Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Медико - биологическая и психолого - педагогическая характеристика детей снарушением 6
зрения 6
1.1 Характеристика зрительных дисфункции детей, причины возникновения 6
1.2 Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 10
1.3 Формы и виды изучения сенсорного развития детей с нарушением зрения 15
Глава 2. Тактильное восприятие – одна из форм познания окружающего мира 22
2.1 Коррекционная деятельность и инклюзивная практика по развитию тактильно-двигательного восприятия 22
2.2 Диагностическое обследование тактильного восприятия у детей с нарушением зрения 25
2.3 Эффективные средства развития тактильно-двигательного восприятия 27
Заключение 33
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования со-временного мира. Все дети с ОВЗ должны получать образование в любом типе дошкольного образовательного учреждения и обеспечиваться при этом необходимой ему специализированной помощью, с учетом разнооб-разия особых образовательных потребностей и индивидуальных возмож-ностей. Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овла-девает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети.
Проблемы воспитания и образования детей с ограниченными воз-можностями здоровья, с учетом требований ФГОС ДО, являются в наши дни актуальными в силу объективных сложностей социального функцио-нирования и вхождения особых детей в общество. Инклюзивное образо-вание должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений раз-вития детей с ОВЗ, использовании компенсаторных возможностей, на ко-торые можно опираться при обучении и воспитании.
В условиях зрительной патологии дети не осознают того, что они плохо видят. Зрительный анализатор остается ведущим как у нормально видящих детей, т.е. дети не заменяют зрительные функции другими анали-заторами. Если дети опираются только на дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию, страдают процес-сы познания, замедлены процессы запоминания, затруднены мыслитель-ные операции. Из этого следует, что источником приспособления детей с нарушением зрения являются сохранные анализаторы. Функции нару-шенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохран-ных. С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.
В основе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения лежит компенсация недостаточной от рождения зрительной функции воз-можностями тактильно- двигательных ощущений. Немаловажную роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с нару-шением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствитель-ности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения пол-ностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли ося-зания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Актуальность выбранной темы объясняется потребностью введения в работу с детьми с ОВЗ комплекса мер, обеспечивающих развитие так-тильно- двигательного восприятия. Требуется системная работа дефекто-лога, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития тактильного восприятия. Дан-ный опыт также может быть использован в индивидуальной работе с деть-ми с ОВЗ в детских садах в группах комбинированной направленности.
Объект исследования – процесс развития тактильной чувствитель-ности у детей, имеющих нарушения зрения.
Предмет исследования - дидактические игры и пособия как эффек-тивные средства развития тактильного восприятия.
Целью работы является изучение возможностей целенаправленно-го развития тактильно- двигательного восприятия для осуществления ран-ней компенсации дефекта, социализации и успешной подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследо-вания;
2. Выявить уровень тактильного восприятия и осязания у детей с нарушением зрения;
3. Систематизировать коррекционную работу по тактильно-двигательной и моторной координации;
4. Развивать и совершенствовать у детей с нарушением зрения ося-зательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, обогащать чувственный опыт воспитанников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Кома-ровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для пе-дагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепо-вой- М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2011
3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в про-цессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога – М.: Гумани-тар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008
4. Стефанова Н. Д. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирова-ние мелкой моторики, развитие речи – Волгоград: Учитель, 2013
5. Солнцева Л. И., Подколзина Е. Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учре-ждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского са-да. Коррекционная работа в детском сада/ под ред. Плаксиной Л. И. М.: Изд. «Экзамен», 2003
7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. СПБ – 2006
8. Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей. Иннова-ционные педагогические технологии: Казань Бук – 2015