Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………....…3
Глава 1: Теоретические основы роли спортивных игр
в развитии эмоциональной сферы школьников………………….5
1.1. Характеристика эмоциональной сферы школьников…………..5
1.2. Роль спортивных игр в развитии эмоциональной
сферы школьников……………………………………………………...10
Глава 2. Организационно-педагогические условия
развития эмоциональной сферы школьников
посредством спортивных игр………………………………………..18
2.1.Диагностика развития и формирования
эмоциональной сферы школьников……………………………………18
2.2.Практические рекомендации при формировании
эмоционально-волевой сферы школьников посредством
спортивных игр…………………………………………………………21
Заключение………...…………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………….29
Фрагмент для ознакомления
2
деятельности определяют состав и структуру физкультурно-оздоровительного направления. Каждая школа сегодня сама разрабатывает и утверждает план по внеурочной деятельности. Это прежде всего предполагает обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся. Это гарантия нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов [2].
Подобная модель внеурочной деятельности спортивного направления включает:
-полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья;
-рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
-организацию работы спортивных секций;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, таких как дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и др. Педагоги реализуют практически все виды деятельности, игровую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую и др. дети с большим удовольствием принимают участи в спортивно-массовых мероприятиях, спортивных ткрнирах, соревнованиях, Днях здоровья. Младшие школьники занимаются утренней зарядкой, физкультминутками прямо во время уроков и прогулками на свежем воздухе. Классные руководители разрабатывают игровые программы по пропаганде ЗОЖ, поощряют наиболее активных школьников и организуют походы выходного дня [9].
Глава 2. Организационно-педагогические условия развития эмоциональной сферы школьников посредством спортивных игр
2.1.Диагностика развития и формирования эмоциональной сферы школьников
Чтобы определить, насколько изменяются эмоциональные показатели личности школьников, в процессе участия в спортивных мероприятиях, необходимо провести диагностику. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы в обычном классе и в спортивном. В диагностике принимали участие школьники 12-13 лет. Всего приняли участие 40 человек. По 20 человек от каждого класса. Их обозначили как контрольную и экспериментальную выборку. Были получены две сопоставимые по
возрасту, полу и числу выборки. Это обеспечило корректность
статистического анализа результатов исследования.
Диагностические методы были отобраны следующие.
1. 12-факторный опросник Кеттелла, детский вариант.
2. Тест Элерса: мотивация достижений и мотивация избегания неудач.
Первая методика представляет собой модифицированный опросник личности Кеттелла. В нём представлены отдельные факторы.
А). Фактор общительность. Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционального, общительного и веселого. Дети с высокими оценками по данному фактору всегда социально адаптированы. Оценки А+ характерны для детей, которые легко подвержены аффективным переживаниям, отличаются
богатством и яркостью эмоциональных проявлений и откликаются на
происходящие события. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью и чрезмерной обидчивостью. У него почти отсутствует интуиция в межличностных отношениях. В его поведении наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Оценки А– характерны для детей, которые не склонны к аффектам и живым эмоциональным проявлениям. Они замкнуты, сдержаны в эмоциях, мало общаются с другими детьми.
Б). Фактор – вербальный интеллект. Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта. Дети общительны и умны. Они быстро овладевают логическими и математическими
операциями, им легко даётся усвоение новых знаний. Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным
тестам. Ребенок с низкими показателями выполняет предложенные задания,
используя лишь конкретно-ситуационные признаки, и примитивно подходит к
решению проблем. У этих детей отмечается плохое внимание и повышенная
утомляемость. Оценки В– характерны для человека, который обладает низким интеллектом. Благодаря данному фактору можно чётко определить различия между успевающими и неуспевающими школьниками.
В). Фактор – уверенность в себе. Высокие значения фактора С отражают уверенность ребёнка в себе. У него присутствуют спокойствие, стабильность и наблюдается лучшая подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Оценки С+ характерны для детей, которые являются эмоционально зрелыми и хорошо приспособленными. Эти дети способны достигать своих целей без особых трудностей. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на свои неудачи. У них заниженная самооценка и они ощущают себя менее способными по сравнению с другими детьми. Эти дети имеют беспричинные страхи, беспокойный сон и почти всегда испытывают чувство обиды. Таким же образом были продиагностированы факторы возбудимости, склонности к риску и ответственность ребёнка.
С помощью теста Элерса была продиагностирована мотивация избегания неудач. Данный личностный опросник предназначен для диагностики,
мотивационной направленности личности на избегание разного рода неудач. Люди с высоким уровнем самозащиты, чаще попадают в неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали, что люди, которые боятся неудач, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача угрожает престижу. Диагностика проводилась по таким факторам как общительность, вербальный интеллект, уровень
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/Г.С.Абрамова//Альма матер,2005.С.37-39.
