Фрагмент для ознакомления
2
П.Самуэльсон, отрицают возможность количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Ординализм основывается на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ покупателем. Потребитель, не имея численных инструментов измерения полезности благ, все же способен выстроить последовательность их потребления согласно собственным приоритетам, вытекающих из субъективной оценки полезности. Основными принципами формирования рангов являются следующие:
1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.
3. Транзитивность. Предусматривает согласованность предпочтений потребителя. Если набор благ А более предпочтителен, нежели набор Б, а набор Б лучше, чем набор В, то потребитель предпочтет набор А набору В.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
Допустим, что потребитель делает выбор между двумя благами – А и B (например, одеждой и продуктами питания). Теоретически существует множество различных комбинаций этих благ, имеющих одинаковую полезность, то есть выбор любой из них для потребителя индифферентен. Если изобразить графически все возможные наборы A и B с одинаковой полезностью на координатной плоскости и соединить точки, получим кривую безразличия (или индифферентности) (приложение 2, а).
Кривая безразличия (для определенного потребителя) – это все те комбинации товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения. Между наборами товаров N1 … N4 потребитель не видит разницы. Поэтому через любую точку, которая отвечает определенному набору товаров, можно провести кривую безразличия. Эти кривые составляют карту кривых безразличия (см. приложение 2).
Карта кривых безразличия имеет определенные свойства:
1. Наборы товаров на кривых, которые более отдалены от начала координат, отвечают высшей степени потребительского удовлетворения.
2. Кривые безразличия не пересекаются.
3. Кривых безразличия на каждой карте может быть сколь угодно много.
4. Кривые выгнуты в сторону начала координат.
5. По мере движения по кривой безразличия слева вправо, абсолютное значение ее наклона уменьшается, а кривая становится все более пологой. Такая форма кривой обусловлена убыванием предельной нормы замещения, что в свою очередь связано с убыванием предельной полезности.
Уменьшение потребления товара А может быть компенсировано увеличением потребления товара В и наоборот. Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS):
при U=const, (2.4)
где MRSA,B – предельная норма замещения благ А и В; QA, QB – количества взаимозамещаемых благ А и В; U=const – фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.
Свойства предельной нормы замещения чаще всего описывают, опираясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, на графике видно, что 1) кривая безразличия имеет отрицательный наклон; 2) обычной ей свойственна выпуклость к началу координат.
Нисходящий вид кривой безразличия означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS имеет знак «минус» поскольку, чтобы получить больше блага, сохраняя достигнутый уровень благосостояния, покупатель вынужден сократить потребление другого блага.
Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его бюджет, соответственно, данное ограничение принято называть бюджетным. Графически оно представляет собой поле выбора потребителя, в упрощенной форме – между двух благ, либо потребительских корзин (приложение 3).
Бюджетная линия показывает варианты распределения дохода на приобретение благ А и В. Если весь доход будет потрачен исключительно на приобретение товара А, то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько единиц этого товара можно будет употребить. Аналогично получаем точку на горизонтальной оси при приобретении исключительно товара В. Промежуточные варианты, лежащие на линии, соединяющей обе точки, показывают различные комбинации благ А и В в одной потребительской корзине, условно предполагается, что товары бесконечно делимы.
Таким образом, бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя .
При изменении только дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо, если доход растет, и влево, если величина дохода падает (приложение 4, а). Если же цена товара А растет, а цена товара В неизменна и доход остался прежним, то бюджетная линия изменит угол наклона (приложение 4, б).
При понижении цены одного из товаров точка пересечения бюджетной кривой с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат, а поле выбора потребителя увеличится.
Объединяя анализ кривых безразличия и бюджетных линий можно получить ситуацию потребительского равновесия (приложение 5, а). Максимизация полезности будет достигаться в точке касания кривой безразличия (2) и бюджетной линии (т.Е). Точки пересечения кривой (1) с бюджетной линией также находятся в рамках бюджетных возможностей потребителя, однако обеспечивают значительно меньшую степень полезности, нежели кривая (2). Поскольку с кривой (3) точек касания бюджета нет, то этот набор комбинаций благ пока для потребителя недосягаем.
