Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Изучение окружности является одной
из важнейших тем в курсе геометрии. Данная тема изучается в 7-х и 8-х классах. Все те знания и навыки, которые школьник получает при изучении темы «Элементы окружности», в дальнейшем им широко используются при изучении геометрии, или в смежных предметах. Окружность известна человечеству с древнейших времен.
Свои названия круг и окружность получили они в Древней Греции. Философы древнего мира придавали этим фигурам большое значение. Ранее в геометрии считались допустимыми построения лишь с помощью циркуля и линейки. Окружность, наряду с прямой, является самой распространённой кривой во всех областях человеческой деятельности. Особую важность придавало этой теме изобретение колеса. Окружность уникальна тем, что каждая ее точка равноудалена от центра. Благодаря этому свойству, изобретение колеса стало возможным, потому что все точки обода колеса должны быть на одинаковом расстоянии от оси.
Развитие теории окружностей привело к созданию
тригонометрии. Тригонометрия – это наука о теории колебаний и многих других практически важных разделов науки и техники. Проблемой настоящего исследования является выявление методических особенностей изучения темы «Элементы окружности» в курсе геометрии основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения
теме «Элементы окружности» в курсе геометрии основной школы и разработать методические рекомендации по теме.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в курсе основной
школы.
Предмет исследования: методические особенности обучения теме
«Элементы окружности» в курсе геометрии основной школы.
Задачи:
1. Определить основные цели и задачи обучения теме «Элементы окружности».
2. Провести анализ учебной и методической литературы
по теме «Элементы окружности».
3. Рассмотреть методику введений основных понятий по теме «Элементы окружности»
4. Рассмотреть методику обучения основным свойствам и решению задач по теме «Элементы окружности» с последующими рекомендациями.
Методы исследования: анализ учебно-методической литературы, школьные программы, дидактические и методические материалы по геометрии по теме «Элементы окружности».
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1: Методические основы обучения теме «Элементы окружности»
1.1. Основные цели и задачи обучения теме «Элементы окружности»
В школьном курсе геометрии тема «Элементы окружности» изучается либо полностью в седьмом, либо в седьмом и восьмом классах. Это зависит от того, по какой программе идёт обучение школьников. Непосредственно, рассмотрению окружности и ее элементам посвящается один урок.
В результате изучения данной темы школьники должны:
1.Знать, что такое окружность и давать определение.
2.уметь пояснять, что такое центр окружности, радиус, хорда, диаметр и
дуга окружности.
3.Уметь выполнять построение окружности и её основные элементы.
Общая цель изучения темы заключается в понимании окружности как геометрической фигуры и её элементов. Школьников знакомят с понятием центр окружности, радиус окружности, хорды окружности, диаметр и дуга окружности. Образовательной задачей является изучение всех рассмотренных понятий и установление зависимости между диаметром окружности и её радиусом. В ходе изучения темы предусмотрен вывод формул [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александров, А.Д. Геометрия: учеб. пособие для 8 кл. с углубл.
изучением математики [Текст]/ А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. М: Просвещение, 2002. – 240 с.
2. Андрафанова, Н.В. Инновационные технологии в преподавании
геометрии [Текст]/ Н.В. Андрафанова. - Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.– 2014. - No45. – С. 55-65.
3. Бутузов, В.Ф. Геометрия. 7 класс. Дидактические материалы [Текст]/ В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2010. – 62 с.
4. Бутузов, В.Ф. Геометрия. 7 класс. Учебник. / В.Ф. Бутузов, С.Б.
Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2010. – 127 с.
5. Вернер, А.Л. Геометрия. 7 класс. Методические рекомендации для
учителя [Текст]/ А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. – М.: Просвещение, 2012. –143 с.
6. Вернер, А.Л. Геометрия. 8 класс. Методические рекомендации.
Пособие для учителей [Текст]/ А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2014.- 116 с.
7. Гангнус, Р.В. Геометрия. Методическое пособие для высших
педагогических заведений и преподавателей средней школы [Текст]/ Р.В. Гангнус, Ю.О. Гурвиц. – М: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. – 321 с.
8. Евстафьева, Л.П. Геометрия. 7 класс. Дидактические материалы [Текст]/ Л.П. Евстафьева, В.А. Евстафьев. – М.: Просвещение, 2012. – 125 с.
9. Евстафьева, Л.П. Геометрия. 8 класс. Дидактические материалы [Текст]/ Л.П. Евстафьева, В.А. Евстафьев. – М.: Просвещение, 2013. – 89 с.
10. Зив, Б.Г. Задачи по геометрии. Пособие для 7–11 классов [Текст]/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. М: Просвещение, 2003. – 271 с.
11. Изучение геометрии в 7–9 классах. Пособие для учителей [Текст]/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение,2009. – 255 с.
12. Медяник, А.И. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс [Текст]/ А.И. Медяник, В.А. Гусев. М: Просвещение, 2010. – 80 с.
13. Мельник, И.Г. Построение касательной к данной окружности [Текст]/ И.Г. Мельник. - Математика в школе. – 1980. - No5. – С. 46.
14. Мельникова, Н.Б. Дидактические материалы по геометрии. 7 класс.
К учебнику Атанасяна Л.С. «Геометрия. 7-9 классы» [Текст]/ Н.Б. Мельникова, Г.А.Захарова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2017. – 128 с.
15. Мельникова, Н.Б. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс.
К учебнику Атанасяна Л.С. «Геометрия. 7-9 классы» [Текст]/ Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2017. – 144 с.
16. Мищенко, Т.М. Дидактические материалы и методические
рекомендации для учителя по геометрии. 7 класс. [Текст]/Т.М. Мищенко. – М.: Экзамен, 2014. – 208с.
17. Методика ознакомления учащихся с простейшими геометрическими фигурами.- [Электронный ресурс] - Режим доступа. –
https://mathematichka.ru/school/geom_figures/circle/circle_1.html(дата обращения: 12.05.2022).
18. Моисеева, Е.П. Геометрия. 7 класс. Поурочные планы по учебнику
А.В. Погорелова. [Текст]/ Е.П. Моисеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 122 с.
19. Окружность и ее элементы.- [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/okruzhnost_i_ieie_eliemienty (дата обращения: 12.05.2022).
20.Погорелов, А.В. Геометрия: Учеб. для 7–9 кл. общеобразоват.
учреждений. [Текст]/ А.В. Погорелов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
21. Практическая работа по теме «Окружность и её элементы» .- [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://znanio.ru/media/prakticheskaya_rabota_po_teme_okruzhnost_i_eyo_elementy_8_klass_geometriya-181660(дата обращения: 12.05.2022).
22. Смирнова, И.М. Геометрия. 7 класс. Методические рекомендации
для учителя [Текст]/ И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.: Мнемозина, 2015. – 272 с.
23. Смирнова, И.М. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс. [Текст]/ И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.: Мнемозина, 2015. – 88 с.
24. Финкельштейн, В.М. Касательная к окружности [Текст]/ В.М. Финкельштейн. - Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – No4. – С. 30-33.
25. Шевцова, Ю.С. Возможности темы «Окружность» в организации
исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ Ю.С. Шевцова. - Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. - No10. –С. 72-76.