Фрагмент для ознакомления
2
Информационно-образовательная среда включает в себя все современные достижения в технико-образовательной сфере (электронное обучение и программное обеспечение в образовании, электронные образовательные технологии, дистанционное обучение, электронное репетиторство), и др.), что помогает студентам лучше и быстрее адаптироваться к изменчивому миру, свободно учиться и использовать все современные новшества в повседневной и профессиональной жизни, формировать у студентов способность к непрерывному обучению [23]. Влияние образовательной среды на личность изучалось некоторыми учеными. Например, Роберт И.В., Панюкова С.В. раскрывали образовательную среду с позиции общества, как условие взаимодействия и социализации. Собственно под образовательной средой понимается взаимодействие человека с другими субъектами образовательного процесса [23,24,27,29,30].
Кроме того, Босова Л.Л., Данильчук Е.В., Самылкина Н.Н. [7,8,15,16,31,32] исследовали развивающие возможности образовательной среды, ее влияние на успешность обучения студентов, их творчество и самостоятельность. Эти ученые считают информационно-образовательную среду эффективным средством активизации студентов. Принимая это во внимание, следует отметить, что образовательная среда высшего образовательного учреждения обладает уникальным потенциалом для развития способностей и познавательных процессов студентов за счет использования различных развивающих заданий, эффективной учебной деятельности и индивидуального обучения. Однако важно вовлекать студентов в активную деятельность и адаптировать средства, которыми располагает среда, в соответствии с их индивидуальными потребностями. Более того, ряд ученых [35] изучали развивающий потенциал информационно-образовательной среды, выявляя его исключительное значение для формирования духовных ценностей личности, ее качеств и культуры.
Также ряд других ученых [35] рассматривают информационно-образовательную среду как средство создания позитивной учебной атмосферы, условие успешности обучения. Она включает в себя различную технику, творческое и оптимистично-ориентированное общение между участниками образовательного процесса. Кроме того, Гриншкун В.В., Софронова Н.В. уделяют особое внимание психологическим основам информационно-образовательной среды. Они изучают особенности развития познавательных процессов студентов, навыков и умений за счет формирования благоприятной информационно-образовательной среды в образовательном учреждении [9-12].
В то же время ряд ученых [6,9,12] уделяют большое внимание специальной подготовке преподавателей к созданию информационно-образовательной среды. Для формирования информационно-цифровой компетентности студентов преподаватель должен знать все новшества в информационно-коммуникационных технологиях, свободно пользоваться различными устройствами, иметь развитую информационно-цифровую компетентность и владеть педагогическими методами и приемами обучения студентов. Что касается информационно-образовательной среды, ее особенности и возможности использования для развития личности раскрыты в работах Босовой Л.Л., Данильчук Е.В., Самылкиной Н.Н.
В их научных работах информационно-образовательная среда представлена, прежде всего, с позиции подготовки преподавателя в ее условиях и использования потенциала этой среды в обучении.
Наконец, в работах исследователей раскрыты некоторые аспекты влияния информационно-образовательной среды на личность студентов. Например, Бешенков С.А. [1-4 ]исследовал проблему социализации студентов в информационно-образовательной среде; Гриншкун В.В.исследовал проблему организации обучения студентов в странах Европы; Босова Л.Л., основываясь на данных экспериментального исследования, определили факторы информационно-образовательной среды, эффективно воздействующие на студентов.
Современные ученые [2,19,26] отмечают, что информационно-образовательная среда носит характер поддержки для каждого студента. Под ним понимается комплекс всех возможностей его воспитания, обучения и развития и комплекс материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и специально созданных педагогами условий для комфортного развития студентав образовательном учреждении. Однако, инфоормационно-образовательная среда должна быть обновлена с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем технологического развития общества, государства и тенденций общественного развития. В соответствии с ним необходимо максимально полно внедрять информационные технологии и использовать их возможности в образовательной среде. Материально-техническое состояние и информационно-коммуникационное обеспечение являются показателями, характеризующими качество информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда является единственным пространством, где происходит интеграция всей информации [8] . Также считается комплексным системным средством повышения эффективности образовательного процесса за счет набора средств передачи информации. Это осуществляется посредством взаимодействия научной, профориентационной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы, организации учебно-производственной деятельности, работы администрации, психологической службы, библиотеки образовательного учреждения, его административно-хозяйственной деятельности и т.д. Информационно-образовательная среда является частью среды обучения образовательного учреждения наряду с виртуальной средой (программное обеспечение для оказания образовательных услуг) и интерактивной средой обучения (обеспечение структурированного взаимодействия между студентами, а также между студентами, преподавателями и специалистами различных областей в условиях дистанционного образования) [12,14].
