Фрагмент для ознакомления
2
отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.». Исходя из этого определения структура семьи включает такие составляющие как численный, поколенческий и родственный состав (количество членов семьи, число поколений, наличие супружеских, родительских и родственных отношений), а также структуру власти и ролевую структуру.
В.Н. Дружинин полагает, что в норме существует некая базовая структура отношений в семье, «которая не дает разгораться человеческим страстям и, вместе с тем, предоставляет членам семьи возможности для реализации себя в семье». И этими основными отношениями, реализующимися в семье, являются: власть, ответственность, эмоциональная близость [2, с. 97].
С другой стороны исследования показывают, что на характер ролевых и эмоциональных взаимоотношений в семье оказывают влияние и личностные субъективные особенности индивида. К особенностям личности, обуславливающим характер межличностных отношений относятся: пол, возраст, национальность, темперамент, состояние здоровья, уровень самооценки и другие характеристики.
Таким образом, возможность создания гармоничных отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, определяется множеством факторов, которые необходимо учитывать специалисту в процессе оказания такой семье психологической помощи [6, с. 58].
К сожалению, до последнего времени значительное число работ было посвящено проблемам взаимоотношения матери и ребенка с ОВЗ, в меньшей степени изучены взаимоотношения отцов и детей, и полностью отсутствуют исследования, раскрывающие особенности межличностных взаимоотношений между бабушками/дедушками и детьми с ОВЗ, между ними и здоровыми сиблингами. Комплексные исследования, посвященные взаимоотношениям семьи в целом, включая широкий спектр значимых характеристик и затрагивающих представителей различных поколений в отечественной и зарубежной науке, представлены значительно меньше, несмотря признание значительного влияния указанных параметров на формирование семейного микроклимата и создания оптимальных условий для воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития.
Значимость обсуждаемых вопросов и недостаточность научных исследований посвященных изучению особенностей межличностных отношений в семьях детей с ОВЗ в целом побудили к разработке диагностической программы, направленной на изучение особенностей межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, включающую изучение родительско-детских и детско-родительских отношений, отношений между родителями, межсиблинговых отношений, а также взаимоотношений, затрагивающие представителей старшего поколения семьи.
При подготовке диагностических программ для исследования когнитивных процессов и личностных особенностей детей мы изучили материалы отечественных и зарубежных специалистов, работающих в данной области [4, с. 102].
Методы и методики для исследования здорового ребенка или ребенка с легкими нарушениями развития широко представлены в работах исследователей. Однако детям с ОВЗ, характеризующимся низким уровнем когнитивного развития, трудностями в освоении бытовых и гигиенических навыков, нарушением социального поведения, ограниченной возможностью вступать в контакт и отсутствием или низким уровнем экспрессивной речи, ряд методик, традиционно применяемых для диагностики, недоступны.
В силу выраженности нарушений развития, диагностика личностных особенностей и функциональных навыков ребенка с ОВЗ может основываться главным образом на наблюдении за ним в естественных ситуациях, направленном на выявление наличия и выраженности у ребенка переживаний, тревожности, преобладающего фона настроения, особенностей взаимоотношений со взрослыми и ровесниками.
2. Практическая часть
2.1. Описание выборки и методов исследования
Исследование проводилось на базе учреждения творческого развития людей с ОВЗ «Синяя птица» город Санкт-Петербург.
Данный центр предназначен для творческого развития людей с различными вариантами и типами ОВЗ. При этом на базе центра такие люди получают не только новое полезное для себя увлечение, хобби или путь для творческого самовыражения, но и полноценное общение с такими же людьми, как и они.
Занятия в центре проходят под четким контролем со стороны психолога и медицинского работник – врача-реаниматолога. Другими словами, руководство центра «Синяя птица» стремится обеспечить своим клиентам максимальную безопасность и максимально комфортную среду пребывания.
Еще один аспект работы с людьми с ОВЗ – это обеспечение штата сотрудников центра – тьюторами и нянечками для прогулок. Обычно такие прогулки помогают клиентам расслабиться и чувствовать себя защищенным.
За период прохождения практики на базе центра «Синяя птица» был собран материал, необходимый для написания курсового проекта.
