Фрагмент для ознакомления
2
Рынок туристских услуг Свердловской области в целом, и города Нижний Тагил представляет из себя все предприятия, оказывающие и организующие деятельность, связанную с туризмом, а также потенциальных потребителей данных услуг.
Таким образом, все предприятия, занимающиеся предоставлением услуг в сфере туризма, в условиях рыночной экономики действуют в постоянно меняющихся условиях, что связано с многообразием отношений и воздействием на них других экономических, политических и иных субъектов.
Все факторы (субъекты) оказывающие воздействие на предприятия в совокупности и называются средой маркетинга.
Она в первую очередь и определяет функционирование организаций в рыночной среде любого субъекта Российской Федерации.
Именно по этой причине отечественные и зарубежные авторы отводят значительное внимание её изучению при организации и проведении маркетинговых исследований.
Для определения векторов развития индустрии туризма в пределах города Нижний Тагил, администрация города первостепенно должна определить маркетинговую стратегию, общую концепцию, которую необходимо в дальнейшем планомерно воплощать в жизнь. Для этого необходимо подробное изучение следующих важных элементов маркетинга:
• внутренняя среда рынка города (предприятия туристской индустрии, кадровый потенциал, рекреационный и туристский потенциалы, основные фонды и др.);
• внешней среде, (законодательстве, курсах валют и других факторах не подконтрольных рынку города, но оказывающих влияние на деятельность туристских предприятий, функционирующих в нем).
К факторам внутренней среды относятся те, которые могут быть подконтрольными маркетингу, а также руководству предприятия, города или других субъектов данной деятельности.
Факторы внешней среды не подконтрольны хозяйствующему субъекту, игроку на туристском рынке, но они оказывают прямое или косвенное воздействие на исследуемый субъект, в нашем случае рынок туристских услуг города Нижний Тагил.
В свою очередь каждый из них подразделяется на микро и макросреду.
К перовой относятся факторы, не посредственно воздействующие на предприятие или рынок, с которыми изучаемый субъект постоянно борется.
Другие маловероятны, но все, же могут оказывать воздействие на предприятие или рынок туристских услуг, косвенно (изменение курса валют при организации зарубежных туров приведет либо к росту спроса или, же к его спаду, что окажет влияние на туристские фирмы, в пользу увеличение или уменьшения игроков на рынке, при уменьшении прибыли их количество также уменьшается, а при увеличении происходит и открытие новых предприятий).
Как мы уже упоминали ранее под внутренней средой, особенно при анализе рынка туризма г. Нижний Тагил будет пониматься микросреда, или часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри рынка и подконтрольна ему.
Рассматриваемая среда содержит в себе потенциал, который дает возможность для развития рынка в пределах рассматриваемой территории.
1.2 Характеристика туристско-рекреационных ресурсов региона
До начала 90-х гг. ХХ в. Свердловская область оставалась регионом, закрытым для посещения гражданами иностранных государств. Для жителей других регионов Российской Федерации Свердловская область ассоциировалась с «опорным краем державы», где сосредоточены огромные промышленные предприятия, выпускающие тысячи тонн стали, чугуна, сотни единиц крупнотоннажного оборудования. В связи с этим проблема формирования бренда Свердловской области как региона, комфортного для жизни, интересного и безопасного для посещения сегодня приобретает особую актуальность.
Основу формирования такого бренда могут и должны составить традиционные ценности, достижения и особенности Урала и Свердловской области:
Географические особенности – граница Европы и Азии, протяженность которой по территории Свердловской области превышает 700 км. Граница между Азией и Европой одна из важнейших особенностей уральского региона, а первый рубеж между двумя частями света предложил В.Н. Татищев, благодаря которому на Урале было основано немало новых городов. Именно он решил провести границу по Уральскому хребту, который можно рассматривать в качестве геофизического и природного рубежа. Уже к началу XIX столетия на стыке двух различных частей света стали устанавливать всевозможные памятные знаки и обелиски, которые представляли собой деревянные стелы. Рядом с ними возводили маленькие караульные дома, где жили лесообъездчики, ухаживающие за обелисками и охраняющие эти места.
Геологические особенности – Уральские горы, наиболее известными вершинами которых являются Конжаковский камень (1569 м – самая высокая вершина на территории Свердловской области), Денежкин камень (1495 м), Серебрянский камень (1305 м), Кумба (921 м), Качканар (887,6 м), а также большое число рек и озер.
Минералогические особенности – так называемая «самоцветная полоса», протянувшаяся с юга на север более чем на сто километров вдоль восточного склона Среднего Урала в верховьях рек Нейва, Реж и Адуй; крупнейшие в мире месторождения асбеста (г. Асбест), железных руд (г. Нижний Тагил), ванадиевых руд (г. Качканар), изумрудов (п. Малышевский), золота (г. Березовский).
