Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях развития общества здоровье человека рассматривается как важный индивидуальный и социальный ресурс. Индекс
человеческого развития, принятый Организацией Объединенных Наций,
определяет здоровье субъекта одним из наиболее важных компонентов. Общеизвестна зависимость состояния здоровья человека от множества факторов. В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет всё его дальнейшее состояние, в том числе, физической и психической сфер его жизнедеятельности. Период пребывания детей в дошкольной образовательной организации является чрезвычайно значимым для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала и интенсивного развития способностей.
Пребывание ребёнка в детском саду может существенно повышать состояние здоровья детей, в случае наличия в организации развивающей психологически комфортной среды. Понятие психологически комфортной и безопасной среды в психолого- педагогической литературе рассмотрено достаточно подробно. Что касается практики, педагогам не всегда удаётся найти оптимальные дидактические и методические материалы, которые могли бы способствовать развитию психологической комфортной среды в ДОУ. эффективность работы любой образовательной организации требуется измерять не только качеством образования и воспитания, но и безопасностью детей. Основное требование к образовательной среде – это создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию. Именно к этому должна стремиться каждая образовательная организация. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: теоретически обосновать и определить оптимальные дидактические и методические основы формирования психологически комфортной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: развивающая среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогическая деятельность по формированию психологически комфортной среды для детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование психологически комфортной среды для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации способствует сохранению психического здоровья ребенка и развитию его личности.
Задачи:
1. Определить понятие и особенности психологически комфортной среды.
2. Определить формы, методы и приёмы формирования психологически комфортной среды.
3. Провести анализ формирования психологически комфортной среды
в дошкольной образовательной организации на основе использованных на практике методик.
4. Разработать рекомендации по формированию психологически комфортной среды в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение. Беседа. анкетирование, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы процесса формирования психологически комфортной среды в дошкольной образовательной организации
1.1. Понятие и особенности психологически комфортной среды
В иерархии потребностей каждого человека, потребность в безопасности и комфорте является основной. Без удовлетворения этих потребностей субъекта невозможна самореализация личности. Эффективность работы любого ДОУ определяется безопасностью воспитанников. В психолого-педагогической литературе образовательную среду рассматривают как подсистему социокультурной среды. Это также можно рассматривать как совокупность обстоятельств, факторов и ситуаций, которые все сложились исторически. Целостность специально организованных условий для развития личности ребёнка рассматривали учёные А. Бандура, В. Бронфенбеннер, К. Роджерс и др.
Реализация типологии образовательной среды осуществляется через ее
структуру. Исследователи выделяют следующие структурные компоненты
развивающей образовательной среды:
-физическое окружение;
- человеческие факторы;
-программа обучения как социальная часть среды;
-информационная, соматическая и предметная;
-пространственно-семантическая;
-коммуникационно – организационная. Практические все исследователи сходятся в том, что среди других структурных компонентов образовательной среды, центральной является психологическая
составляющая. Психологическая составляющая образовательной и
воспитательной среды – это особенности взаимоотношений участников образовательного процесса. Психологический компонент среды является основополагающим в обеспечении возможности удовлетворения и потребностей участников процесса обучения и воспитания [4].
Это должно проявляться, в том числе, в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки и в становлении положительной «Я концепции». Многие ученые как ключевую психологическую характеристику образовательной среды рассматривают безопасность. Как основное условие для личностного роста ее участников подавляющее большинство исследователей рассматривают психологически безопасную образовательную и воспитательную среду [7].
Под психологически безопасной развивающей средой понимают благоприятную среду жизни и деятельности человека. Сюда также можно отнести окружающие субъекта, общественные, материальные и духовные условия, которые положительно влияют на здоровье ребёнка. В последнее время мы всё чаще можем слышать такое понятие как образовательная среда. В педагогической психологии в целом, под образовательной средой понимают условия, в которых осуществляется воспитание и обучение субъектов. В широком смысле под средой понимают совокупность влияний и условий, которые окружают человека. Проблема развития образовательной среды разрабатывалась учёными Г. А. Ковалевым, В. П. Лебедевой В. А. Ясвиным и др. В. А. Ясвин писал, что образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития. Под образовательной средой рассматривают окружение учебной организации [10].
В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным и сложным педагогическим явлениям. Эти явления характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой некую совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Как минимум здесь рассматривают два уровня образовательных сред:
1.На уровне индивидуальной деятельности педагога. Среда профессионального функционирования педагога.
2.На уровне деятельности образовательной организации. Это педагогическая среда ДОУ. Формирование образовательной среды как системы должно помогать обнаружению и развитию способностей детей. Любой образовательный процесс должен выстраиваться на основании их интересов и природных задатков. К примеру, к условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят доброжелательные взаимоотношения. Сюда входят внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу [7].
Автор М. С. Мириманова рассматривает образовательную среду как систему условий и влияний, необходимых для социального развития личности. Образовательная среда, несомненно, является частью социальной и жизненной среды человека. В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что образовательные организации могут выстраивать свою систему безопасности через воспитание и обучение. Под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз. Психологическую безопасность определяют как:
- состояние сохранности психики человека;
-сохранение целостности личности;
- адаптивность социальных групп, общества и функционирования человека;
-возможности личности и среды по предупреждению и устранению угроз.