Для проведения исследования были отобраны лица с ОВЗ, имеющие коммуникационные проблемы. Родственники этих лиц обратились к специалистам центра для получения помощи и консультации.
При сборе материалов к эмпирической части исследования использовался комплекс методов и методик: наблюдение, анкетирование пациентов, беседа, тесты.
В исследовании приняло участие 50 человек. Каждый ответил на вопросы 2 тестов.
Все отвечающие были отранжированы по результатам специального социологического анкетирования.
Для разделения респондентов на группы в зависимости от пола было проведено анкетирование выборки;
Таким образом, было выделены две группы, лица с ОВЗ мужского пола и лица с ОВЗ женского пола. Таким образом, были сформированы две группы, женская группа – 28 человек и мужская группа – 22 человека.
Далее, для определения психологических особенностей коммуникации лиц с ОВЗ респонденты ответили на следующие два теста:
Методика «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В.В. Бойко для диагностики ведущей стратегии защиты в общении с партнерами;
Методика «Диагностика характерологических тенденций в межличностных отношениях» Т. Лири для установления преобладающих характерологических тенденций личности.
На втором этапе анкетные данные были переведены в электронный вид, и подсчитаны к ним ключи.
Третий этап представлял собой обработку и анализ полученных данных.
2.2. Результаты исследования по методике «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении»
Первой проведенной нами методикой стала «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В.В. Бойко. На рис. 2.1. представлены результаты обследования по данной методике.
Рис. 2.1. Результаты исследования по методике «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении»
Исходя из анализа данных представленных на рис. 2.1. можно сделать следующий вывод. Женщины с ОВЗ отличаются преимущественным выбором агрессии в качестве доминирующей стратегии защиты в общении с партнерами (2,2 балла). Мужчины с ОВЗ продемонстрировали большую гибкость в выборе стратегии защиты в общении. У мужчин с ОВЗ не удалось выделить четко определенный стиль. Они демонстрировали привязанность к двум стилям, либо к миролюбию, либо к избеганию.
Подобного рода данные говорят о том, что психологические особенности прохождения коммуникации зависят от того насколько спокойно и безболезненно личность перенесла возникновение ОВЗ. От того смогла ли личность сохранить адекватное отношение к социуму будет зависить отношение такой личности к отдельным индивидам. В частности, для будущей коммуникации пожилого человека важно, чтобы у него сохранилось позитивное отношение к молодежи и своему социальному статусу.
Так же необходимо отметить, что мужчины выбирая стратегию миролюбия, демонстрируют наличие у них добротного интеллекта и уживчивого характера, что является демонстрацией наличия у них высоких требований к личности. Избегание кажется более простым вариантом, не требующим сильных умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле.
Для женщины с увеличением угрозы для субъектной реальности личности будет типичной реакцией, будет увеличение темпа роста агрессии. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» – с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Лица с ОВЗ Развитие и профилактика нарушений в коммуникации. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 643 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Коммуникационные способности у лиц с ОВЗ. – СПБ.: Березка, 2015. – 458 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Лица с ОВЗ. Современный взгляд на развитие личности. – Ярославль: Азимут, 2017. – 659 с.
4. Васильев Я.Н. Личность лиц с ОВЗ. Особенности развития и коррекции. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 593 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Лица с ОВЗ. Развитие и коррекция коммуникационных навыков. Роль семьи и школы. – Воронеж: Альянс, 2014. – 495 с.
6. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Психолого-педагогические условия развития коммуникационных навыков у детей с ОВЗ // Вопросы педагогики. – 2016. – № 12. – С. 50–62
7. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А. Лица с ОВЗ. Психолого-педагогический статус. – Ульяновск: Старт, 2016. – 480 с.
8. Кравцова Е.К. Психология общения и межличностной коммуникации у лиц с ОВЗ. – Воронеж: Слава, 2015. – 648 с.
9. Москалева А.А. Межличностная коммуникация. Особенности развития у лиц с ОВЗ. – Владикавказ: Южное издательство, 2015. – 390 с.
10. Рассудова Л.А. Развитие личности ребенка с ОВЗ в группе сверстников// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 11(68). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 48-52.