Фрагмент для ознакомления
2
основополагающего принципа, наделив общественный организм необходимой и достаточной иммунной системой.
2.2. Эффективность правового воспитания на примере борьбы с коррупцией
Отсутствие правовых знаний у граждан является благодатной средой для коррупции и различного рода преступных проявлений. Обладающий правовыми знаниями гражданин не допускает нарушения своих прав и не нарушает чужие. Нередко такие граждане способны самостоятельно, без привлечения квалифицированного специалиста защитить свои права, добиться поставленной цели.
Именно поэтому одной из главных задач любого государства является правовое просвещение населения, результатами которого для конкретного гражданина должны стать: информированность о законодательстве и правоприменительной практике, правильная ориентация в правовом поле государства, получение навыков применения законов в обыденной жизни.
Люди должны не только знать законы, но и уметь самозащищаться - защищать свои права и отстаивать свои интересы.
Ввиду принятия Российской Федерацией международных обязательств, в том числе путем ратификации соответствующих конвенций в сфере противодействия коррупции, в российское законодательство имплементированы стандарты, соответствующие требованиям международных документов.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупционных проявлений, а также принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Направления, сформулированные в утвержденных Президентом Российской Федерации в 2011 г. Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, охватывают все сферы правоотношений - от правового образования и воспитания детей и взрослых, чиновников и судей до совершенствования законодательства, обеспечения правопорядка и доступности бесплатной правовой помощи.
Вступившим 23 сентября 2016 г. в законную силу Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в состав субъектов профилактики правонарушений включены органы прокуратуры Российской Федерации, а повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан определены в числе основных направлений этой деятельности.
Учитывая, что прокурорские полномочия осуществляются в широком спектре правоотношений, органы прокуратуры в своей деятельности используют имеющийся потенциал для повсеместного и систематического правового воспитания и просвещения населения. Прокуроры постоянно применяют различные формы правового просвещения граждан.
В печатных средствах массовой информации (федеральных, региональных и местных) органами прокуратуры открыты тематические колонки по вопросам разъяснения законодательства, призванные оказывать бесплатную квалифицированную юридическую помощь населению.
Тематика выступлений прокуроров в СМИ определяется с учетом актуальности проблемы, на основании анализа обращений граждан, результатов надзорной деятельности. В публикациях прокурорами рассматриваются различные правовые вопросы, в том числе по противодействию коррупции.
В субъектах Российской Федерации при участии прокуратур работает система юридических клиник. В рамках заключенных договоров о сотрудничестве органы прокуратуры оказывают вузам организационную и методическую поддержку в работе юридических клиник, в которых под руководством преподавателей студенты юридических факультетов осуществляют бесплатное правовое консультирование населения.
На интернет-сайтах прокуратур субъектов Российской Федерации имеются рубрики «Прокурор разъясняет» и «Новое в законодательстве», где можно получить ответ на любой правовой вопрос.
В практике органов прокуратуры Российской Федерации широко применяются разработка и издание печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан. В рамках утвержденных в субъектах Российской Федерации программ по предупреждению и профилактике правонарушений, в том числе коррупции, при участии общественных объединений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления прокуратурами осуществляется подготовка и издание буклетов, брошюр, памяток, листовок, методических пособий, информационно-справочных материалов («Дача взятки и посредничество во взяточничестве», «Как противодействовать коррупционеру» и др.). Они распространяются работниками прокуратуры в ходе встреч с гражданами по месту жительства, в трудовых коллективах, среди детей и молодежи при проведении лекций, семинаров, правовых конкурсов, олимпиад и викторин, а также направляются в вузы в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве для использования в деятельности юридических клиник.
Например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации подготовлен и издан информационно-справочный буклет «Памятка о том, что каждому нужно знать о коррупции». Буклет направлен в прокуратуры субъектов Российской Федерации для распространения среди населения.
