Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Динамизм современных социальных и образовательных процессов, обострение противоречий и конфликтов внутри социума постоянно детерминируют интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения. Особое значение при этом как всегда уделяют исследованиям негативных отклонений в поведении подростков. Девиантное поведение подростков – это достаточно распространенный феномен, который сопровождает процесс социализации и возрастного развития детей.
Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком. Высокая общественная значимость проблемы девиантного поведения находит сегодня подтверждение в многочисленных практических исследованиях. К сожалению приходится констатировать, что современная ситуация развития российского общества сопровождается ростом такого негативного социального явления, как отклоняющееся поведение подростков. Здесь можно отметить, что подростки оказываются самыми незащищенными и неподготовленными представителями общественности, в связи с тем, что представители данного возрастного периода часто не имеют достаточного жизненного опыта и устойчивых моральных убеждений. Они не имеют также сформированных жизненных ценностей, и иногда закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Девиантное поведение является фундаментальной психолого-педагогической проблемой, которая изучается в социальной, юридической и педагогической психологии. Не смотря на то. что теоретических разработок в этой области в целом достаточно, на практике на самом деле педагогам не всегда хватает разработанных методических и программных материалов. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: обоснование эффективности профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно - досуговой деятельности.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: формы и методы профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотеза: заключается в предположении, что эффективной профилактической деятельности педагогов с девиантными подростками можно достичь при условии использования разнообразных средств культурно - досуговой деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические проблемы девиантного
поведения подростков.
2. Дать психологическую характеристику подростковому возрасту.
3. Рассмотреть оптимальные формы методы и средств профилактики
девиантного поведения подростков.
4. Разработать программу психолого-педагогической профилактики
девиантного поведения подростков.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы профилактики девиантного поведения у подростков
1.1. Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения подростков
Девиантное поведение субъектов является фундаментальной психолого-педагогической проблемой. Нарушения процесса социализации подростков рассматривали авторы Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева и др. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования в области
психологии и педагогики девиантного поведения сконцентрированы на
изучении личностных характеристик и проблеме автоидентификации норм и ценностей субъектов. Взгляды на личностные и социальные факторы девиантного поведения подростков рассматривали учёные А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов, Ю.А. Клейберг и др.
Подчеркивая роль семьи в формировании личностных качеств индивидуума, А. Адлер предполагал, что формированию девиантного поведения способствует социальное окружение. Подходы к классификации девиантного поведения подростков рассматривали Е.В. Змановская, Л.А. Ральникова, С.Л. Сибиряков и др. Многие исследователи считают, что основной причиной девиации являются противоречия между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Девиантное поведение – это поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, а социальные отклонения имеют различные масштабы и могут проявляться на самых разных уровнях [17].
В сфере индивидуального поведения, девиантное поведение представляет собой конкретные личностные поступки, запрещенные нормами права, морали и другими видами социальных норм. Девиация – это действия, не соответствующие официально установленным, или фактически сложившимся в данном обществе или социальной группе правилам. Существует отдельная область психологической науки – психология девиантного поведения, которая изучает механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения. Здесь же предусмотрены способы и методы коррекции и терапии» [15].
К основным видам девиантного поведения принято относить: преступность, алкоголизм, наркоманию, суицидальное поведение, проституцию, сексуальные девиации. Наряду с понятием девиантное поведение, в литературе встречаются термины патологическое поведение, аморальное поведение, асоциальное поведение. Сегодня можно говорить о том, что формы девиации постоянно расширяются, охватывая все большие формы нарушений поведения субъектов. В педагогической литературе, под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей. С точки зрения
медицины, под девиантным поведением понимается отклонение от принятых
в данном обществе норм межличностного взаимоотношения, действий,
поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В социологической науке под девиацией понимают отклонения от
нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и
недопустимое. Автор П.С. Самыгин отмечает, что о девиации нельзя говорить с позиции, что она внутренне присуща определенным формам поведения [3].
Девиация – это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения субъектов, различными социальными группами. Н.В. Губина отмечает, что социологи доказали, что девиация представляет собой не врожденное качество человеческой природы, а свойство, приобретенное в процессе социализации, т.е. в процессе обучения общественно одобряемым социальным нормам. Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация подразумевает ненормальное поведение, имеющее различные причины. Вторичная девиация – это вольное или невольное подтверждение ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. Поведение является девиантным, если поступки и действия индивида не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в социальной общности нормам и правилам [6].
К наиболее выраженным проявлениям девиантного поведения можно отнести делинквентное или противоправное поведение. С.А. Беличева рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей. Автором отмечается выход молодежи за границы дозволенного и
общепринятого, что принято называть девиантным, отклоняющимся
поведением. Рассматривая девиацию, автор приходит к выводу, что данное
явление одно из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной
окружающему миру, с присущей ему противоречивостью. Девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Многие авторы отмечают, что в происхождении этого явления особую роль играют дефекты правового и нравственного сознания. Н.А. Рождественская отмечает, что девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых обществом: правовых, моральных, возрастных, этнических и др. Девиация представляет собой попытку уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы [11].
Отклоняющее поведение не всегда носит негативный характер. Это может быть связано с личностным стремлением к новому и попыткой преодолеть консервативное и всё мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Рассматривая формы девиантного поведения, многие авторы отмечают, что многочисленность данного явления свидетельствует о состоянии конфликта между личностью девианта и общественными интересами. Современные девиантологи признают влияние биологических, психологических, социальных, правовых и культурных факторов на формирование девиантности. Автор Э. Мертон видит причину девиантности в разрыве между целевыми установками и стереотипами общества и одобряемыми в обществе средствами их осуществления. Таким образом, можно говорить о том, что
девиантное поведение связано с социальной напряженностью и в то же время, агрессией общества [29] .
