Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья – первичный институт социализации. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. На разных этапах развития общества, видение семьи как фактора развития и формирования личности проходило определенные изменения в своем понимании, порой, с переходом в крайности. Так, в 60-е гг. XX века в отечественной социологии и педагогике высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания развитием ребенка в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я.Струмилин) . В течение XX века психолого-педагогическая, социально-педагогическая наука накопила немалый объем теоретико-аналитических и прикладных исследований, доказывающих фактор принципиальной значимости и, в определенных пределах, незаменимости семьи для развития организма и личности ребенка.
Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение к ребенку играют принципиальную роль в жизни каждого человека. Чувства, которые окрашивают отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания самой жизни ребенка и потребность в родительской любви – это действительно жизненная необходимость для каждого человека, на определенном этапе. Любовь ребёнка, в свою очередь безусловна и безгранична, и, если в первый год жизни она обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то постепенно, по мере взросления, родительская любовь всё в большей степени становится функцией социального поддержание и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира человека.
В современных условиях развития общества, нередко окрашенных трудностями оптимизации материального благополучия, необходимостью для личности в быстрой адаптации в меняющихся социально-экономических условиях для успешности поддержания социального благополучия, когда такое понятие как расширенная семья, уходит в прошлое, и социальное положение личности не достаточно стабильно, для современных семей возникает риск получения статуса неблагополучной. Организация семейного воспитания в неблагополучной семье сопровождается целым рядом трудностей, с которыми сталкиваются родители – зачастую их педагогическая несостоятельность, ошибки при построении взаимодействия с членами семьи, другими людьми внешнего социума, которые они допускают и другие факторы приводят к нарушениям социально-психологического и личностного развития ребенка, появлению педагогической запущенности, девиаций в поведении, саморазрушающего поведения у детей и подростков. В целом, это касается как благополучных семей, так и неблагополучных, в которых эти ошибки приумножаются и негативным образом сказываться на формировании личности детей. Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия в семейном воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в деструктивные отношения с обществом, этот процесс усугубляется в неблагополучных семьях.
В результате дефекта семейного воспитания или его отсутствия, нарушения семейных отношений и дефицита условий для успешного развития личности, возникает ситуация девиантного паттерна, личность старается компенсировать свою психологическую и социальную «ущербность» в различных видах виктимности и девиантного поведения.
В условиях неблагополучных, кризисных семей важная роль в поддержке детей отводится образовательным организациям.
Проблема исследования состоит в ответе на вопрос: каковы особенности педагогической работы с детьми из неблагополучных семей?
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей: анализ опыта деятельности МБОУ ЦО №42».
Объект исследования: дети из неблагополучных семей.
Предмет исследования: педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей.
Цель исследования: анализ опыта деятельности МБОУ ЦО №42 в контексте изучения педагогической поддержки детей из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- представить теоретический анализ понятия «неблагополучные семьи» в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей из неблагополучных семей;
- изучить прикладные аспекты исследования особенностей работы с детьми из неблагополучных семей;
- представить выводы по теме исследования.
Теоретическая база исследования.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных семейных отношений (В.Я.Титаренко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и др.).
По мнению значительного количества исследователей, в сфере психологии, социологии, педагогики в отечественной и зарубежной науке (Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, И.П.Бадьина, Б.Перри, М.Салавиц и др.) девиантность, как свойство личности формируется вследствие нарушений процесса социализации, будь то агрессия, изоляция, отвержение со стороны взрослых, в семье в первую очередь, педагогическая запущенность или деструкции воспитательного воздействия.
Напрямую или косвенно, проблемы неблагополучных семей и последствий воспитания в неблагополучных семьях, а также направления их профилактики, рассматриваются в работах таких авторов, как Л.И.Бершедова, Е.Д.Божович, К.Обуховский, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Б.С.Волков, М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, Л.Ф.Обухова и др. Такие авторы, как И.П.Бадьина, В.Д.Менделевич, Дж.Боулби, Б.Перри, М.Салавиц, и др. которые анализируют детскую психологическую травму, как причину отклонений поведения; Т.Г.Визель, А.И. Кочетков Н.Н. Верцинская, А.К.Колеченко и др. обосновывают направления социально-профилактической работы с детьми из неблагополучных семей.
Практическая значимость: полученные результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в обучающей, консультативной и коррекционной работе.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение, сравнение и систематизация, моделирование.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андронникова О.О. Характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением//Вестник ТГПУ, Новосибирский гуманитарный институт. 2009. Выпуск 9 (87) С.120-126.
2. Буянов М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет.психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
3. Бадьина Н.П. Психологическая помощь ребенку, пережившему психическую травму: Методические рекомендации для педагогов-психологов ОУ. – Курган, 2005. 63 с
4. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. – Дисс. доктора психол. наук. – М., 1999. 314 с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2006. 232 с.
6. Буйневич Т.В. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения [Электронный ресурс] : метод. пособие. - Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. 88 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
8. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. 436 с.
9. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. – Дисс… канд. психол. наук. – Рязань, 2004. 160 с.
10. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
11. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. 448с.
12. Зайченко А.А. Самоповреждающее поведение // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Мат-лы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. Казань, Казанский гос. ун-т, 22–23 ноября 2007 г. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. С. 381–386.
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
14. Иванова Н. П. Модель социально-педагогической поддержки социализации детей в семьях группы риска // Семья в России. 2009. N 2. С. 45-51.
15. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. 288 с.
16. Коповая О.В., Коповой О.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. 80 с.
17. Кербиков О.В. Микросоциология, конкретно-социологические исследования и психиатрия // Вестник Академии медицинских наук СССР. — 1965. – С. 7-16.
18. Кочетков А.И., Верцинская Н.Н. Перевоспитание подростка. – М.: Педагогика, 1972. 120 с.
19. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. 368 с.
20. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю, Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос-Пресс- 2010. 412 с.
21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2015. 354с.
22. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. С. 120-125.
23. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л.: ЛГУ, 1970. 288с.
24. Менделевич В.Д. Психотравма, личность и неврозогенез (антиципационный подход) // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. №3. С. 12-17.
25. Мардахардаев Л.В. Социальная педагогика. М.: РГСУ.-Омега-Л.-2014. 416с.
26. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии.. М.-Класс, 1998. 304с.
27. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви или Как воспитывать, но не калечить. М.: Генезис, 2018. 160 с.
28. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детства: муниципальная система. М.: Народное образование, 2002. 112 с.
29. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. 256с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
31. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
32. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков. – дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. 197 с.
33. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи.. СПб.: Директ, 2007. 384с.
34. Филатова О.В. Особенности деятельности социального педагога в процессе работы с неблагополучными семьями. Дисс. канд. пед. наук. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб., 2017. 187 с.
35. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. – 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125.
36. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003.272с.
37. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»/ Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М.: СК «СМАРТ-М», 2005. С.61-69.
38. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 336 с.
39. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2015. 352 с.