проблемы Общей части уголовного права. Учебник. / под ред. Подройкина И. А., Фаргиев И. А. – М.: Проспект, 2020. – 544 с.
4. Актуальные проблемы Особенной части уголовного права. Учебник / под ред. Подройкина И. А., Улезько С. И. – М.: Проспект, 2020. – 768 с.
5. Актуальные проблемы уголовного права / под ред. Иногамовой –Хегай Л.В. – М.: Проспект, 2019. – 232 с.
6. Актуальные проблемы уголовного права. Часть Общая. Учебник. / под ред. Иногамова–Хегай Л. В. – М.: Проспект, 2019. – 240 с.
7. Боровиков В. Б. Уголовное право. Общая и особенная части. Практикум. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 376 с.
8. Боровиков В. Б., Смердов А. А. Уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. Боровиков В. Б. – М.: Юрайт, 2020. – 250 с.
9. Бриллиантов А. В. Уголовное право в таблицах и определениях. 2–е издание, исправленное и дополненное. – М.: Эксмо, 2019. – 624 с.
10. Бриллиантов А. В., Четвертакова Е. Ю. Уголовное право Российской Федерации в схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2020. – 624 с.
11. Голубовский В. Ю. Уголовное право России. Общая и Особенная части. Учебник. – М.: Проспект, 2020. – 736 с.
12. Джинджолия Р. С., Боровиков В. Б. Российское уголовное право. В 2 частях. Общая часть. Учебно–наглядное пособие (схемы). – М.: Прометей, 2018. – 158 с.
13. Звечаровский И. Э., Бимбинов А. А., Боженок С. А., Грачева Ю. В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / под ред. Звечаровский И. Э. – М.: Проспект, 2020. – 88 с.
14. Капинус О.С. Уголовное право России. Особенная часть в 2 томах. Том 2. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2021. – 504 с.
15. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.–6–е изд. – М.: Проспект, 2020. – 784 с.
16. Рарог А. И. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2020. – 624 с.
17. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. Есакова Г.А. – М.: Проспект, 2020. – 400 с.
18. Сверчков В. В. Курс уголовного права. Общая часть. Учебник (комплект из 2 книг) / под ред. Томин В. Т. – М.: Юрайт, 2021. – 854 с.
19. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров. / под ред. Непомнящая Т. В., Гринберг М. С. – М.: Проспект, 2020. – 448 с.
20. Уголовное право России. Общая часть. Учебник / под ред. Круковского В.Е., Чучаева А.И. – М.: Проспект, 2020. – 352 с.
21. Уголовное право России. Общая часть. Учебник / под ред. Непомнящая Т. В., Гринберг Михаил Семенович – М.: Проспект, 2018. – 448 с.
22. Уголовное право Российской Федерации. Практикум. Общая часть. / под ред. Рарог А. И. – М.: Проспект, 2018. – 336 с.
23. Уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. Бастрыкин А. И. – М.: Проспект, 2021. – 432 с.