Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность представляет набор качеств, которые дают компаниям преимущество над конкурентами, что позволяет предприятиям предлагать своему целевому рынку продукт или услугу с более высокой ценностью, чем у отраслевых конкурентов и в долгосрочной перспективе способствует укреплению позиции бизнеса на рынке.
Составляющие конкурентоспособности динамичны и постоянно меняются, бизнес должен опережать такие тенденции, всегда адаптировать свои предложения к постоянно развивающемуся рынку посредством совершенствования процессов управления конкурентоспособностью.
Эффективное управление конкурентоспособностью цель любого успешного бизнеса и, если бизнес может создавать и поддерживать способность конкурировать возникает возможность позиционирования как лидера рынка, что в результате приводит к увеличению продаж и потенциально более высокой прибыли.
Степень разработанности проблемы. В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлены сущность и методы анализа конкурентоспособности предприятия. Среди них: Арутюнова Д.В., Багиев Г.А., Кривошеева Е.В., Бекетов Н.В., Корнеева И.В., Ноздрева Р.Б, и др.
Объектом исследования является деятельность коммерческой организации АО «СМАК», занимающейся производством хлебобулочных изделий в Свердловской области.
Предметом исследования является уровень управления конкурентоспособностью АО «СМАК» на региональном рынке.
Целью работы является прогнозирование производства конкурентоспособной продукции предприятия.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- изучить понятие, формы, конкурентоспособности продукции;
- исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
- охарактеризовать инструменты производства продукции;
- дать оценку конкурентоспособности и конкурентных преимуществ АО «СМАК»;
- разработать мероприятия по планированию выпуска конкурентоспособной продукции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫПУСКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие конкурентоспособности и моделирование выпуска конкурентноспособной продукции
Развитие конкуренции позволило ввести в хозяйственный оборот ряд производных терминов, одним из которых является конкурентоспособность, сущность этого понятия зависит от объекта хозяйствования, его целей, а также других специфических характеристик, отражающих многомерность и иерархичность развития. Сегодня одной из центральных задач является повышение конкурентоспособности экономики, обязательным условием которой является рост конкурентоспособности непосредственно отраслей, регионов и предприятий.
Для чего организация хочет стать лидеров на рынке? Позиция лидера характеризуется стабильностью и прочным положением с максимальной долей рынка, и известностью среди покупателей. Компания-лидер является примером для конкурентов и является ориентиром в вопросах осуществления деятельности, цены и ввода новой продукции. Еще одним преимуществом лидера является получение Госзаказов, а они в свою очередь помогают в решении всех проблем с финансированием и снабжением материалов и комплектующими. Если фирма занимает лидирующее положение долгое время, то у нее есть возможность просить предоплату за постановку на очередь при покупке определенной модели. Задача лидера – оставаться на своем месте как можно дольше [27, с. 131].
В зависимости от уровня функционирования объектов различают конкурентоспособность: продукции; предприятий (микроуровень); отрасли, региона (мезоуровень); страны (макроуровень) [12, с. 21]. С обострением конкуренции на рынках концепция конкурентоспособности привлекла особое внимание ученых и экономистов.
Конкурентоспособность является наиболее употребительным термином в экономике, при этом существует множество определений относительно этой концепции, которая очень сложна, и происходит это понятие от слова конкурировать, состязаться, а значит стремиться к тому же объекту, положению к которым стремится другой субъект рынка, означает умение или способность бороться за одну и ту же цель, необязательно означает способность побеждать всех соперников, а скорее жажду и готовность участвовать в соревновании, чтобы остаться в соревновании и не быть изгнанным или полностью превзойденным.
Концепция конкурентоспособности используется в политических и научных обществах, поэтому имеет много значений. Такие известные представители теории классической экономики, как А. Смит и Д. Рикардо, определяют конкурентоспособность как использование конкурентных преимуществ с целью увеличения производственной мощности, которая различается в зависимости от страны или отрасли производства из-за различной технологии, которая используется в производстве, разделении работы и специализации [20, с. 148].
Смит в своей теории абсолютного преимущества подчеркивал, что производство с наименьшими затратами обеспечивает конкурентные преимущества в торговле, уровень развития экономики и различия в потенциале зависят от распределения работы и выгоды, которая предоставляется за счет специализации, то есть инвестиций в капитал.
Моделирование конкурентоспособности продукции имеет целью создание цифровой математической модели, заменяющей реальную продукцию в процессе ее изучения. Задачами моделирования конкурентоспособности продукции являются:
выделение наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции предприятия;
их агрегирование в единую цифровую модель;
определение и оценка конкурентоспособности продукции предприятия на рынке;
выделение закономерностей изменения отдельных параметров продукции и ее конкурентоспособности.
