Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из популярных тем русской литературы является тема детства. Современные литературоведы отмечают небывалый интерес к образу детства в русской литературе ХIХ – ХХ веков. Сложившаяся традиция изучения детской литературы обусловлена спецификой этого феномена. Детство является важнейшей нравственно-философской темой, которая не переставала волновать писателей. К ней обращались такие выдающиеся прозаики, как А. Погорельский, Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, М. Горький, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.С. Серафимович, А.И. Куприн, А. Белый, И.А. Бунин и многие другие.
Именно в ХIХ-ом веке произошли большие изменения в культуре человечества, как в смысле техническом и социальном, так и со стороны религиозной, философской, и, безусловно, литературной. В этот период рождаются литературные великаны и появляются произведения обширного значения, черпающие из наследия предыдущих веков. Видимо как раз потому, что произошел бурный скачок развития общественных наук, не мог не начаться расцвет и литературы о ребёнке. Взгляд на ребёнка и на способы его воспитания, точно так же, как и взгляд на другие социальные группы в течение истории развивался и менялся.
В связи с прогрессом и развитием в области научных исследований и с ними связанных опытов о влиянии психического развития в детском возрасте на взрослую жизнь, изменилось понимание и изображение ребенка в литературе. А так как «научный пик» относится к XX-ому веку, ясно, что феномен детства не застаивался только на работах XIX-ого века, а наоборот стал типологической чертой литературы XX-ого века. Ребёнок оказался в центре творческих исканий многих художников слова.
Хотелось бы вспомнить хотя бы нескольких писателей, кого привлек мир детства. Феномен ребёнка не оставил равнодушным И.А. Бунина и Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна и А.М. Горького, М.А. Шолохова и Ч.Т. Айтматова, А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву а также многих других.
На стыке XIX-ого и XX-ого веков описание жизни маленьких бедняков, детей-сирот, детей тружеников становятся совершенно отдельным тематическим направлением в творчестве многих писателей. Авторы заостряют акценты, пытаясь привлечь внимание читателей, а стало быть, внимание общественности на крайне сложное положении детей, буквально погибающих, испытывающих муки духовные и физические под натиском нарождающихся буржуазных отношений, в начинающийся век капитализма. Эта тема неоднократно возникает в произведениях таких авторов, как Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, А.И. Куприн, Л.Н.Андреев и другие.
Цель работы - изучение мира детства и его языкового воплощения в творчестве русских писателей.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть феномен детства как комплексную проблему;
• Изучить особенности проблемы детства в истории человечества;
• Провести исследование традиций изображения детства в русской литературе.
Объект исследования: система представлений о детстве в русской литературе.
Предмет исследования: художественные произведения для детей и о детях, воссоздающие мир детства.
Методы исследования: в работе использован комплексный метод исследования с актуализацией сравнительно-типологического, историко-функционального, аналитического и описательного подходов.
Глава 1. Философско-педагогический взгляд на феномен детства
1.1. Феномен детства как комплексная проблема
В настоящее время понятие «детство» глубоко укоренилось в современном научном дискурсе. Ярким свидетельством этого служит введение в научный оборот социологами, культурологами, культурными антропологами, этнографами, историками таких понятий, как «защита детства», «охрана детства», «культура детства», «субкультура детства», «этнография детства», «антропология детства», «этнология детства», «история детства» и т. д. [28]
В целом исследователями признается, что осмысление детства невозможно осуществлять в рамках только одной науки, к примеру, педагогики или психологии. Вся сложность феномена детства, его проявлений в культурах и обществах разных времён направляет ученых к междисциплинарному диалогу и накоплению знаний о нём с позиций социально-философского, психолого-педагогического, исторического и культурологического анализа [24, с. 24]. Более того, обращение к исследованию детства явилось для ученых особым исследовательским инструментом: посредством изучения детского опыта через «автобиографии детства», «детские тексты», открылся новый ракурс интерпретации окружающей детей реальности. Этот своеобразный исследовательский поворот очень точно описывает И.С. Кон: «Если до сих пор ученые смотрели на детство глазами взрослых, то теперь они хотят перевернуть угол зрения, рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия» [2, с. 10].
Обращаясь к определению понятия «детство», весьма сложно дать единую трактовку, так как каждая наука выработала свое видение данного феномена. Так, с социологической точки зрения детство является сложным социальным образованием общества, выполняющим в нем специфические функции, а также совокупностью объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, особым возрастным периодом жизни человека, характеризующимся первичной социализацией. В рамках психологии детство рассматривается как период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости, как результат социогенеза взаимоотношения детей и взрослых. Согласно педагогике детство выступает как образовательное и воспитательное «поле». В культурной антропологии детство трактуется как процесс вхождения в культуру, в результате которого формируется личность, усвоившая какую-либо культуру [36, с. 102]. Но, несмотря на многообразие подходов, признается культурно-исторический характер данной дефиниции: варьирование смысловых оттенков в зависимости от особенностей анализируемого общества, социального слоя, исторической эпохи и культуры [26, с. 7].
