Фрагмент для ознакомления
2
В XXI вв. существенно изменилось предназначение музеев по всему миру. Мировой опыт показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в сложные культурно-исторические и досуговые культурные центры.
В связи с пандемией COVID-19 туристская отрасль видоизменяется, переориентируется и подстраивается под реалии стран и регионов мира. На территории России также произошли изменения в отрасли туризма, стало возможным развивать в регионах страны специфические виды туризма, которые не были характерны ранее, но имели потенциал для развития.
В данной работе предпринята попытка выявить рекреационный потенциал для развития музейного туризма в регионах России, изучить потенциальные возможности и перспективы.
Цель работы – изучить музейные проекты как фактор развития туризма.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать музей как проект;
– охарактеризовать проектирование музейной экспозиции как фактор развития туризма
– определить роль музейных проектов в развитии туризма;
– проанализировать разновидности музейных учреждений в России;
– выявить проблемы и определить перспективы использования музейных проектов как фактора развития туризма в России.
Объект исследования – развитие музейного туризма.
Предмет исследования – разновидности музейных проектов.
Методы исследования. Для достижения цели были использованы как общенаучные методы исследования, так и специфические для изучения вопросов развития музейного туризма. Так, был применен системный анализ, благодаря которому удалось сформировать рекреационную ресурсную базу для развития музейного туризма. Был использован метод опроса, для выявления аттрактивности изучаемого вида туризма у потенциальных потребителей. Помимо этого, применены методы статистического анализа, исторический, типологии, построение таблиц и диаграмм и др.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
1. Проектный подход в музейной деятельности, особенности и значение в развитии туризма
1.1. Музей как проект
Первоначальное понимание музея как собрания диковинок, завезенных Петром I в Россию, с течением времени трансформировалось в многогранное, многомерное определение музея современности. По определению, данном в Кратком словаре музейных терминов, музей – это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния .
В Уставах Международного Совета музеев, существующего практически с середины XX века, музей определяется как «действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и среды его обитания». В большинстве своём современные исследователи трактуют предназначение музея как «генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия» .
Э. В. Смирнова рассматривает музей как социокультурный феномен, отражающий главные смыслы эпохи. Музей неизбежно воспринимает те изменения, которые происходят в обществе, так как является его частью, и следствием тому становится появление новых форм взаимодействия музея с социумом и новых функций музея .
С началом включения музея в активную туристскую деятельность, происходит его трансформация. После распада Советского Союза музеи оказываются в тяжелой ситуации, новые реалии требуют от учреждений создания новых способов существования. В середине 1990-ых годов, по словам А. В. Романчук, музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, они искали способы привлечения средств. Выработка новых стратегий деятельности осложнялась отсутствием единой концепции как организации музея, так и множеством трактовок тех или иных исторических событий, на которых основывались экспозиции. Потому характерным для музеев послесоветского времени было внимание к памятникам изобразительного искусства, архитектурным ансамблям, коллекциям предметов искусств. Искусство такого рода не требовало погружения в исторический контекст, сомнительно, что оно могло вызвать разногласия идеологического характера, которые были неизбежными в экспозициях, посвященным, например, вождям пролетариата. Именно в этот период появляются интерактивные экскурсии, с обилием легенд, мифов, сказаний, украшающих рассказ экскурсовода, они впечатляют и удивляют туристов, становясь главным объектом внимания. Развлекательная часть экскурсии становится одной из стратегий развития музея, в которой посетитель включается в игровое пространство.
Помимо того, что развлекательные мероприятия создавались с целью привлечения туристов и материальных средств, для повышения интереса к деятельности музея, важно отменить изменение характера коммуникации между музеем и посетителем. Если раньше коммуникация происходила в формате монолога, где говорящий – создатель музейного пространства, либо же сотрудник, иными словами – музей, то теперь приходящий в музей вступает в диалог, являясь полноправным его участником. Экспозиция в таком случае будет неизменным каналом коммуникации и информационным носителем, она представляет собой некую систему культурных кодов, которую посетитель будет воспринимать и актуализировать через собственную культурную память, ценностные ориентиры и мировоззренческие установки. Установление контакта между посетителем и экспонатом зависит от потребностей человека, особенностей его восприятия; то есть, значим не только предмет коллекции, но и сам человек. Турист, для которого посещение музеев является целью путешествия, будет по-особому относиться к самой экспозиции, имея определенный культурный запрос.
Музей, безусловно, в первую очередь – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т.п. Хотя устав ИКОМ – Устав Международного совета музеев (http://www.icom-russia.com) – однозначно определяет музей как некоммерческое учреждение , аналогично трактуется специфика его работы и в законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» .
