Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производство земляных работ на летном поле аэродрома связано (в абсолютном большинстве случаев) с необходимостью исправления природного рельефа участка местности, выбранного для размещения аэродрома, вследствие того, что поверхность аэродрома определенного класса (прежде всего, летного поля аэродрома) должна соответствовать действующим положениям нормативно-технических документов [1,2].
Процесс проектирования требуемой поверхности летного поля аэродрома называется проектированием вертикальной планировкой, а получаемые в результате процесса графические (чертежи) и текстовые (расчеты, описания, пояснения) материалы формируют проектные решения (проект) вертикальной планировки.
От качества разработки проекта вертикальной планировки в значительной степени зависят эксплуатационные качества, прочность, устойчивость и работоспособность искусственных покрытий (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок), воспринимающих нагрузки от воздушных судов, экономичность строительства и эффективность эксплуатации аэродромов [3,4].
Проектные решения вертикальной планировки являются необходимым обоснованием (исходными данными) и условием для разработки и практической реализации организационно-технологической последовательности производства земляных работ ― комплекса строительных процессов, с которого начинается строительство (возведение, устройство) элементов аэродрома.
Разработка рациональных проектов вертикальной планировки и соответствующей организационно-технологической последовательности производства земляных работ является актуальной задачей инженерно-строительной деятельности при строительстве аэродромов.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ЛЕТНОГО ПОЛЯ АЭРОДРОМА
1.1 Особенности проектирования вертикальной планировки элементов аэродрома
Вертикальная планировка является обязательным элементом проекта (проектных решений) при производстве нового строительства или реконструкции существующих элементов аэродрома [1,5,6].
Нормативные требования к формированию проектной поверхности аэродрома (прежде всего, летной полосы аэродрома), исходят из условий обеспечения удобства и безопасности производства взлетно-посадочных операций. С этой точки зрения, наиболее предпочтительным вариантом проектной поверхности становится ровная, горизонтальная поверхность. Однако, такое, очевидное, решение становится неприемлемым, вследствие:
‒ объективного присутствия перепадов рельефа участка местности, которые (при строгой горизонтальной проектной поверхности) приводят к необходимости производства значительных объемов исправлений в формате выемки или насыпи;
‒ отсутствия возможностей (при строгой горизонтальной проектной поверхности) для эффективного отвода дождевых и/или талых вод с поверхности аэродрома (в частности, с поверхности взлетно-посадочной полосы с искусственными покрытиями, ИВПП), что может стать причиной: значительного снижения эксплуатационной пригодности аэродрома; повышения расходов на его содержание и ремонт; и, при определенных условиях, к перерыву (останову) летной эксплуатации.
Следует учитывать и другие факторы (например, расположение уровня грунтовых вод и физико-механические характеристики грунтов), которые способны оказывать влияние на функциональное качество элементов аэродрома.
В силу рассмотренных выше обстоятельств, проектная поверхность элементов аэродрома (прежде всего, летной полосы аэродрома, Приложение 1) проектируется с использованием уклонов в продольном и поперечном направлениях. При этом частные уклоны в направлении продольной оси летного поля (оси взлетно-посадочной полосы) называются продольными уклонами, а, в направлении, перпендикулярном к оси, называются поперечными уклонами проектной поверхности [5,6].
В Приложении 2 представлен пример проектных решений вертикальной планировки летного поля аэродрома с применением системы продольных и поперечных уклонов, обеспечивающих одновременно: исправление недопустимых уклонов природного рельефа местности и эффективный отвод дождевых и талых вод с поверхности летного поля аэродрома ― при безусловном соблюдении нормативных требований к величине и направлениям уклонов проектной поверхности [1].
Проектные величины продольных и поперечных уклонов принимаются в зависимости от особенностей производства взлетно-посадочных операций и принятой схемы водоотведения с поверхности искусственных покрытий элементов аэродрома.
Например, двускатный профиль проектной поверхности взлетно-посадочной полосы (см. Приложение 2) обеспечивает более эффективный и быстрый отвод с поверхности, чем односкатный профиль. Данное обстоятельство является заметным фактором повышения (обеспечения) условий безопасности производства полетов.
Минимальная величина уклонов проектной поверхности затрудняет (замедляет) отвод поверхностной воды, что может привести к переувлажнению грунтов, потерю их физико-механических характеристик и, соответственно, несущей способности.
1.2 Исходные данные, необходимые для разработки проектных решений
Разработка корректного, рационального, технически обоснованного и экономически целесообразного проекта вертикального планировки требует наличия значительного, в количественном и качественном отношениях, состава информации, включая [1,6,7,8,9]:
‒ действующие нормативные положения в отношении состава и геометрических размеров элементов аэродрома (прежде всего, летного поля аэродрома), в зависимости от класса аэродрома;
‒ требования к проектной поверхности, включая условия обеспечения видимости, величинам продольных и поперечных уклонов, изломов поверхности взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок, а также грунтовых элементов аэродрома;
‒ топографо-геодезические данные, характеризующие с достаточной полнотой и точностью особенности рельефа участка местности, выбранного для строительства аэродрома и прилегающей к нему территории (план топографической съемки участка местности). План топографической съемки участка местности принимается в зависимости от стадии проектирования. При двухстадийном проектировании вертикальной планировки аэродрома, на стадии технического проектирования к работе принимается топографический план местности, составленный в масштабе 1:5000, с сечением фактических («черных») горизонталей 0.5 м. На стадии рабочих чертежей рассматривается топографический план местности, составленный в масштабе 1:2000, с сечением фактических («черных») горизонталей 0.25 м. Требуемый топографический план создается методом нивелирования поверхности участка местности по сетке квадратов размером 40×40 (30×30) м. Для удобства проектирования вертикальной планировки линии нивелировочной сетки рекомендуется совмещать с кромками покрытий и осями поверхности взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек (см. Приложение 1). План топографической съемки участка местности должен сопровождаться топографической основой (картами масштаба 1:25000÷1:100000) территории, примыкающей к участку строительства ― для осуществления сопряжений проектных горизонталей с фактическими, а также осмысленного решения вопросов, связанных с организацией отвода поверхностных стоков воды с участка аэродрома;