Культурные особенности, связанные с традиционными ценностями русского народа (мастерство, умение, красота, природа, родина, русский дух), которые нашли отражение в развитии традиционных народных ремесел и промыслов малых народов Урала (уральская роспись, обработка камня, металла, резьба по дереву, изготовление кукол-оберегов).
Исторические особенности Свердловской области связаны с:
• расширением территории Российского государства на восток: первое поселение русских на Урале (1574 г. – пос. Усть-Утка), поход Ермака в Сибирь;
• формированием в XVIII–XIX веках российской промышленности, городов и поселков-заводов (Невьянск, Нижний Тагил, Висим, Алапаевск), в результате деятельности первых российских промышленников из рода Демидовых и Яковлевых;
• техническим прогрессом – здесь были изобретены и построены: первая русская железная дорога, первый русский паровоз (Черепановы, г. Нижний Тагил), прообраз экскаватора, подъемных механизмов, прокатного стана (Е.Г. Кузнецов, г. Нижний Тагил), первая русская водяная турбина; Алапаевская узкоколейная железная дорога – одна из крупнейших узкоколейных железных дорог с шириной колеи750 мм на территории Российской Федерации;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Tropki.ru - путешествия и отели по всему миру. Все экскурсии в Нижнем Тагиле – [Электронный ресурс] – https://tropki.ru/rossiya/sverdlovskayaoblast/nizhniy-tagil/ekskursii.
2. Википедия "Черепановы" – [Электронный ресурс] – https://ru.wikipedia.org/wiki/Черепановы
3. ВикиЧтение "Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы" –
[Электронный ресурс] – https://history.wikireading.ru/192148
4. Виргинский В. "Черепановы" – [Электронный ресурс] – https://informaxinc.ru/zhzl/1957-1961/virginskiy_cherepanovy/
5. Город Нижний Тагил: достопримечательности и история – [Электронный ресурс] – https://uraloved.ru/goroda-i-sela/sverdlovskaya-obl/nizhniy-tagil
6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 1996. - 312 с.
7. Достопримечательности Нижнего Тагила – [Электронный ресурс] – http://narslovar.ru/nizhniy-tagil.html.
8. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма. — Минск: Новое знание, 2003. — 632 с.
9. Дьяченко О.Н., Полесская О.П. Организация специальных видов туризма. — Брянск: ФГБОУ БГУ, 2017. — 170 с.
10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. — М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.
11. Записки Бориса Телкова 100-летию Центральной городской библиотеки посвещается – [Электронный ресурс] – http://www.tagillib.ru/boris-telkov/
12. Историко-Технический музей «Дом Черепановых» – [Электронный ресурс] – https://museum-nt.ru/content/visit/museum/museum.php?ELEMENT_ID=126.
13. Коверд, И. Т. Тагильский краевед / И. Т. Коверд. — 6-е изд. — Нижний Тагил: 1992. — 127 c.
14. Легендарные ЧерепановыОтец и сын стали создателями первого русского паровоза – [Электронный ресурс] – https://lgz.ru/article/-50-6765-16-122020/legendarnye-cherepanovy/
15. Нижетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» – [Электронный ресурс] – https://museum-nt.ru/.
16. Осипова О.Я. ранспортное обслуживание туристов. — М.: Академия, 2006.
— 384 с.
17. Паровозная история механиков Черепановых – [Электронный ресурс] – https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43814088090/Parovoznaya-istoriyamehanikov-CHerepanovyih
18. Пудовкин, С. И. Мой Тагил: исторические очерки / С. И. Пудовкин. — 1-е изд. — Нижний Тагил: Книжный дом "ХлопотовЪ", 2014. — 303 c.
19. Путеводитель по городу Нижний Тагил – [Электронный ресурс] – https://turizmnt.ru/gorod/istoriya/
20. Родословная или история моих предков (Черепановы) – [Электронный ресурс] –https://www.semiestrel.ru/kak-iskat-informatsiyu-o-svoih-predkah/
21. Семенов, И. Г. Тагил достопримечательный / И. Г. Семенов. — Нижний Тагил : Книжный дом «ХлопотовЪ, 2018. — 300 c.
22. Тагильский Краевед – [Электронный ресурс] – http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk20.pdf
23. Телков, Б. Тагильский криуль очерки / Б. Телков. — 1-е изд. — Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2004. — 252 c.
24. Устьянцев, С. В. Удивительный Нижний Тагил 290-летию города посвящается / С. В. Устьянцев. — 1-е изд. — Нижний Тагил:, 2012. — 311 c.
25. Морозова Н.С., Морозов М.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Родигин Л.А. Информационное обеспечение туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 288 с.