2. Абзалов, P.A. Физическое образование или образование по физической культуре [Текст]/Р.А. Абзалов.- Теория и практика физической культуры. 2002. - №3. - С. 25-26.
3. Айян, Т. Спорт для всех: Современные тенденции и некоторые социальные аспекты развития движения «Спорт для всех»: Проблемы воспитания и образования [Текст]/Т. Айян.- Спорт для всех. 2009. - №1-2. - С. 19-20.
4. Аросьев, Д.А., Спектор Р.И. Некоторые методологические вопросы психологии спорта [Текст]/ Д.А. Аросьев.-Психология спортивной деятельности: Сб. науч. работ лаборатории спортивной психологии и психогигиены. М.: ВНИ-ИФК, 2008.-С. 11-16.
5. Бажуков, С.М. Здоровье детей – общая забота [Текст]/ С.М. Бажуков -М.,2008. – 127с.
6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]/В.К. Бальсевич.- Физкультура и спорт, 2008. - 208 с.
7. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) [Текст]/В.К. Бальсевич.- Теория и практика физической культуры. 2000. -№1. - С. 22-27.
8. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодёжь и современность В.К. Бальсевич.-Теория и практика физической культуры. 2005. - №5. - С. 2-7.
9. Бабушкин, Г. Д., Смоленцев В. Н. Психология физической культуры. [Текст]/Г.Д. Бабушкин.- Омск: СибГУФК, 2007. С. 3334.
10. Васильев, A.A. Физкультурно-спортивная активность студенческой молодёжи в свободное время и факторы, её определяющие [Текст]/А.А. Васильев.- Теория и практика физической культуры. 2002. - №1. - С. 44-45.
11. Визитей, H.H. Физическая культура личности [Текст]/ Н.Н. Визитей.- Кишинёв: ТТТтиница, 2009.-С. 16-29.
12. Володина, А. А. Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте / А. А. Володина, А. А. Толмачёва, И. Ю. Якуб, А. И. Потапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 573-576. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41128/ (дата обращения: 04.05.2022).
13. Выдрин, В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование [Текст]/В.М. Выдрин.- Теория и практика физической культуры. 2005. - №5. - С. 15-17.
14. Выдрин, В.М. Физическая рекреация вид физической культуры[Текст]/ В.М. Выдрин.-Теория и практика физической культуры. - 2009. - №3.—С.2-4.
15. Гомберадзе, К.Г. Обоснование эффективности самоподготовки как одной из форм занятий по физическому воспитанию [Текст]/К.Г. Гомберадзе.-Теория и практика физической культуры. 2000. - № 4. - С. 33-35.
16. Гориневский, В.В. Методика и физическое развитие школьников. В сб.:«Физическое воспитание детей и подростков» [Текст]/ В.В.Гориневский,
И.Яблоновский//– М.: Физкультура и спорт,2007.- 136 с.
17. Длимбетова, Г. К. Развитие личностных качеств у школьников / Г. К. Длимбетова, А. А. Досмухамбетова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 790-796. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25256/ (дата обращения: 04.05.2022).
18. Ермолаев, В.М. Зачётные требования по физическому воспитанию- на новую основу [Текст]/В.М. Ермолаев.- Теория и практика физической культуры. 2009. - №10. -С. 52-53.
19. Ерофеева, Т.М. Физическая культура в учебном процессе вуза [Текст]/Т.М. Ерофеева.- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: ВНИИФК, 2005.-С. 27-35.
20. Завьялова, Н. Ю. Особенности воли младших школьников / Н. Ю. Завьялова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1974/
(дата обращения: 04.05.2022).
21. Кузнецова, Д. А. Особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте / Д. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51131/ (дата обращения: 04.05.2022).
22. Лиознова, В.Г. Успешность общения[Текст]/ В.Г. Лиознова //Вестник Санкт-Петербургского государственного университете.- 2006 -No1.-с. 25-27.
23. Макклеланд, Д. Мотивация человека [Текст]/ Макклеланд .Д //Питер ,2007.-22с.
24. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать[Текст]/
Озолин Н.Г.//:АСТ,2011. – с.20с.
25. Терованесян, А.Л. Педагогические основы физического воспитания [Текст]/ А.Л. Терованесян.- М.,2008. – 206с.
26. Теньковский, А.П. Научить единоборствам – обязательно [Текст]/
А.П.Теньковский // Физическая культура в школе. – 2005. – No 1. – С. 79-
80.
27. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения [Текст]/ пер. с англ.Х.Хекхаузен. //СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
28. Якобсон, П.М. Психология мотивации [Текст]/ П.М.Якобсон.-М.Воронеж,2006.-С.285-286.