Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИЧНЫЕ СОЮЗЫ И ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА (ЗККЛЕСИЯ) 6
1.1. ФЕНОМЕН АНТИЧНОГО ЗАСТОЛЬЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 6
1.2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАПЕЗЫ В АНТИЧНОМ МИРЕ 8
1.3. ЧАСТНОЕ СООБЩЕСТВО КАК ПОГРЕБАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ 9
1.4. ПОХОРОННЫЕ СООБЩЕСТВА ИУДЕЕВ 11
1.5. ХРИСТИАНСКАЯ ЭККЛЕСИЯ КАК ПОГРЕБАЛЬНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО 12
2. ХРИСТИАНСКОЕ МУЧЕНИЧЕСТВО: ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ 15
2.1. МУЧЕНИЧЕСТВО I – II ВЕКОВ 15
2.2. МУЧЕНИЧЕСТВО СО ВРЕМЁН МАРКА АВРЕЛИЯ 24
3.ПРОТИВОСТОЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА С РИМСКИМ ГОСУДАРСТВОМ 28
3.1. НЕПРИМИРИМОЕ ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К ЯЗЫЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ 28
3.2. СТОЛКНОВЕНИЕ ХРИСТИАН С АНТИЧНЫМ ГОСУДАРСТВОМ 31
3.3. ХРИСТИАНСТВО ТЕСНИТ ЯЗЫЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ГОРОДАХ: ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ НАКАНУНЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОНЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый исследователь античной религии Артур Дарби Нок (1902 – 1963) религиозное развитие во времена Римской Империи подразделяет на определённые периоды: 1) правление Августа; 2) правление Клавдиев; 3) правление Флавиев; 4) правление Антониев; 5) правление Северов; 6) реакция Деция и Диоклетиана; 7) правление Константина.
В правление «Божественного» Августа в Иерусалиме родился человек, иудей по имени Иисус, который заложил основы нового религиозного учения. Молодое религиозное течение, зародившееся в Иерусалиме после смерти Иисуса и его воскресения, как утверждает Евангелие, уже в ближайшее десятилетие проникло за пределы Палестины. Почитатели Иисуса Христа появились в городах Римской Империи, где христианским общинам предстояло обрести тип организации, который бы соответствовал внутренним запросам верующих и был устойчив к внешним опасностям (расколы и гонения).Христианская церковно-историческая традиция установила существование десяти гонений на христиан: 1) при Нероне; 2) при Домициане; 3) при Траяне; 4) при Марке Аврелии; 5) при Септимии Севере; 6) при Максимине Фракийце; 7) при Деции; 8) при Валериане; 9) при Аврелиане; 10) при Диоклетиане. Установлена была и мистическая подоплёка числа «десять» в определении числа массовых гонений – это уподобление десяти казням египетским.
Римская империя оказалась готовой к восприятию общинной жизни, потому что была с ней знакома, поэтому создать христианские общины оказалось относительно легко.
Тема данной работы посвящена взаимоотношениям христианства и римской власти. Тема эта не потеряла своей актуальности и до настоящего времени. Наша страна пережила и период существования христианства (в нашем случае – православия) в виде официальной, государственной религии, и существования христианства в виде гонимой религии. Ныне положение христианство в новой России внешне характеризуется как достаточно прочное, опирающееся на поддержку власти. Можно сказать, что положение Православной Церкви в России близко к положению государственной религии, что в наше время тоже не является вполне нормальным и ставит положение Церкви в зависимость от настроений в верхних эшелонах власти. Цель данной работы: проанализировать развитие отношений между христианством и римской властью на протяжении I–III веков, доведя это хронологически до 300 года.
Задачи работы: 1) показать место христианской экклесии в ряду различных союзов Римской империи в обозначенный хронологический период;
2) показать историю мученичества как явления в Христианской Церкви, развязанного Римским государством с целью уничтожения христианства;
3) продемонстрировать ход противостояния Христианской Церкви Римскому государству и указать его причины и итоги.
При работе над темой было привлечено значительное количество источников и монографической научной литературы. В целях экономии объёма работы укажем наиболее новые труды. Прежде всего, это монография петербургского историка Христианской Церкви священника Алексея Волчкова, опубликованная в 2019 году. Автор прекрасно справился с задачей показать сложные отношения (противостояние, взаимодействие, взаимное отрицание, взаимовлияние), в которых находились христианство и античное общество. Ценность работы автора также заключается в работе с многочисленными монографиями и журнальными статьями массы современных западных авторов, не переведённых на русский язык.
Из иностранных историков христианства, переведённых на русский язык, необходимо назвать классический труд знаменитого исследователя античной религии Артура Дарби Нока (1902 – 1963), посвящённого различным аспектам обращения язычников античности в христианство. Этот труд стал доступен российскому читателю только в 2011 году благодаря переводу и подготовки к изданию петербургским историком профессором СППбГУ А. Д. Пантелеевым.
Была использована книга другого иностранного автора, французского историка Адальбера-Гюстава Амана. Труд А.-Г. Амана на французском языке вышел в свет впервые в 1992 году, но перевод его на русский язык и выход в московском издательстве «Молодая гвардия был осуществлён в серии «Живая история: Повседневная жизнь человечества» только в 2003 году. Автор посвятил свой интереснейший труд повседневной жизни христиан в период становления Христианской Церкви.
