Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Анализ понятия познавательные УУД в психолого-педагогической литературе
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного и успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей, включая умение учиться [13]. Универсальный характер учебных действий появляется в том, что они обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Познавательные УУД являются основополагающими среди всех универсальных учебных действий, выделенных в ФГОС, так как это один из ведущих видов деятельности человека, направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности и конкретных знаний.
В Федеральном государственном стандарте выдвигаются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоение учащимися основной образовательной программы. В состав метапредметных и входит понятие «познавательные универсальные учебные действия». Существуют несколько подходов к определению понятия «познавательные универсальные учебные действия».
Глоссарий, составленный на основе ФГОС [29], выделяет пять видов универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, который включает в себя действия саморегуляции, познавательный, коммуникативный. Пятым видом УУД выделяют знаково-символические учебные действия, которые обеспечивают, конкретные способы преобразования учебного материала. В глоссарии даются определения личностным, регулятивным, коммуникативным видам универсальных учебных действий и критериям их сформированности. Определения термина «познавательные универсальные учебные действия» отсутствует [32].
Рассмотрим определения данного понятия авторов, работы которых посвящены изучению познавательных универсальных учебных действий. Л.И. Боженкова [1] раскрывает понятия «познавательные действия» через понятие «познание», которое характеризуется как умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Действия, входящие в состав познавательных универсальных учебных действий, не отражены в данном определений.
В работе А.Г. Асмолова представлено следующее определение: «Познавательные универсальные учебные действия – это сложные формыопосредствования познавательной деятельности; переработка и структури-рование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления» [30, С.11].
Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками [27, с. 10].
А.А. Леонтьев под умением учиться в первую очередь понимает «обучать деятельности» и отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [16, с. 5].
Современная образовательная система обеспечивает развитие личности ребенка, главным образом, с помощью формирования универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процессов образования и воспитания. Владение универсальными учебными действиями позволяет ученику самостоятельно организовывать процесс получения предметных знаний, навыков решения познавательных задач, формирование компетенций и умений, необходимых для успешного обучения в школе [3].
Разработкой концепции развития у школьников универсальных учебных действий занимались такие авторы как: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и под руководством А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова.
Для того что бы обучение в школе проходило легче и успешнее, у детей должны быть сформированы познавательные УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себе следующий комплекс компетенций (обще учебные, логические, действия постановки и решения проблем)
Обще учебные универсальные действия:
формирование познавательной цели
применение методов информациного поиска и т.д.
моделирование
Логические
анализ
синтез
обобщение и т.д.
Действия постановки и решения проблем
формулирование проблем
самостоятельное нахождение путей их решения
В программах по окружающему миру для начальной школы даются рекомендации организации учебной деятельности учащихся с учетом специфики предмета, делается акцент на познавательные УУД. Овладев различными приемами формирования познавательных умений, школьники могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Таким образом, рассмотрение сущностных характеристик, состава познавательных универсальных учебных действий позволяет выделить ряд особенностей данного вида универсальных учебных действий.
Во – первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся.
Во – вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, В. А. Психология личности : учеб.пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2019. – 89 с. – Текст : непосредственный.
2. Авдулова, Т. П. Семья как фактор морального развития дошкольника / Т. П. Аверин // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2018. – № 2 (2). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.09.2019).
3. Александрова, Г. В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Александрова ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2018. – 21 с. – Текст : непосредственный.
4. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. – 320 с. – Текст : непосредственный.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2018. – 151 с. – Текст : непосредственный.
6. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – Москва : Просвещение, 2011. – 120 с. – Текст : непосредственный. 78
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. – Москва : Педагогика, 2012. – 192 с. – Текст : непосредственный.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 398 с. – Текст : непосредственный.
9. Божович, Е. Д. Процесс учения : контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е. Д. Божович. – Москва : МПСИ, 2011. – 226 с. – Текст : непосредственный.
10. Бондаревская, Е. В. Школьное образование в контексте культуры / Е. В. Бондаревская // Научно-культурологический журнал. – 2019. – № 23 (29). – Текст : непосредственный.
11. Борытко, Н. М. Современный урок: система, процесс, деятельность / Н. М. Борытко. – Волгоград : ТЦ «ОПТИМ», 2016. – 128 с.
12. Бурменская, Г. В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1. – С. 104-110. – Текст : непосредственный.
13. Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 4. – С. 77-90. – Текст : непосредственный.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский // Советская психология. – 2010. – № 28. – С. 84-96. – Текст : непосредственный.
15. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. – Москва : МИРОС, 2012. – 295 с. – Текст : непосредственный.
16. Гальперин, П. Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин // Вестник Московского университета. Серия Педагогика. – 2018. – № 2. – С. 3-8.
17. Гузеев, В. А. Оценочная деятельность учителя / В. А. Гузеев // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 115-120. – Текст : непосредственный.
18. Давыдов, В. В. Определение мышления / В. В. Давыдов // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 2. – С. 3-16. – Текст : непосредственный.
19. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос», 2016.
20. Иванкова, Е. В. Педагогическое оценивание в вариативном развивающем начальном образовании :автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Иванкова ; РГПУ. – Ростов-на-Дону, 2016. – 22 с. – Текст : непосредственный.
21. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12. – Текст : непосредственный.
22. Кириллова, О. В. Воспитание и развитие школьников, выявление их результатов: теория и практика / О. В. Кириллова, В. К. Кириллов, Л. Е. Васильева. – Москва ; Чебоксары : Изд-во Чуваш ун-та. – 2019. – 150 с. – Текст : непосредственный.
23. Козлицкая, И. В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД / И. В. Козлицкая // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 4. – С. 58-60. – Текст : непосредственный.
24. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – Москва : Наука, 2015. – 721 с. – Текст : непосредственный.
25. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 3-10. – Текст : непосредственный.
26. Крылова, Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов / Н. Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 3. – С. 9-15. – Текст : непосредственный.
27. 44. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва : Издательство УРАО, 2019. – 175 с. – Текст : непосредственный.
28. Левин, Э. А. Самообразование детей в школе: новаторская методика / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 154 с. – Текст : непосредственный.
29. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками : пособие для учителя / Е. Л. Мельникова. – Москва, 2016. – 168 с. – Текст : непосредственный.
30. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. – Москва : Педагогика, 2010. – 224 с. – Текст : непосредственный.
31. Милованова, Н. Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий : методические рекомендации / Н. Г. Милованова, В. Н. Прудаева. – Тюмень: ТОГИРРО, 2018. – 28 с. – Текст : непосредственный.
32. Михайлова, Н. Н. Условия освоения образовательной технологии / Н. Н. Михайлова, В. Н. Орлова, Г. М. Шеламова // Научные исследования в образовании. – 2018. – № 12. – С. 147-156. – Текст : непосредственный.
33. Михеева, Ю. В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю. В. Михеева // Академический вестник / Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – С. 46-54. – Текст : непосредственный.
34. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – Москва : Высшая школа, 2010. – 382 с. – Текст : непосредственный.
35. Онищенко, Э. В. Внедрение процедуры самооценки младшими школьниками как средства повышения качества образовательного процесса (к постановке проблемы) / Э. В. Онищенко // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации: сб. ст. ; гл. ред. А. Ю. Нагорный. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 207-212. – Текст : непосредственный.
36. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2018. – 208 с. – Текст : непосредственный.
37. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 50-57. – Текст : непосредственный.