Анализ научных дискуссий о феномене детства позволяет выстроить ряд исследовательских вопросов. Во-первых, это проблема возникновения феномена детства и его социокультурной динамики. В представлениях современного человека детство является неотъемлемым периодом жизненного пути. Однако ученые задались вопросом, всегда ли в общественном сознании, повседневной жизни детство наделялось теми чертами, которые кажутся естественными для современного человека?
Взгляды на поставленную проблему отразились в трудах французского демографа и историка Ф. Арьеса, а также американского социолога Нейла Постмана. Так, Ф. Арьес, исследуя эволюцию детства в европейском сознании от раннего Средневековья до XIX века, указывает на «открытие» детства лишь в XVII веке и формулирует два основных тезиса. Согласно первому традиционное общество плохо представляло себе ребенка, подростка и юношу, сводя продолжительность детства к периоду «сюсюканья» (термин Ф. Арьеса), когда маленький ребенок не может обходиться без посторонней помощи. Ребенок рано смешивался с взрослыми и становился молодым взрослым, минуя различные этапы юности. Смысл второго тезиса заключается в том, что, начиная с конца XVII века, школа заменила практическое обучение «в людях», и ребенок уже не смешивался с взрослыми, а был отделен от них посредством появления системы школьного образования [1, с. 8].
С точки зрения Н. Постмана, понятие детства также появилось не сразу, а существует в европейском сознании лишь последние четыре века и представляет собой искусственный продукт развития общества. Реконструируя развитие идеи детства на протяжении двух с половиной тысячелетий, он отмечает, что процесс кристаллизации и осознания детства тесным образом связан с изобретением книгопечатания, создавшего новую коммуникационную технологию. Произошедший «скачок знаний», создаваемые школьные учебники и программы привели к выделению стадий взросления, заложив основы понимания детства как этапа подготовки к жизни во взрослом мире [29].
Суждения Ф. Арьеса об отнесении «открытия детства» к строго определенному историческому периоду вызывают у многих историков сомнения и возражения. Так, в работах Росс Билз, Дэниел Блейк Смит, Линды Полок приводятся факты, подтверждающие, что в общественном сознании всегда имелись представления о детях и их воспитании. Однако в воззрениях ученых, видящих разные пути развития феномена детства в европейском обществе, общим является признание значимой роли XVIII века, привнесшего становление нового материального мира для детей и усиление видимости границ мира взрослых и мира детей [1, с. 7].
В работе «Исчезновение детства» Н. Постман анализирует современные тенденции развития феномена детства на примере современной Америки. Он выдвигает тезис о начавшемся стремительном разложении «социальной субстанции детства», порожденным вновь переворотом в области коммуникации – появлением визуальной (телевизионной) культуры, которая для своего усвоения не требует стадий обучения. При этом в мире быстро меняющейся, общедоступной информации авторитетными проводником знаний для детей становятся не взрослые, а сведения, поступающие «ниоткуда», раскрывающие секреты любого свойства, без которых, с точки зрения Н. Постмана, детство немыслимо [29, с. 11].
Идея социокультурной динамики феномена детства отразилась также в психо-культурной теории детства американского психоаналитика, социолога и историка Л. Демоза. Он предложил рассмотреть эволюцию европейской культуры через изменение моделей детства. В частности, Л. Демоз подразделил историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми: инфантицидный стиль (с древности до IV в.н.э.), характеризующийся массовым детоубийством; бросающий стиль (с IV по XIII вв.), согласно которому ребенок для родителей остается объектом проекций, поэтому практикуется передача ребенка кормилице, либо в монастырь; амбивалентный стиль (с XIV по XVIII вв.) – ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, но отказывают в самостоятельном духовном существовании; навязчивый стиль (XVIII век), в рамках которого ребенок выступает объектом не только физического ухода, но и постоянного поведенческого и мировоззренческого контроля со стороны взрослых; социализирующий стиль (с XIX в. по середину XX в.), характеризующийся тем, что воспитательной целью становится подготовка к будущей самостоятельной жизни, и ребенок является в большей мере объектом, нежели субъектом социализации; помогающий стиль (с середины XX в.), предполагающий, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни, и цель родителей видится в содействии индивидуальному развитию своих детей [21].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. С
2. Безрогов В.Г. Мир детства как мир памяти // Московское детство: память поколений. М., 2008.
3. Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001.
4. Беликова А.В. Русская литература XIX в. для иностранных студентов. Учебное пособие / Беликова А.В. М.: МГУ, 2002.