Девиантное поведение, в том числе – подростков, формируется на основе нарушений целостности душевной и духовной сфер человеческой реальности. Причины этого могут быть в бесперспективности,
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеев, С. Л. Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект [Текст] / С. Л. Алексеев // Казанский педагогический журнал. – 2012. – No3. – С. 94-102.
2.Арцимович, И. В. Характеристика субъективности подростков- девиантнов[Текст] / И. В. Арцимович //Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – No1. – С. 36-46.
3.Ахвердова, О. А. К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения [Текст] / О. А. Ахвередова, И.Н. Польшакова// Наука. Инновации. Технологии. – 2011. – No73. – С. 128-
132.
4.Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие [Текст] / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. –141 с.
5.Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения детей-сирот [Электронный ресурс] / О. А. Вахремеева. – URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
6.Воронцова, М. В. Теория деструктивности [Текст] / М. В. Воронцова, В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. – 360 с.
7.Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль [Текст] / Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТ», 2012. – 170 с.
8.Данилова, И. А. Социология и психология управления [Текст] / И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. – 2-е изд., стереот. – М.: Окей-книга, 2012. – 112 с.
9.Денисов, И. Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики асоциального поведения подростков [Текст] / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – No4 (26). – С. 133-136.
10.Дикусар, Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних [Текст] / Я. С. Дискусар // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета/ – 2017/ – No4. – С. 28-33.
11.Картушина, Л. С. Предупреждение девиантного поведения
младших школьников посредством арт-педагогических технологий [Текст] /
Л. С. Картушина // Проблемы современного педагогического образования. –
2016. – No4 (50). – С. 157-163.
12.Книжникова, С. В. Девиантология для педагогов и психологов[Текст] / С. В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363 с.
13.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова; отв. ред. Г. Л. Стольникова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
14.Колесникова, Г. И. Девиантология – наука о девиантном поведении детей, подростков, взрослых: учебное пособие [Текст] / Г. И. Колесникова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 235 с.
15.Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2018. – 420 с.
16.Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей [Текст] / Г. И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. –368 с.
17.Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи [Текст] / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – М.: Прометей, 2016. – 140 с.
18.Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / ФГБУ «Национальный научный центрнаркологии» Минздрава России. – Москва, 2013. – URL: https://калейдоскоп.екатеринбург.рф/file/0429dab94604bfe464ae18aba9e84008 (дата обращения:25.04.2022).
19.Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) [Электронный ресурс] /URL: http://кппт.рф/psix_kabinet/diagnostika_suicidalnogo_riska.pdf (дата обращения:25.04.2022).
20.Паатова, М. Э. Теоретико-методологический анализ
социальнопедагогических феноменов «Девиантное поведение» и
«Делинквентное поведение» подростков [Текст] / М. Э. Паатова, С. Н. Бегидова, Н. Х. Хакунов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – No1. – С. 96-104.
21.Пантелеева, И. Т. Комплексная программа по профилактике
правонарушений среди учащихся школы [Электронный ресурс] / И. Т. Пантелеева. – СПб., 2018. –URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/504/docs/kpr%20po%20prof.pdf(дата обращения: 25.04.2022).
22.Радюкин, Е. Е. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках [Текст] / Е. Е. Радюкин, О. А. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – No2. – С. 228 232.
23.Ральникова, Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних:
причины и проявления [Текст] / Л.А. Ральникова // Северо-Кавказский
психологический вестник. – 2015. – No3 (13). – С. 34-41.
24.Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его
профилактики у подростков [Текст] / Н. А. Рождественская. – СПб.: Генезис, 2015. –216 с.
25.Самыгин, П. С. Технологии социальной работы с лицами группы
риска: профилактика девиантного поведения молодежи [Текст] / П. С Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 284 с.
26.Степанова, Е. В. Анализ актуальных форм и методов психолого-
педагогической профилактики агрессивного поведения подростков[Электронный ресурс] / Е. В. Степанова, В. А. Попов // Молодой ученый. – 2015. – No6. – С. 788-791. — URL https://moluch.ru/archive/86/16176/(дата обращения:25.04.2022).
27.Сысоева, Л. С. Амбивалентность фрейдистской концепции человека и культуры в контексте девиантного поведения [Текст] / Л. С. Сысоева // Бюллетень сибирской медицины. – 2011. – No3 (10). – С. 171-177.
28.Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] /Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
29.Шемякина, О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. О. Шемякина //Психология и право. – 2012. – No4. – URL:
https://psyjournals.ru/files/49305/psyandlaw_2011_4_Shemyakina.pdf(дата обращения: 25.04.2022).
30.Шутова, Н. В. Поверь в себя. Программа профилактики девиантного поведения подростков в возрасте от 10 до 18 лет, в условиях проживания в отделении для несовершеннолетних «Социальный приют для детей» [Электронный ресурс] / Н. В. Шутова. – Белоярский, 2018. – URL:http://methodcentr.ru/Bank/bank/296.pdf(дата обращения:25.04.2022).
31.Чуносов, М. А. Практический аспект организации профилактики делинквентного поведения сельской молодежи [Текст] / М. А. Чуносов // Теории и проблемы политических исследований. – 2017. – No2. – С. 504 514.