Фрагмент для ознакомления
2
Интеллигенция не всегда противопоставляет себя власти, но всегда идентифицирует себя относительно власти. В связи с этим можно выделить три группы интеллигенции (интеллектуалов):
1) те, кто «с властью» (сотрудничают, всячески поддерживают, освящают своим присутствием);
2) те, кто находится «в дистанции», предпочитая держаться подальше и не артикулировать своей позиции,
3) те, кто «против власти».
И тогда с одной стороны мы видим И.Кобзона, М.Боярского, Н.Михалкова, А.Кончаловского, З.Прилепина, М.Хуциева, К.Шахназарова,
В.Ганичева. С другой — писатели В.Войновича, М.Шишкина, В.Сорокина, Г.Чхартаришвили, Л.Улитину, С.Юрского, А.Макаревича. В связи с этим вспоминается известная история О Станиславском, который, во время травли в 1938 г. Мейерхольда, устроил его в свой театр, хотя они были непримиримыми соперниками. Этот поступок мог стоить ему не только карьеры, но и жизни. Сегодняшняя интеллигенция не всегда находит в себе силы противостоять власти. Пока несвободно общество, трудно выбирать путь свободы .
Однако публичный дискурс полон реминисценций о российской интеллигенции, где многие представители образованного слоя продолжают этот термин использовать, в том числе в качестве репрезентирующего.
Не случайно в период белорусского кризиса С.Алексиевич обращается именно к интеллигенции, ожидая от нее определенной позиции.
2.2 Формы отчуждения интеллигенции в российском обществе
Современное потребительское общество, основанное на рыночной логике, с помощью средств массовой коммуникации и огромного бюрократического аппарата делает интеллигенцию пассивными наблюдателями своей собственной жизни, снижая ее роль в жизни общества.
Одной из глубинных причин такого состояния является ее отчуждение от результатов труда.
Понятие отчуждения, хотя впервые было введено философами, использовалось социологами, которые разработали различные подходы к изучению этого феномена. Как известно Маркс понимал отчуждение во взаимосвязи с разделением труда в условиях капиталистической эксплуатации. Собственник отчуждает у работника результаты его труда, что, в конечном счете, может довести его до многих лишений.
Как категория философии, «отчуждение» научно разрабатывалось гегелевской философией и преломлялось в марксизме. Г. Гегель утверждает, что отчуждение – итог существующих противоположностей и противоречий. А снятие отчуждение – преодоление противоречий в человеческом мышлении. Для Г. Гегеля человек - это, прежде всего, продукт Абсолютного Духа, мыслящий индивид. Снятие же отчуждения реализуется в мире духа. Снимается отчуждение в мысли философа, в объективной реальности же остается все по прежнему . Разница понимания отчуждения у Гегеля и Маркса – в категории «предметность». У Гегеля это – объективированный дух, а у Маркса – антагонистические условия общества. Анализируя тему истины и рассматривая преодоление отчуждения как важный этап достижения мудрости, формируется картина того, что трактовка отчуждения Гегелем и Марксом – несравнимые категории.
С точки зрения современной социальной философии отчуждение представляет собой объективный процесс общества, где человеческая деятельности трансформируется в автономную враждебную силу. Отчуждение связано с соответствующим типом общественных отношений, когда отношения между людьми подменяются отношениями между вещами. Неизбежным является фетишизация мира предметов. Отчуждение проявляется в приоритете овеществленного труда над живым трудом, в трансформации субъекта в объект манипуляции, в отсутствии контроля над итогами труда.
Формы отчуждения:
1) Деятельности (опустошение, обеднение субъекта в труде);
2) Условий деятельности от деятельности (противостояние предпосылок труда субъекту труда);
3) Результатов деятельности от субъекта деятельности;
4) Теории от практики, что приводит к отклонению в сознании и поведении членов социума.
5) Социальных структур, институтов от трудящихся.
Отчуждение у человека проявляется как апатия, одиночество, равнодушие, атрофия ценностей. М. Хайдеггер полагает, что это – базовая причина того, что индивид ведет себя как «господин сущего», а не как «пастырь бытия». Человек растворяется в мире, спускается до товарных и вещных отношений, он подчиняется отношениям социума. Человек подчиняется своему отчужденному мышлению, он становится рабом вещей, других людей. Постепенно человек теряет себя, любопытство к жизни, естественность и спонтанность.
Отчуждение – это индикатор, «термометр» контролируемости развития человека в эволюции. Отчуждение - это отторжение от автора субъекта.
Опасным же для современного общества является самоотчуждение. Человек не знает самого себя: он не знает ни своего ума, ни души, ни себя настоящего. Он отождествляет себя с внешними частями себя, с умственными и духовными переживаниями. Индивид считает себя «Я-эго». Об этом говорили буддисты. Об этом говорят психологи сегодня: человек постепенно утрачивает связь с самим собой.
Люди ХХ столетия остались без защиты перед действиями тоталитарных идеологий, которые созданы для того, чтобы оправдать убийства. Б. Паскаль в своих «Провинциальных письмах» был возмущен казуистикой иезуитов, которые разрешали преступления, в частности
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Булучевская Е. А. Особенности русской эмиграции в Италию в начале 1920-х гг. //Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 3 (39). С. 20-35
2) Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
3) Гегель, Г. Работы разных лет : в 2 т. / Г. Гегель. - Т . 2. - М.: Мысль, 1973.
4) Интеллигенция современного российского общества: поиски смысла жизни. Колл. Монография / Под общей ред. Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель: Е.А. Колосова. — М.: РГГУ. 2020.
5) Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат., 1990 – 415 с.
6) Ли Сяотао. Российская интеллигенция в начале XXI века//Мир русскоговорящих стран, 2019// https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-intelligentsiya-v-nachale-xxi-veka (дата обращения 06.05.2022)
7) Лихачев Д.С. Об интеллигенции // Приложение к альманаху «Канон». Вып. 2. - СПб., 1997.
8) Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997.
9) Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
10) Успенский Б. А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры//Россия/Russia. 1999, No 2. С. 10-15