Музеи в настоящее время из традиционных учреждений, занимающихся коллекционированием и исследованиями объектов культурного и природного наследия, превращаются в активных социальных субъектов – начинают брать на себя ответственность за развитие территории, на которой они находятся. В первую очередь, это выражается в освоении музеями технологии социокультурного проектирования .
«Проект», согласно Положению об организации проектной деятельности в Правительстве РФ от 31 октября 2018 г., это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений . Цель проектирования – выявить общественно важную проблему и предложить способ ее решения для получения социального эффекта. Это может быть улучшение условий жизнедеятельности отдельных людей, социальных групп, населения в целом . Однако каждая организация-проектировщик при решении выбранной проблемы планирует и использует характерные для нее инструменты – для музея – это экспозиции, экскурсии, образовательные программы и другие формы и методы музейной работы.
Социальный эффект музейных проектов проявляется в том, что они являются значимыми для самых разнообразных категорий населения. Так, различные мероприятия (в рамках проектов), ориентированные на молодое поколение – направлены на духовно-нравственное воспитание данной категории населения, развитие интеллектуального потенциала, становление гражданственности, приобщение к современному искусству, формирование активной жизненной позиции. Проекты для пожилых людей помогают в решении проблем, связанных с социализацией, изоляцией и просвещением. Проекты, ориентированные на людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, помогают создавать условия для их социальной и культурной адаптации, развития творческих способностей и творческой реабилитации .
Таким образом, проектная деятельность музеев направлена на решение важных социальных проблем – на стимулирование активной культурной жизни местных жителей, на продвижение культурных продуктов, улучшение социальных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2591.
2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. – 2018. – № 45. – Ст. 6947.
3. Анисимова В.В. Музейный туризм в России / В.В. Анисимова, Т.А. Волкова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 49-55.
4. Кибанова О.В. Виды информационно-коммуникационных технологий в экспозиционно-выставочной деятельности / О.В. Кибанова // География и туризм. – 2018. – № 2. – С. 102-104.
5. Короткова Т.В. Музей как площадка реализации социокультурных проектов / Т.В. Короткова // Студенческая наука и XXI век. – 2021. – Т. 18. – № 1 (21). – Ч. 2. – С. 443–445.
6. Ларина А.Г. Аспекты музейной деятельности в современном обществе / А.Г. Ларина // Туризм и музеи: синергетический эффект взаимодействия. – М.: Знание-М, 2020. – С. 245-253.
7. Ларина А.Г. Трансформация музея в современном мире / А.Г. Ларина // E-Scio. – 2020. – № 7(46). – С. 541-547.
8. Марков А.П. Основы социокультурного проектирования / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – Санкт-Петербург: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 1998. – 361 с.
9. Никифорова А.А. Музей и туризм: особенности взаимодействия / А.А. Никифорова // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 11 марта 2022 года / Редколлегия: Бабаева З.Ш. [и др.]. – М.: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022.
10. Никифорова А.А. Объекты нематериального культурного наследия в музейной деятельности: особенности вовлечения в сферу туризма. Монография / А.А. Никифорова. – Нижневартовск, МУПП « Изд-во «Приобье», 2017. – 128 с.
11. Никифорова А.А. Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики / А.А. Никифорова, Л.Г. Скульмовская // Вестник культуры и искусств. – 2018. – №2 (54). – С. 80-88.
12. Проектирование туристских аттракций: учебно-методическое пособие / сост.: Н. И. Воробьева, И. Д. Горшков; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2019. – 40 с.
13. Симбирцева Н.А. Современный музей как пространство реализации проектной деятельности / Симбирцева Н.А., Биттер М.В. // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 7.
14. Словарь музейных терминов: учеб.-метод. пособие / сост. О.И. Захарова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 28 с.
15. Смирнова Э.В. Трансформация функций музея в современном социокультурном пространстве / Э.В. Смирнова // Magister Dixit. – 2014. – Вып. 2. – С. 84-89.
16. Музеи XXI века: между виртуальной реальностью и торговым центром» [Электронный ресурс] // StrelkaMagazine. – URL: https:// strelkamag.com/ru/article/musei-discussion (дата обращения: 10.05.2022.)
17. Музеи России. Культура.РФ – гуманитарный просветительский проект [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/museums (дата обращения: 10.05.2022.).
18. Новоселова Е. Музеи встроят в брендовые туристические маршруты [Электронный ресурс] – URL: https://culture.gov.ru/press/polemic/muzei_vstroyat_v_brendovye_turisticheskie_ marshruty/ (дата обращения: 10.05.2022.)
19. Скиба А.С. Проектный подход в музейной деятельности и его особенности [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=9257 (дата обращения: 10.05.2022.)
20. Устав Международного совета музеев (ИКОМ) Принят на 16-й Генеральной Ассамблее ИКОМ (Гаага, Нидерланды, 5 сентября 1989 г.) [Электронный ресурс]. – URL: icom-russia.com (дата обращения: 10.05.2022.).