Информационно-образовательная среда стала характерной инновацией последнего десятилетия, которое понимается учеными как способ реализации процесса обучения, который предполагает использование современных телекоммуникационных и инновационных технологий, и позволяет сделать возможным дистанционное обучение без личных контактов «преподаватель-студент».
И.В. Роберт под информационно-образовательной средой понимает организационную форму образовательного процесса в специально созданном учебном заведении с активным применением актуальных современных информационно-коммуникационных технологий [29].
Не отрицая определений, данных учеными, с учетом специфики A.M. Бершадский и И.Г. Кревский, понимают информационно-образовательную среду как обучение, как индивидуальный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов личной познавательной деятельности, происходящие преимущественно при опосредованном взаимодействии участников тренировочного процесса, удаленных друг от друга, в специализированной среде, функционирующей на основе современных психолого-педагогических и информационно-педагогических технологий [5].
Е.С. Полат считает, что информационно-образовательная среда зарекомендовало себя как самая эффективная система 21 века в образовательном процессе в различных учебных заведениях. Она заключается в развитии творческих и интеллектуальных способностей учащихся посредством открытого и бесплатного использования всех образовательных ресурсов и программ.
Виды технологий, используемых в информационно-образовательной среде, постоянно меняются. Чем более продвинутыми становятся технологии, тем более продвинутой становится информационно-образовательная среда [30].
Основными элементами информационно-образовательной среды являются наборы учебно-методических материалов из разных дисциплин, представленных в следующих формах: дистанционные курсы, интерактивные учебные ресурсы, набор онлайн-уроков и обучающих фрагментов, виртуальные обучающие среды, электронные библиотеки, симуляторы электронных схем, электронные периодические издания, электронные системы контроля и оценки результатов обучения, компьютер средства моделирования, компьютерные демонстрации.
Информационно-образовательная среда способна сохранить все традиционные компоненты учебного процесса, такие как актуальные цели, значимое содержание, современные методы, эффективные формы организационной работы учащихся, средства обучения. Информационно-образовательная среда способствует повышению мотивации обучающихся к овладению иностранным языком и структурированию образовательного процесса [29].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бешенков С.А., Шутикова М.И. Информационно-образовательная среда в контексте четвертой промышленной революции: семантический анализ информации, / У. Ч. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 4 (50). С. 8-14.
2. Бешенков С.А., Ваграменко Я.А., Касторнова В.А., Козлов О.А., Миндзаева Э.В., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Роберт И.В., Сердюков В.И., Шихнабиева Т.Ш., Яламов Г.Ю. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / Москва, 2018.
3. Бешенков С.А., Шутикова М.И., Рямов Р.Ф Факторы развития цифровой образовательной среды / Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. № 4 (58). С. 118-124.
4. Бешенков С.А., Чиркова Л.Н., Шестакова М.В. Изучение истории информатики в системе непрерывного школьного образовании / Педагогическая информатика. 2015. № 1. С. 23-39.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. О профессиональной деятельности учителя информатики в условиях цифровой трансформации образования / Информатика в школе. 2021. № 7 (170). С. 10-14.
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Вопросы организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения / Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48). С. 72-89.
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Подходы к эффективному использованию средств икт и эор на уроках информатики в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов / Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52). С. 56-63.
8. Босова Л.Л. Информатизация образования и информатика в школе / Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 111-122.
9. Гриншкун В.В. Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 1. С. 12-21.