Моделирование психологической безопасности образовательной среды должно выстраиваться на основании следующих принципов:
- принцип психологической защиты личности;
-опоры на развивающее образование;
-помощь в социальной и психологической умелости.
Для раскрытия понятия психологической безопасности образовательной среды в деятельности ДОУ необходимо обозначить
понятие безопасности личности, которую определяют три взаимосвязанных
фактора: фактор среды, человеческий фактор и фактор защищенности. Среда – это то, что воздействует на человека. Рассматриваемое понятие безопасности личности имеет физическую и психологическую составляющие. Психологический аспект безопасности личности определяют следующим образом. Рассматривают ее целостность, адаптивность и сохранность психики личности. Среда, которая создает защищенность для человека, должна быть свободной от проявления психологического давления. Она должна способствовать удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении и обеспечивать здоровую психику всех ее участников [18].
Сама образовательная среда ДОУ и все ее
участники являются субъектами, которые обеспечивают ее функционирование. Под психологической безопасностью образовательной среды понимают также здоровьесберегающее направление ее формирования. В общем понимании под психологически безопасной развивающей
средой ДОУ исследователи считают обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, светового и температурного режимов и всех аспектов сфер организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ. Как единую систему следует рассматривать безопасную развивающую среду, имеющую в своей основе концепцию реализации здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. К основополагающим
компонентам здоровьесберегающей среды относят характер пространства
детства как развивающий и обеспечивающий функциональную надежность [9].
Коллектив педагогов ДОУ, реализуя в своей деятельности все перечисленные компоненты здоровьесберегающей среды, старается снизить до минимума негативное влияние факторов среды и обеспечить всестороннее
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие [Текст] / В.В. Абраменкова - М.: ПерС.- 2008. - 431 с.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография [Текст] / И.А. Баева - Спб.: Издательство «СОЮЗ».- 2002.- 49с.
3. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая
культура и психическое здоровье школьников [Текст] / И.А. Баева, В.В.,
Семикин В.В. – 2005.- с.12-15.
4. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: диссертация, канд. пед.
наук [Текст] / Г.Ю. Беляев. – М. - 2000. – 157 с.
5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ООО ТД «Элит-2000». - 2000. - 368 с.
6. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] /Л. Я. Гозман — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 175 с.
7. Григорович, Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская — М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
8. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Академия- 2000.- 256 с.
9. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте культуры личности [Текст] / И.В. дубровина. - Вестник практической психологии образования. 2009. N. 3. С. 17–21.
10. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей: история и
современность, учебное пособие для академического
бакалавриата [Текст] / А.В. Золотарева, А. Л. Пикина, Н. Г. Тихомирова, Н. А. Мухамедьярова.- отв. ред. А. В. Золотарева. - 2-е изд., испр. и доп. -
М. : Издательство Юрайт, 2017. - 353 с.
11. Ишмекеева, А.К. Факторы формирование и коррекции социально –
психологического климата в педагогическом коллективе [Текст] / А.К.
Ишмекеева - 2013. No 2.- С.7-9.
12. Кибирева, О. Н. Особенности организации комфортной
образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения [Текст]/
Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г.
Чита, июнь 2012 г.)/ О.Н. Кибирева, Е.Ю. Полынская - Чита:
Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 99-102.
13. Ковалев, В.Н. Методика организации и проведения социально-
психологических тренингов в учебном процессе вуза [Текст] / В.Н. Ковалев,
М.В. Грудцина, С.А. Наличаева – Севастополь: СФ МГУ, 2011. - 52 с.
14. Кречетников, К.Г. Особености обеспечения психологического комфорта обучающегося при использовании информационных образовательных технологий [Текст] / К.Г. Кречетников - 2006. 9(4). C. 265-268.
15. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Лаптева.- журнал Вестник Кемеровского государственного университета/ Лаптева Ю.А., И.С. Морозова – 2016.- С.51-53.
16. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие [Текст]/ В.И. Панов // Педагогика. – 2001. – No4. – С. 30-44.
17. Панфилова, А.П. Психология общения, учебник для вузов [Текст] / А.П. Панфилова – 2013.- 368с.
18. Радугин, А. А. Социология: курс лекций [Текст] учебное
пособие для студентов высших учебных заведений— 3-е изд., перераб.
и доп.// А.А. Радугин, К.А. Радугин — М.: Библионика, 2006. — 223 с.
19. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики.
Психодиагностика детей [Текст] / Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2014. - 624с.
20. Рогов, Е. И. Психология группы [Текст] / Е. И. Рогов - М.: Владос.- 2005. - 430с.
21. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника [Текст] / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2003. – 139 с.
22. Шумская, А. И. Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка / А. И. Шумская. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 30-35. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14141/ (дата обращения: 26.04.2022).
23. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. М. Ясвин. - М.: Смысл.- 2001. - 368 с.