Очень важным подспорьем для написания данной работы стала книга (первый том) из пятитомной серии «История частной жизни», написанная группой французских, английских и американских исследователей под руководством выдающихся современных историков из «Школы Анналов» Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. В первом томе присутствуют главы, написанные о различных аспектах истории частной жизни Древнего Рима. Из данного тома была использована работа Питера Брауна, британского историка.
В качестве источников по истории Римской империи были использованы ставшие классикой античности римских историков Гая СветонияТранквилла и письма императорского легата в Вифинии Плиния Младшего императору Траяну.
1. АНТИЧНЫЕ СОЮЗЫ И ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА (ЗККЛЕСИЯ)
1.1. ФЕНОМЕН АНТИЧНОГО ЗАСТОЛЬЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Существование каждого сообщества в античном мире было обусловлено исполнением определённых социальных функций. Функции эти напрямую были связаны с запросами членов сообщества. Это были частные союзы, которые отличались коренным образом от официальных объединений – армейских, профессиональных и гражданских коллективов. Если провозглашённые цели сообщества переставали удовлетворять запросам индивида, то он это сообщество спокойно покидал.
Первейшей функцией любого античного сообщества являлась организация застолий. Это могло быть сообщество почитателей какого-нибудь божества, происходивших из одних местностей, одного городского квартала, которые создавали частное объединение и связывали себя определёнными обязательствами. Они должны были в определённое время собираться за одним столом, обеспечением которого в основном занимались состоятельные члены объединения, но свои взносы в общее дело вносили все члены общества.Целью существования общинного фонда как раз и являлось финансирование трапезы. Во время этого празднества ощущалось единение присутствующих, на время стирались социальные границы. Рутина повседневности забывалась на время веселья. Подобная практика, как отмечает историк и священник Алексей Волчков, была присуща языческим объединениям, христианским экклесиям и иудейской синагоге. Поскольку застолья в жизни античного союза играли значительную роль, англоязычные исследователи П. Смит и Д. Донахью предложил называть их «застольными товариществами».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95 – 197 / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. – М.: Молодая гвардия, 2003. – 322 с.
Браун Питер. Поздняя античность //История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия; под ред. П. Вейна/ Поль Вейн, Питер Браун, ИвонТебер, Мишель Руш, Эвелин Патлажан; пер. с франц. Т. Пятницыной (предисловие, введение, гл. 1 и 2) и Г. Беляевой (гл. 3, 4 и 5, библиография) под ред. В. Михайлина. 3-е изд. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 800 с. – С. 269 – 354.
Волчков Алексей, священник. Раннехристианская община в античном полисе: научное издание. – М.: Издательский дом «Познание», 2019. – 256 с.
Гай СветонийТранквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М.: Издательство «Наука», 1964. – 375 с.
Грушевой А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – 484 с. – (Историческая библиотека) .
Евсевий Памфил. Церковная история. – М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. – 426 с.
История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия; под ред. П. Вейна/ Поль Вейн, Питер Браун, ИвонТебер, Мишель Руш, Эвелин Патлажан; пер. с франц. Т. Пятницыной (предисловие, введение, гл. 1 и 2) и Г. Беляевой (гл. 3, 4 и 5, библиография) под ред. В. Михайлина. 3-е изд. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 800 с.
Кремона Карло. Августин из Гиппона. Разум и вера./ Пер. с итал. яз. Леонида Харитонова. – Милан, Paoline, 1995. – 300 с.
Нок, Артур Дарби. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина / Пер. в англ. и науч. ред. А. Д. Пантелеева. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2011. – 352 с.
Мариано Хосе СеданоСъерра. Могильщики Римской империи? Отношения ранних христиан с языческим государством. Пример для нашего времени?https://studylib.ru/doc/3777189/pervaya-vstrecha-mezhdurimskoj-vlast._yu-i-hristianstvom
Павел, апостол. Христианам Коринфа, письмо первое // Письма апостола Павла / Пер. и прим. В. Н. Кузнецовой. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем. Фонд Александра Меня., 2000.
Плиний Младший. Письма. / Пер. с лат. яз. М. Е. Сергиенко, под ред. М. Е. Сергиенко, А. И. Доватур. – М.: Издательство «Наука», 1984. – 406 с.
Плиний Младший. Панигирик императору Траяну / Пер. с лат яз. В. С. Соколова // Плиний Младший. Письма I - X. / Пер. с лат. яз. М. Е. Сергиенко, под ред. М. Е. Сергиенко, А. И. Доватур. – М.: Издательство «Наука», 1984. – С. 283 – 286.
Плотников В. В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: От начала христианства до Константина Великого. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 280 с. – (Академия фундаментальных исследований: БОГОСЛОВИЕ).
Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / Пер., коммент., вступ. ст., прилож., и общ. ред. А. Д. Пантелеева. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2017. – 384 с.
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1989. – 336 с.
Тацит Корнелий. Сочинения: в 2-х т. – Ленинград: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1969.