В работе по правовому просвещению населения активно используются возможности радио и телевидения. На региональных теле- и радиоканалах реализуются совместные с телерадиокомпаниями программы по правовому просвещению, в которых работники прокуратуры разъясняют телезрителям и радиослушателям их права и обязанности, а также отвечают на поступившие вопросы. Вопросам разъяснения антикоррупционного законодательства, включая ответственность за коррупционные преступления, посвящены отдельные эфиры. Такая же практика существует в муниципальных образованиях.
В последнее время особой популярностью пользуются прямые линии с прокурором, позволяющие наладить более тесный и предметный диалог с населением. Тематика вопросов, поступающих в ходе проведения прямых линий, разнообразна. Чаще всего граждане обращаются за разъяснением, образуют ли те или иные действия должностных лиц коррупционные правонарушения и какую ответственность это влечет, куда можно сообщить о коррупционных проявлениях, как не стать взяткодателем в случае желания гражданина отблагодарить чиновника подарком, что понимается под конфликтом интересов на службе, как понимать увольнение в связи с утратой доверия. Также в ходе прямых линий актуально консультирование по вопросам «бытовой» коррупции и коррупции в системе образования.
В практике антикоррупционного просвещения положительно зарекомендовало себя использование социальной рекламы, размещаемой на информационных щитах, стендах, баннерах, светодиодных экранах, установленных на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах.
Прокуратурами метрополитенов проводится работа по организации разъяснения антикоррупционного законодательства посредством размещения на станциях и в вагонах поездов метрополитена аудио- и печатных материалов.
На железнодорожных вокзалах и в аэропортах установлены электронные терминалы с информацией о формах противодействия коррупции, экстремизму и другим правонарушениям, а также о правах и обязанностях пассажиров. Осуществляются аудио- и видеотрансляции, в том числе на информационных светодиодных экранах, на мониторах аэроэкспрессов и на воздушных судах.
Отдельное внимание уделяется правовому просвещению в работе с военнослужащими и молодыми людьми призывного возраста. Органы военной прокуратуры проводят юридические консультации для призывников и их родственников. Для тех, кто проходит службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, два раза в год военные прокуроры проводят единый день правовых знаний. Для рядового состава и офицеров организуются лекции, семинары и другие мероприятия правового характера.
Большое внимание уделяется разъяснению несовершеннолетним и молодежи ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Наравне с развитием правовой грамотности прокурорами преследуется цель повышения правосознания несовершеннолетних, формирования у них негативного отношения к коррупции. К данному направлению работы привлекаются уполномоченные по правам ребенка и по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественные объединения. Во взаимодействии с образовательными организациями и спортивными клубами проводятся массовые спортивные состязания среди молодежных команд и личные первенства несовершеннолетних. На мероприятия приглашаются воспитанники детских домов, интернатов, школьных образовательных организаций, где разъясняется законодательство, в том числе о противодействии коррупции, распространяются печатные материалы с информацией, направленной на формирование правосознания несовершеннолетних, а также пропагандируется здоровый образ жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3851.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168. Российская газета, N 151, 14.07.2011.
5. Арутюнян Г.Г. Конституционализация социального поведения человека в правовом государстве // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 5. С. 1
6. Арутюнян Г.Г. Аксиологическая природа конституционализма в контексте исторической эволюции конституционной культуры // Философия права Пятикнижия / Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Б. Рашковского; Сост. П.Д. Баренбойм. М., 2012. С. 70 - 82.
7. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. 2014. N 3. С. 25.
8. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. 2012. N 3. С. 11
9. Гунибский М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. 2014. N 4. С. 40
10. Канунникова Н.Г. Актуальные проблемы правового воспитания полицейских в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. 2012. N 10. С. 35
11. Кирсанов И.В. Природа правового воспитания // История государства и права, 2007, N 9. С. 38.
12. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2011. С. 12.
13. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. N 2. С. 30
14. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
15. Мельников В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 3. С. 18.
16. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 3. С. 11.
17. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Проспект, 2013. С. 198.
18. Мочалов С.А. Использование органами прокуратуры правового просвещения как инструмента профилактики коррупции // Прокурор. 2016. N 4. С. 30.
19. Черепанова Е.В. Противодействие коррупции в государственном управлении // Журнал российского права. 2017. N 4. С. 100.