Итак, точка Е отражает максимум полезности, достижимый для потребителя. Любые иные точки либо уступают ей по рангу полезности, либо недостижимы при имеющемся бюджете. Она же является и точкой оптимума потребителя в статике, когда ни номинальные доходы, ни цены товаров не меняются. Такие перемены постоянно имеют место на рынке, вызывая перемещение бюджетной линии. В результате, все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием изменения реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булатов А.С. Микроэкономика / А.С. Булатов, С.А. Бартенев, О.В. Соколова, В.Б. Супян. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрайт, 2018. – 448 с.
2. Валюлина Е.В. Потребительские предпочтения как результат восприятия потребителями продуктовых товаров / Е.В. Валюлина, Д.В. Аникин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – Вып. №1-2 (20). – С. 98-100
3. Воронина, Л. А. Научные подходы и генезис методологии поведенческой экономики / Л. А. Воронина, А. М. Шапошников // Экономика: теория и практика. – 2019. – № 3(55). – С. 3-13. – EDN AUBNBH.
4. Косов Н.С. Основы микроэкономического анализа: учебное пособие / Н.С. Косов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144 с.
5. Летов, П. И. Поведенческая экономика: экономический анализ человеческого поведения / П. И. Летов, М. Н. Санников // Актуальные проблемы экономической теории : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 05–06 ноября 2018 года / Ответственные за выпуск А.А. Илюхин, Н.И. Кириякова. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. – С. 11-13. – EDN SZHMBY.
6. Мальченкова, А. Е. Концепция экономико-социологического человека в социологии экономической жизни / А. Е. Мальченкова // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2019) : сборник научных статей VIII Международной научно-технической и научно-методической конференции: в 4 томах, Санкт-Петербург, 27–28 февраля 2019 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2019. – С. 698-702. – EDN DNSPWT.
7. Махаматова, С. Т. Новый "человек экономический" в поведенческой экономике / С. Т. Махаматова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 1(57). – С. 282-290. – DOI 10.26456/2219-1453/2022.1.282-290. – EDN SOTFTX.
8. Некрасов М.В. Анализ факторов, влияющих на покупательское поведение потребителей / М.В. Некрасов // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. - №32. – С. 84-90
9. Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах: учебное пособие / С.С. Носова. – М.: КНОРУС, 2016. – 224 с.
10. Нуралиев С.У. Маркетинг: Учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 362 с.
11. Ореховский П.А. Однородность потребительских предпочтений: существует ли кривая спроса? / П.А. Ореховский // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2017. – Том 4, №4. – С. 60-72
12. Рибокене Е.В. Экономическое поведение потребителей в условиях транзитивной экономики России / Е.В. Рибокене. Дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 : Саратов, 2001. – 172 с.
13. Формирование финансовой грамотности как способ активизации рационального экономического поведения человека / А. В. Хижная, Н. В. Макарова, А. Н. Сидоров, Э. А. Захарова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 6(56). – С. 109-114. – DOI 10.47581/2021/IU-01/IE.6.56.18. – EDN NEXFVX.
14. Хаустова, В. Е. Психологический аспект в экономических процессах. Понятие экономической психологии / В. Е. Хаустова, О. А. Печерская // Менеджер года : материалы международного научно-практического форума, Воронеж, 26 марта 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2021. – С. 316-320. – DOI 10.34220/MY2021_316-320. – EDN RBRTZA.
15. Шевченко Д.И. Поведение потребителей. Часть 1. Теория потребительского поведения в маркетинге [Электронный ресурс] / Д.И. Шевченко. Доступ: http://shevchenko.rggu.ru/?p=109. Дата обращения 01.03.2020