Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Этапы развития сравнительного правоведения в России во многом совпадают с общемировыми, но имеют свои некоторые особенности. Прежде всего, в нашем государстве как и в Германии, сравнительное правоведение формируется в некоей идеологической борьбе между «космополитами» и «почвенниками». В. А. Мацеевский в 1832-1835 гг. выпустил четырехтомную «Историю славянских законодательств», расширенную и переизданную в 1850-е гг. «В. А. Мацеевский сознательно пользовался сравнительным методом, считая, что законодательство одного народа объясняется вполне только при «сличении» его с законодательством другого, родственного народа. Он писал, что задумал свою работу еще в 1820 г., чтобы показать, что кроме римского и немецкого права существуют в Европе законодательства, о которых мы имеем до сих пор только отрывочные сведения, законодательства самобытные в своем основании, оригинальные в развитии» .
Сравнительным изучением славянских законодательств занимались также Н. Д. Иванищев, Ю. Д. Венелин, А. Н. Майков, В. В. Макушев, С. А. Котляровский, Ф. И. Леонтович и др. В то время как в 1870-е гг. начинается развитие сравнительного византиеведения (в частности, довольно много работ было посвящено сравнению Соборного Уложения 1649 г. и византийских источников права).
Второй, более мощной линии в формирующейся российской компаративистике с последней трети XIX в. становится западническое направление. Оно достаточно широко представлено как в работах по общей теории права и цивилистике, но особенно - по государственному праву. И здесь крайне важно обратиться к работам М. М. Ковалевского.
Целью данной работы является рассмотрение концепции М. М. Ковалевского о государстве и праве.
Задачи:
- изучить предпосылки формирования политической концепции М. М. Ковалевского;
- рассмотреть кратко деятельность М. М. Ковалевского;
- проанализировать представления М. М. Ковалевского о государстве;
- описать соотношение государства и права в концепции М. Ковалевского.
Объект исследования – политическая концепция М. Ковалевского. Предмет исследования – особенности представлений М. Ковалевского о государстве и праве.
1 Общая характеристика деятельности М. М. Ковалевского
1.1 Предпосылки формирования политической концепции М. М. Ковалевского
Пример российской народнической социологии конца XIX века демонстрирует такие отношения между социологией и империей, которые не описываются в политических категориях, т.е. не сводятся к тому, поддерживает социология империю или критикует ее. Здесь проявляется эпистемологический аспект взаимоотношений между парадигмами современного знания и реальностью империи, где нежелание признавать разнообразие и взаимосвязанность социального пространства империи вытекает из «ученого незнания» , проявляемого социологическим дискурсом, основанным на холистском понимании общества.
Помимо политизированной, сосредоточенной на «социальном теле» народнической традиции в России существовала социология, за которой стоял в основном чисто академический интерес к общественным наукам и эпистемологии. Она развивалась в императорских российских университетах, а позднее в частных учебных заведениях и в развитой сети профессиональных ассоциаций и неформальном интеллектуальном общении. В этом контексте возник целый ряд социальных наук, включая и поздно сформировавшуюся академическую социологию. До революции 1905 года социологию обычно понимали в духе Конта - как дисциплину, обобщающую результаты, полученные в разных областях знания об обществе. Поэтому границы этой специальности не были жестко очерчены - существовало множество точек соприкосновения между подобной наукой об обществе и юриспруденцией, этнографией, политической экономией, физиологией, психологией, историей. В основе соприкосновения интересов лежали общие для всех этих дисциплин парадигмы позитивизма и эволюционизма. Для периода, предшествовавшего революции 1905 года, достаточно сложно выделить зарождавшуюся тогда область академической социологии из общего пространства теорий общества, имевших очевидную политическую направленность. Тем не менее, заметно, что академическую социологию уже тогда все чаще и чаще определяли путем указания на методологию социологического анализа и ссылок на академические американские и европейские школы социологии.