5. Белова Д.Н. Образ ребенка и восприятие детства в древнерусской агиографии XII-XV веков. М., 2005
6. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. М., 2004.
7. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.
8. Большой путеводитель по Библии / Ред., пер. с нем. Г. Габинского. М., 1993.
9. Борисов С.Б. Субкультура девичества: российская провинция 70-90-х гг. ХХ в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи // URL: http://anthropology.ru/ru/texts/borissv/abstract.htm ; Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века. М., 2002. С. 255.
10. Бялый, Г. А. В. Г. Короленко / Г. А. Бялый. – Л. : Худ. лит., 1983.
11. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.
12. Ганина С. А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 1. С. 183–186
13. Ганина С. А. Философские и естественно-научные основания феномена детства в рамках биогенетической концепции развития личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6.
14. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1982.
16. Дианова Н.Ф. Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи. Краснодар, 2004.
17. Диброва Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. Ч. I. М., 1998.
18. Долгов В.В. Детство в контексте древнерусской культуры XI-XIII вв.: Отношение к ребенку, способы воспитания и стадии взросления // Этнографическое обозрения. 2006. № 5.
19. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – СПб.: Азбука-классика, 2009.
20. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – СПб: Азбука-классика, 2010.
21. Зеленина Г. От скудности эмоций к скудности источников: полувековой путь детских исследований // Теория моды. 2008. № 8.
22. Карякин Ю. Достоевский: «все – «дите»// Наука и религия.- 1971.- № 10.- С.45-51.
23. Келли К., Безрогов В. Лики российского детства // URL: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=72929
24. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988.
25. Коржикова М.Б. Русская литература XIX века: учебный минимум для абитуриентов / М.Б.Коржикова. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.
26. Короленко, В. Г. Собрание сочинений : в 5 т. / В. Г. Короленко. – Л. : Худ. лит., 1989. – Т. 1.
27. Кочетов В.Н. Русская литература: учебник для студентов-иностранцев / В.Н. Кочетов. – М.: МГУ им. Ломоносова, 1997.
28. Кулешов В.И. История русской литературы Х – ХХ вв.: учебник / В.И. Кулешов. – М.: Русский язык, 1989.
29. Куприн А.И. Белый пудель : Рассказы / А.И. Куприн. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 221 с.
30. Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект //URL: http: //weblib.ssu.samara.ru/DLib/vestnik/download.php?flnm=199810702.html
31. Левашкина З. Н. Жестокое отношение к детям в варварский период в западной истории // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 3.
32. Майорова-Щеглова С.Н. Детство: противоречия и диалог культур. URL: http: //www.childsoc.ru/doc/detstvo_kult.pdf
33. Мамычева Д.И. Феномен детства в контексте современности: тенденции и перспективы развития // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 2008. № 1.
34. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах / М.И. Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис–пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор.)
35. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
36. Мушинская Т.Ф. Русская литература XX века: учебное пособие для абитуриентов / Т.Ф. Мушинская. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.
37. Нефагина Г.Л. Русская литература: школьный курс в кратком изложении:пособие для поступающих в вузы. Мн.: ТетраСистэмс, 2012.
38. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до ран- него Нового времени (III-XVI вв.) / Отв. Ред. В.Г. Безрогов. М., 2001.
39. Пирогов Н. И. Быть и казаться. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985. – с. 97-98
40. Поддубная Т.Н. К вопросу о периодизации развития социальной защиты детства в России // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 2006. № 4.
41. Постман Н. Исчезновение детства // URL: http://www.stranaoz.ru/print.php?type=article&id=861&numid=18
42. Пчелкина Т. Р. Автор и герой в художественном мире А. И. Куприна (типология и структура): автореф. дис.... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006
43. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Т. 1. Краснодар, 2002
44. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: в 2-х т. – СПб: Тип. – М. Меркушева, 1903
45. Сальникова А.А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования. Казань, 2007.
46. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства. М., 2004.
47. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X – первая половина XIX в./ Ф.И. Сетин. - М.: Просвещение, 1990.- 301 с.
48. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1988.
49. Соколова, М. Романтические тенденции критического реализма 80–90-х годов (Гаршин, Короленко) / М. Соколова // Развитие реализма в русской литературе. – М. : Наука, 1974.
50. Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М, 2008.
51. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 22. Азбука 1871–1872. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
52. Чехов А.П. «Ванька» / А.П. Чехов. – М.: Детская литература, 1984
53. Чехов А.П. Повести и рассказы / А.П. Чехов. – М.: Просвещение, 1986
54. Щеглова С.А. Детство будущего //URL: http://www.childsoc.ru/doc/child_future.pdf
55. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства // URL: http: // www.ynpress.ru/cgibin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=11
56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. – с. 7-13
57. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е. перераб. и дополнен. / пер. с англ. СПб.: Летний сад, 2000.