Фрагмент для ознакомления
2
который выглядел бы случайным или объяснялся причудой режиссера — все кинематографические образы пригнаны прочно, без зазора.
Сильные сцены не создашь без прочувствованной игры, и в них сказывается тщательность Куросавы в работе с актерами. Здесь ему нет равных, и лишь Мидзогути в некоторых своих картинах поднимается до уровня этого режиссера.
Кроме того, Куросава с большой чуткостью использует природные элементы для воплощения духовной жизни героев. В «Расёмоне» проливной дождь столь же красноречив, как и актер в его искусстве передать зрителю чувства режиссера. Это поток гнева и в то же время священной воды, которая смывает человеческие грехи.
Солнце играет ведущую роль и в «Расёмоне». Когда героиня фильма (ее роль исполнила Матико Кё) старается вырваться из объятий бандита в роще, взгляд ее широко раскрытых глаз застывает в слепящих лучах солнца, создавая зримое впечатление ее смятенного сознания.
Такие элементы кинематографа знаменуют переход к психологическому фильму, углубляющемуся во внутренние переживания героев, который уже мало общего имеет с изначальной самурайской исторической драмой, сосредоточенной сугубо на внешнем действии.
Выходившие в то время в Киото фильмы других режиссеров несли на себе тягостную печать абсурдного, устаревшего и утрированной манерности кабуки, но в «Расёмоне» Куросавы не было и следа влияния кабуки, а его успех позволил другим режиссерам пойти на столь же дерзкие эксперименты.
Как уже говорилось, стилизация кабуки в 1920–е годы сменилась более динамичным действием, насилия стало больше, ход сражения был убыстрен для того, чтобы возвысить трагедию «героя-нигилиста», а при этом реализм был принесен в жертву красоте формы [26, 139].
В своих фильмах «Расёмон» и «Семь самураев» Куросава отказался от красоты формы и сделал движения актеров более естественными, они могли метаться в кадре, рассекая воздух мечами. Все это, конечно, прибавило наглядности, но вместе с тем появился и какой-то элемент комизма, который мешал поверить в жестокость человека, убивающего себе подобного.
В фильмах Куросавы, посвященных самураям, рассматриваются четыре темы:
1. как должны жить воины, чтобы умереть с чувством выполненного долга, когда новый мир ставит перед ними неразрешимые дилеммы;
2. бюрократия, ее несостоятельность и безответственность, социальное неравенство;
3. тема отличия поколения новых самураев от прежних, потеря ориентиров;
4. поиск общечеловеческих гуманистических ценностей в жизни военного класса.
Фильмы строятся вокруг главной темы – смысла жизни, а второстепенные темы поддерживают ее внутреннюю напряженность, усиливают ее, подчеркивая отличие реальной жизни от идеальных представлений о ней.
Эти тенденции характерны для периода разочарования в кодексе бусидо и роли самурая в социальных взаимоотношениях, но режиссер не отрицает огульно все сословие самураев, а находится в поиске нового смысла их существования на фоне разрушения такого смысла, как святость вассальных отношений.
«Расёмон» уникален и своей сценарной структурой. Со смертью главного героя как бы переключаются скорости, и тема продолжает развиваться уже через призму взглядов окружавших его людей.
Следующий международный хит Куросавы, и, пожалуй, самый известный его фильм – «Семь самураев». Изначально фильм был задуман как один день из жизни самурая, фильм должен был стать хроникой поступков героя в течение дня, в конце главный герой должен был умереть, совершив харакири. Но, работая над этим сценарием, Куросава постепенно переключился на историю о семи ронинах (самураях без господина), защищающих небольшую деревеньку от нападения бандитов, по сути, таких же ронинов.
Действие фильма происходит в XVI веке, в Японии идет гражданская война, узнав о том, что бандиты готовят нападение на их деревню, жители нанимают для защиты семь странствующих самураев. Расплатиться жители деревни могут лишь едой, но самураи соглашаются и на это.
Фильм удивительно реалистичен и поэтичен одновременно, он стал одним из ярких символов неповторимого стиля Куросавы. «Семь самураев» были в числе номинантов «Оскара» и премии Британской киноакадемии, а в 1954 году фильм получил «Серебряного льва» на фестивале в Венеции. В 1960 был снят не менее успешный голливудский ремейк «самураев», один из самых известных вестернов – «Великолепная семерка» [17, 49].
Интерес в этой кинокартине вызывает само освещение тематики жизни ронинов, потому что для более ранней театральной и кинотрадици оно не было характерно. Ронины в японской культуре являются по сути своей воинами, потерявшими своего господина и не отомстившими за его смерть, обездоленным классом, вынужденным зарабатывать на жизнь чем придется.
Очевидно, что исходные данные для образов таких героев являются достаточно слабыми. Для традиционного японского восприятия ронин несет в себе негативную семантику, хотя тема эта и освещалась в культуре, но редко в положительном ключе. Куросава же берется за воплощение истории ронинов и приходит к неизменному успеху.
Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма – какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее. В этом фильме он в очередной раз поднимает тему заката эпохи самураев: к отряду ронинов присоединяется бродяга, который получает палкой по голове при проверке его ловкости и, с помощью чужой родословной, безуспешно пытается выдать себя за самурая.
Статус самураев раскрывает и отношение к ним жителей деревни. Жители деревни не знают, кого больше опасаться — далёких пока бандитов или уже прибывших ронинов. От последних они прячут своих дочерей. Напряженность между сословием воинов и крестьянством, порожденная жестким классовым делением, в полной мере отразилась в фильмах Куросавы. Стоит отметить, что в фильме режиссер успешно разрешает этот конфликт.
В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, среди самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчёркнут — например, в «Телохранителе», — и достиг кульминации в «Тени воина», где вначале Такэда Сингэн был смертельно ранен выстрелом из ружья, а в финале фильма всё войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами. Подобный эпизоды есть в фильмах «Последний самурай» с Томом Крузом и «Затойчи» с Такэси Китано [17, 51].
Новый образ, новый типаж героя, фильм, включающий в повествование множество разнотипных героев – все это открытия Куросавы, которые открыли путь для экспериментов других японских режиссеров. Впрочем, японской режиссурой его влияние не ограничилось. Чтобы лучше понять масштабы работы Куросавы, следует обратить внимание на еще один его фильм и самураях.
Фильм Куросавы, ставший источником вдохновения для многих других картин, – упомянутый ранее «Телохранитель». Действие фильма происходит в Японии в середине XIX века. В маленький городок, где орудуют два бандитских клана, приходит бродяга-самурай, он сталкивает обе банды между собой и заставляет их уничтожить друг друга. Фильм
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бенневиль Д.С. Предания о самураях. – М.: Центрполиграф, 2015. — 512 с.
2. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б., Швагрукова Е.В. Экскурс в культуру Китая, Японии и Кореи. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. — 123 с.
3. Вестбрук А., Ратти О. Секреты самураев: Боевые искусства феодальной Японии. – М.: КоЛибри, 2017. – 544 с.
4. Гаджиева Е. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. – М.: Феникс, 2006. — 256 с.
5. Гвоздёв С.А. Самураи. Путь меча. – Минск: Современное слово, 2001. — 381 с.
6. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век.– М.: ООО Белый город, 2014. – 211 с.
7. Кин Д. Японцы открывают Европу. 1720 – 1830. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. – 208 с.
8. Кожевников В.В. Очерки истории Японии. VII-XI вв. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. – 271 c.
9. Кошелев А. Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 416 с.
10. Катасонова Е.Л. Заметки о японском кино: все оттенки розового // Японские исследования, № 3, 2016, с. 57-69.
11. Катасонова Е.Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: очерки современной японской массовой культуры. – М.: Восточная литература, 2012. — 357 с.
12. Кофман В.Я., Рысина Н.Г. Япония. Карманная энциклопедия. – М.: Муравей-Гайд, 2000. — 240 с.
13. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б. История Японии . – М.: Высшая школа, 1988. – 432 с.
14. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. Пер. У. Сапцина. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 192 с.
15. Нестерова Е.И. Первые шаги кинематографа в Японии на рубеже XIX-XX вв. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», № 17 (79), 2011, с. 101-111.
16. Носов К.С. Вооружение самураев. СПб.: Полигон, 2001. – 252 с.
17. Паксютов Г.Д. О японской киноиндустрии языком цифр // Японские исследования, № 2, 2017, с. 46-58.
18. Сато Т. Кино Японии. М.: Радуга, 1988. — 224 с.
19. Степанова Т. В. Принципы организации пространства в искусстве Дальнего Востока на примере японского кинематографа XX столетия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-1. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-prostranstva-v-iskusstve-dalnego-vostoka-na-primere-yaponskogo-kinematografa-xx-stoletiya Дата обращения: 21.03.2018.
20. Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. – 168 с.
21. Тарновский В.Г. Что есть что. Самураи. Рыцари Дальнего Востока. – М.: SLOVO, 2000. — 50 с.
22. Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. – СПб.: Евразия, 1999 . – 332 с.
23. Тёрнбулл С. Самураи. История японской военной аристократии. М.: АСТ, Астрель, 2005. — 260 с.
24. Тёрнбулл С., Хук Р. Армии самураев, 1550-1615. – М.: АСТ, 2005. — 100 с.
25. Успенский М. Самураи Восточной столицы, или Сорок семь преданных вассалов. М.: Янтарный сказ, 1998. — 128 с.
26. Фёдорова А.А. Возвращение героя в японском кино на рубеже 1950-х и 1960-х гг. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», № 3, 2015, с. 135-144.
27. Чигиринская О. Предсмертные стихи самураев. – Харьков: Фолио, 2012. — 224 с.
28. Шпаковский В. Самураи. Первая полная энциклопедия. М.: Яуза, Эксмо, 2016. — 656 с.