10. Гриншкун В.В. Разработка подходов к подготовке учителей к применению цифровых ресурсов для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников / В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании / Материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск, 2021. С. 85-89.
11. Гриншкун В.В. Особенности и следствия использования открытых образовательных ресурсов и электронных курсов в российских вузах / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 3. С. 247-270.
12. Гриншкун В.В. Необходимость удаленного обучения - стимул для формирования и развития цифровой среды образовательной организации / Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 2 (52). С. 8-15.
13. Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34-47.
14. Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к применению электронных ресурсов для обучения информатике студентов вузов / Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. № 17. С. 29-34.
15. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Подготовка будущих учителей информатики к созданию и использованию виртуальных образовательных площадок в обучении школьников / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 10 (153). С. 9-16.
16. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Интерактивные средства обучения как инструментарий современного педагога в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (121). С. 4-12.
17. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Подготовка будущих учителей информатики к созданию и использованию виртуальных образовательных площадок в обучении школьников / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 10 (153). С. 9-16.
18. Данилюк С.Г., Козлов О.А., Мартиросян Л.П., Мухаметзянов И.Ш., Павлов А.А., Романенко Ю.А., Сердюков В.И., Босова Л.Л., Ежова Г.Л., Касторнова В.А., Прозорова Ю.А., Усенков Д.Ю. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Москва, 2012. Сер. Информатизация образования.
19. Захарова Т.Б., Захаров А.С., Самылкина Н.Н., Нателаури Н.К., Победоносцева М.Г. Организация современной информационной образовательной среды / Методическое пособие / Москва, 2016.
20. Коблова М.В., Струнова С.С., Коваленко К.А. Информационно - образовательная среда вуза: опыт создания и сопровождения на основе lms moodle. / В сборнике: Информационные технологии в образовании. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2014. С. 232-236.
21. Королев Д.А. Разработка методики, методов и средств создания единой информационно-образовательной среды вуза / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Москва, 2007
22. Неверов А.В. Разработка электронной информационно-образовательной среды преподавателя как одно из направлений цифровизации образования Путь науки. 2019. № 11 (69). С. 116-117.
23. Панюкова С.В. Размещение веб-портфолио студента в информационно-образовательной среде вуза / В книге: Педагогические и психологические проблемы современного образования. материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; Е.О. Иванова (отв. ред.). 2015. С. 418-424.
24. Панюкова С.В. Комплексная система автоматизации управления университетом / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 2. С. 71-77.
25. Панюкова С.В. Веб-портфолио студента в цифровой информационно-образовательной среде вуза / В сборнике: Информатизация непрерывного образования - 2018. материалы Международной научной конференции: в 2 томах / Под общей редакцией В. В. Гриншкуна. 2018. С. 649-653.
26. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций / Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
27. Роберт И.В.,Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство / Москва, 2017.
28. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Педагогико-эргономические условия формирования информационно-образовательного пространства / В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 11-25.
29. Роберт И.В. Основные направления развития информатизации образования / Педагогика. 2015. № 10. С. 30-38.
30. Роберт И.В. Характеристики информационно образовательной среды и информационно образовательного пространства / Мир психологии. 2019. № 2 (98). С. 110-120.
31. Самылкина Н.Н., Босова Л.Л., Нателаури Н.К. Профессиональные компетенции учителя в цифровой образовательной среде / Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 4 (68). С. 33-37.
32. Самылкина Н.Н., Салахова А.А. Искусственный интеллект в образовании (aied): от прикладных задач информатизации до изучения темы в содержании курса информатики / Профильная школа. 2021. Т. 9. № 5. С. 10-24.
33. Софронова Н.В., Бельчусов А.А. Информационно-образовательная среда для организации внеурочной деятельности школьников в сборнике: информационные технологии в образовании “ИТО-САРАТОВ-2017” / Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 494-498.
34. Софронова Н.В. Современные проблемы информатизации образования в России / Педагогическая информатика. 2017. № 3. С. 104-109.
35. Софронова Н.В. Электронный журнал как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в области икт / В сборнике: Интернет-технологии в образовании. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Н. В. Софронова. 2019. С. 5-10.