Фрагмент для ознакомления
2
Проблема формирования иноязычной фонетической компетенции остается актуальной, поскольку она требует рассмотрения в контексте компетентностного подхода, что позволит согласовать ее формирования с другими языковыми компетенциями – составляющими иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения и изучения иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях.
Приступать к формированию фонетических навыков целесообразнее на начальной стадии обучения, потому что речь учащегося, их произношение формируется в младшем школьном возрасте.
Сформированность произносительных навыков учащихся напрямую влияет на быстроту и прочность усвоения получаемого материала, а так же способствует выработке устной речи, чтения и письма. По мнению методистов, к условиям, оказывающим большое влияние на успешное обучение фонетической стороне языка, относится определение трудностей воспроизведения и восприятия звуков, обнаружение зон положительного переноса и интерференции, сформированность речевого слуха [4]. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что обучение фонетическим навыкам не представляется самоцелью, а формируется в тесной взаимосвязи с остальными навыками и речевыми умениями.
Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты как Г.В. Рогова [26], Е.И. Пассов [22], С.Ф. Шатилов и другие исследователи.
Актуальность данного исследования представлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью поиска наиболее продуктивных методов формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы, так как эффективность процесса обучения сопровождается определенными трудностями и выбором средств, для повышения мотивации учащихся к изучаемому материалу и активизации их работоспособности в течение всего урока. Во-вторых, необходимостью в пересмотре технологий, способствующих увеличению уровня результативности образовательного процесса.
В настоящий момент в учебно-методической и методической литературе предлагается большое количество разнообразных скороговорок: аутентичных, адаптированных, учебных. В связи с этим актуальным является вопрос о роли и месте скороговорок в обучении фонетике, а также методике их использования при формировании фонетических навыков.
Считаем, что выбранная тема курсовой работы «Обучение фонетике младших школьников на основе скороговорок на tongue twisters» является актуальной.
Объект исследования: процесс обучения фонетике английского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования фонетических навыков по иностранному языку у учащихся начальной школы средствами скороговорок.
Цель данного исследования – теоретический обзор методической литературы по проблеме исследования, разработке комплекса упражнений на основе скороговорок, направленных на формирование фонетических навыков речи у учащихся начальных классов (на материале английского языка).
Задачи исследования:
1. Описать сущностные характеристики формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов при изучении иностранного языка;
2. Привести психолого-педагогическую характеристику учащихся начальной школы с точки зрения обучения фонетическим навыкам английского языка;
3. Определить методы формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы;
4. Выявить возможности скороговорок в развитии фонетических навыков учащихся начальной школы;
5. Определить методы работы со скороговорками и привести примеры.
Информационную базу исследования составили работы следующих авторов: И.Л. Бим, В.А. Васильева, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.И. Домашнева, Б.Ф. Корндорфа, Р.К. Миньяр-Белоручева, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, Е.Н.Солововой, С.К. Фоломкиной, С.Ф. Шатилова идр.
Тема использования скороговорок при обучении иностранному языку была освещена в работах А.А. Алхазишвили, Б.Г. Ананьева, Е.В Белкиной, И.Л Бим, Л.Б Биржаковой, В. А. Бухбиндера, М.Л Вайсбурда, А.Н Гвоздева, Т.Н. Добронравовой, Л.И. Ефименковой, Н.И Жинкина, С.И Заремской, И.А. Зимней, Г.А Каше, С.В Лосевой, М.В Мезениной, М.В Мельникова, С.А Мироновой, Т.А Померанцевой, В.Л. Скалкина, А.В Ястребовой.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение;
- эмпирические: педагогическое проектирование.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы студентами факультета иностранных языков в период педагогической практики, а также учителями иностранных языков и методистами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Беляев, В. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. – 227 с.
3. Васильев, В.А. Обучение английскому произношению в средней школе: пособие для учителей/ В.А. Васильев. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с
4. Верещагина, И. Н. Обучение английскому языку во 2 классе четырѐхлетней и начальной школы / И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина // Иностр. языки в школе. – 1987.– №4. – С. 55-59.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
7. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
8. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М.: Высш. Школа, 1982. –373с.
9. Домашнев, А.И. Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе / И.А. Домашнев.-М.: Просвещение, 1983.- 189 с.
10. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
11. Камянова, Т.Г. Успешный английский: системный подход к изучению английского языка / Т. Г. Камянова. – М.: Э, 2017. - 480 с.
12. Колкер, Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб.пособие/ Я. М. Колкер. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
13. Колыхалова, О. А. Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум / О. А. Колыхалова, К. С. Махмурян. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. –232 с.
14. Корндорф, Б.Ф. Методика преподавания английского языка / Б.Ф. Корндорф. – М.: Издательство «Учпедгиз», 1958. – 328 с.
15. Лебединская, Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку / Б. Я. Лебединская. – М.: Астрель, 2003. – 175 с.
16. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность : коллективная монография / [А. А. Миролюбов и др.] ; под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2012. – 462 с.
17. Митина, Г. В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения / Г.В. Митина // Гуманитарные исследования. – 2010. – № 1. – С. 26– 31.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 433 с.
19. Насонова, Н. И. Особенности формирования психологического здоровья у учащихся начальной школы / Н. И. Насонова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – № 10– 2. – С. 188–190.
20. Нехорошева, А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке : Практическое пособие / А.В. Нехорошева. – М: АРКТИ, 2006. – 80 с.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
22. Павлова, С.В. Хорошее произношение – больше, чем произношение / С. В. Павлова, В.В. Бужинский // Коммуникативная методика. – 2004. - №6. – С. 10-13.
23. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. – 222
24. Пассов, Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Е.И. Пассов – Москва, 2002. – 185 с.
25. Певцова, А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку / А. А. Певцова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 64-65.
26. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
27. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. –239 с.
28. Старостина, А.А. Влияние скороговорок на английское произношение / А.А. Старостина, Я.А. Небалуева // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 40-41.
29. Тарлышева, Е.А. Фонетическая зарядка на занятиях по русскому языку как иностранному / Е. А. Тарлышева// Вестник Дальвтуза. – 2014. –№1. –С.94- 98.
30. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 c.
31. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж, 2002. – 180 с.
32. Шалаева, Е.А. Фонетические сказки на уроках английского языка в начальной школе / Е.А. Шалаева. – 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/RT1ox9 (дата обращения: 10.05.2022).
33. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
34. Эльконин, Д. Б. Детская психология : пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
35. English Tongue Twisters [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uebersetzung.at/twister/en.htm, свободный. Дата обращения: 11.05.2022.