Достоинствами предлагаемого подхода являются следующие обстоятельства:
это одна из первых попыток математического моделирования конкурентоспособности продукции;
авторы четко указывают, что «на рынке должны быть товары высокого, среднего и низкого качества. Высокое качество товара вовсе не гарантирует его высокую конкурентную способность — доходы потребителей могут быть столь невысокими, что предпочтение будет отдано товару с очень низкими потребительскими свойствами, невысоким качеством и с невысокой ценой»[1].
Предприятия конкурируют между собой за лучших работников, сырья, клиентов и т.д., пытаясь использовать различные средства, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Различные определения конкурентоспособности, приводимые в научной литературе, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга, т.е. охватывают отдельные сферы и в то же время, каждое из них, взятое в отдельности, нельзя признать достаточным, это объясняется тем, что, характеризуя отдельные весьма важные признаки конкурентоспособности, они обходят вниманием общетеоретический аспект проблемы – суть присущих ей экономических проблем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимкина Д.А., Ларин С.Н., Малков У.Х. Понятие и факторы конкурентоспособности инновационного предприятия. Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХII Всероссийского симпозиума. Москва, 13–14 апреля 2021 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2021. С.7-10.
2. Андреева А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития. –2017. –№ 3. – С. 25–28.
3. Балашова М. А. Об уместности применения понятия «конкурентоспособность» // Baikal Research Journal. 2021. №2.
4. Баразбиев М. Ш. Функции конкуренции в рыночной экономике // основные тенденции развития экономики и управления в современной России. 2019. С. 10-13
5. Белкин В. Н. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. 2015. № 1. С. 1-10.
6. Болдырева, Т.В. Персонал как основной источник конкурентного преимущества компании / Т.В. Болдырева // Наука и общество. – 2017. – № 2 (28). – С. 4–10
7. Борщева А. В. Факторы конкурентоспособности предприятия // Бизнес и дизайн ревю. 2018. №1 (9). С. 6
8. Бухгалтерская отчетность АО «СМАК» за 2018-2020 г.
9. Буянова Д. И. Теоретические аспекты терминологической дефиниции «конкурентоспособность» // ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград. 2018.
10. Вашко Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7 (7). – С.10-14
11. Ведерников Н. С. Роль олигополии в российской экономике // Научные исследования 21 века. 2021. № 3. С. 96-100
12. Вихлянская М. А. Факторы конкурентоспособности предприятия и резервы ее повышения // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. 2021. С. 14-18
13. Гаврикова Е. А. Факторы, влияющие на формирование и развитие конкурентных преимуществ предприятия // Вектор экономики. 2021. № 1. 9 с.
14. Лебедева А.В. Проблемы оценки конкурентоспособности продукции // ЭВ. 2021. №1 (24). С. 42-49
15. Литвиненко М. С. Конкурентоспособность работников: современные инструменты управления и повышения ее уровня // Социально-трудовые исследования. 2021. №3 (44). С. 146-156
16. Лобанова Ю.С., Рыбачек Н.В. Конкурентоспособность как экономическая категория // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. №7. С. 305-306
17. Лубский А. А. Конкурентоспособность предприятия: проблемные вопросы и решения // Журнал прикладных исследований. 2021. №1. С. 48-52
18. Марущак И.И., В.В. Гончаров Система факторов, влияющих на конкурентоспособность организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №9-2. С. 20-24
19. Мугаева Е.В. Влияние маркетинговых коммуникаций на конкурентоспособность предприятия // ЕГИ. 2021. №4 (36). С. 213-216
20. Нуралиев С.У. Маркетинг: учебник для бакалавров / Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. - Москва: Дашков и К, 2020. - 362 с.
21. Онищенко Н. Н. Система показателей оценки конкурентоспособности фирмы // Эпоха науки. 2021. №26. С. 68-70
22. Петриченко Н. Д. Cпособы повышения конкурентоспособности организации на рынке // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №1. С. 129-132
23. Петрищев М. В. Изменения конкурентного процесса при эволюции рыночных структур // Теоретическая экономика. 2019. №2 (50). С. 43-47
24. Хмелева Г.А., Чертопятов Д.А. Новые подходы к развитию инновационной среды в условиях «новой экономической эры» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 897-910.
25. Долгов Д. И., О. В. Григорьева Конкурентоустойчивость. основы управления конкурентоустойчивостью // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7878 (дата обращения: 12.10.2021).
26. Информация по ООО «Уральский хлеб» // URL: https://www.list-org.com/company/249788 (дата обращения 01.05.2022)
27. Официальный сайт АО «СМАК» // URL: https://www.smakhleb.ru/ (дата обращения 01.05.2022)
28. Официальный сайт «Реж-хлеб» // URL: https://rezh-hleb.ru/ (дата обращения 01.05.2022)
29. Официальный сайт «Тагилхлеб» // URL: https://tagilhleb.ru/ (дата обращения 01.05.2022)
30. Официальный сайт МУП «Краснотурьинский хлебокомбинат» // URL: http://kr-xleb.ru/ (дата обращения 01.05.2022)