Представляется небесполезным взглянуть на положение социологического знания в мире в целом, в том виде, в каком это положение рисовалось представителям российской академической социологии. Так, самопровозглашенный защитник российской «субъективной социологии» и контовской трактовки социальных наук, профессор Петербургского университета Николай Кареев считал, что социологическая наука в мире представлена различными национальными школами и интеллектуальными традициями. При этом он настаивал на равноправном положении российской народнической социологии, развивавшей критику монизма, включившей социальную психологию в сферу социологической теории и во многом предвосхитившей неокантианский поворот в философии общественных наук . Появление социологической литературы на национальном языке было истолковано Кареевым как признак принадлежности России к «цивилизованным народам» (к которым он относил и таких новичков на мировой арене, как японцы) и как отражение высокой степени развития нации в общественной и политической сфере.
Школы академической социологии также отражали соответствующие «национальные» политические и исторические условия. Так, по мысли Кареева, в Германии поздно усвоили идеи Огюста Конта в силу того, что исторически в этой стране господствующее положение занимала идеалистическая философия. Главный объясняющий фактор социологии Людвига Гумпловича — конкурентная борьба между расами — обусловлен борьбой между разными национальностями в габсбургской монархии.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. – М.: Феникс, 2020.
2) Берлявский Л. Г., Вклад М. М. Ковалевского в развитие юридического образование и науки // Юридическое образование и наука. — 2018. — № 11. — С. 31-36
3) Бойцова В.В.,Бойцова Л.В.Исторические традиции российской школы сравнительного права//Журнал российского права.2003,№7,С.137-145
4) Бороноев А. О., М. М. Ковалевский и русская школа социологии // Социологические исследования. — 2017. — № 6. — С. 97-105
5) Вишневский Ю. Р., Идеи М. М. Ковалевского о воспитании и обучении молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2020. — № 3. — С. 315-326.
6) Желдыбина Т. А., М. М. Ковалевский: из истории российской правовой мысли [Электронный ресурс] : Статья. — Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2011.
7) Жуков В. Н., Социология права в дореволюционной России: основные направления и идеи // Право и государство: теория и практика. — 2015. — № 2. — С. 33-35
8) Калоев Б. А., М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. — Москва : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979.
9) Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. С. 43–48
10) Ковалевский М. М., Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом : опыт в области сравнительной этнографии и истории права. — Москва : URSS : [КРАСАНД, 2010]. — 319, [1] с.
11) Ковалевский М.М. Задача прогрессивных партий на будущих выборах // Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов: документы и материалы, 1906–1916 гг. М.: РОССПЭН, 2002. С. 257–258
12) Ковалевский М.М. Моя жизнь. М.: РОССПЭН, 2005. С. 90–97
13) Ковалевский М. М., Общественный строй Англии в конце средних веков [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 400 с.
14) Ковалевский М.М. Сочинения: в 2-х тт. Т. 2. СПб: Алетейя, 1997.
15) Ковалевский М. М., Социология : теоретико-методологические и историко-социологические работы. — Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011.
16) Куприц Н.Я.Ковалевский.М.:1978
17) Наумов А. А. Социологический подход к государству и праву в трудах М. М. Ковалевского//Вестник РУДН, серия Социология, 2007, No1 (11). С. 16-45
18) Никитина Е. Е., Развитие идеи гражданского общества в трудах российских правоведов конца XIX - начала ХХ в. // Журнал российского права. — 2017. — № 3. — С. 29-35
19) Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. М.: Изд-во МГУ, 1960
20) Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии/А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2018.
21) Швандерова А. Р., Сравнительный метод в изучении истории права и государства в теоретическом наследии М. М. Ковалевского, П. Г. Виноградова и Ф. В. Тарановского // Философия права. — 2017. — № 1. — С. 12-15
22) Язов А. Н., Источники формирования идеи народного суверенитета в либеральной правовой мысли России второй половины XIX - начала XX века // Философия права. — 2017. — № 1. — С. 38-44