Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, так как так как в последние годы значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями произношения. Педагоги и родители обеспокоены сложившейся ситуаций, так как больше половины детей дошкольного возраста имеют многочисленные нарушения звукопроизношения, а 90 % из них, не имеют физиологических нарушений речевого аппарата. Недостаточный уровень сформированности звукопроизношения может способствовать задержке психического и речевого развития ребенка. Дети, которые не умеют различать и выделять звуки на слух, а также правильно их произносить, испытывают в дальнейшем трудности при овладении навыками чтения и письма. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом дошкольного детства для формирования основ правильного звукопроизношения благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность, особую восприимчивость к звуковой стороне языка. Поэтому своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и своевременная их коррекция является важной и необходимой, начиная с младшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО рассматривает развитие правильного звукопроизношения как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности».
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. (8)
В связи с этим нас заинтересовала проблема: обучение детей правильному звукопроизношению
Цель: Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников, как залог речевой грамотности в будущем.
Задачи:
1. Изучить Психолого-педагогическую характеристику звукопроизношения у детей дошкольного возраста
2. Изучить особенности развития правильного звукопроизношения у детей 3-4 лет дошкольного возраста
3. Провести эмпирическое исследование способов постановки правильного звукопроизношения
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном учреждении, направленный на формирования правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования - предполагается, что организованная работа по обучению детей правильному произношению в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития правильного звукопроизношения.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;
эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, экспериментальное исследование, статистическая обработка результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы постановки правильного звукопроизношения дошкольниками
1.1 Психолого-педагогическая характеристика звукопроизношения как составной части речевого развития
В развитии звукопроизношения есть определенные закономерности. Овладение детьми звуковой стороной речи предусматривает совместную работу слухового и речедвигательного анализаторов. Акустические образы речи, сохранившиеся в слуховой памяти ребенка, служат опорой для воспроизведения звуков. Сопоставляя произносимые звуки с образцами речи окружающих, дети, совершенствуют свое произношение. Изначально они запоминают звуки, которые им легче произнести. Это: звук [а], затем – звуки [и], [у], отличающиеся по своей артикуляции друг от друга, затем в речи появляются звуки [э], [о]. Гораздо сложнее из гласных для детского произношения [ы] [2].
Согласные звуки усваиваются следующим образом: губные звуки появляются раньше язычных, твердые губные – раньше мягких губных, мягкие зубные раньше твердых, смычные – раньше щелевых, свистящие – раньше шипящих. Важной особенностью воспроизведения согласных звуков является неустойчивость артикуляции при их произнесении. Большая часть звуков образуется через промежуточные, переходные звуки (в частности, звук [с] переходит в [ш] через следующие стадии: [с] – [с́] – [ш]). Эта субституция (замещение звуков) является достаточно сложным процессом. А.Н. Гвоздев полагает, что эта система замены одних звуков другими основывается на их артикуляционном родстве [2].
Достаточно часто в дошкольном возрасте можно наблюдать явление гиперкоррекции, то есть употребление нового звука не по назначению. Так, например, дети, освоив звук [ш], могут говорить: «шумка», «волоши», «шанки». М.Е. Хватцев объясняет гиперкоррекцию тем, что новый звук в какое-то время является мощным раздражителем и в связи с недостаточной дифференциацией может вытеснить нужный звук. Младшим дошкольникам с трудом удается произнесение двух-трех рядом стоящих согласных звуков: один из них или пропускается, или меняется: «нег», вместо «снег», «пачик» вместо «пальчик». Часто более трудный звук уподобляется другому, который есть в этом же слове, например, «ковова» вместо «корова». Также часто наблюдаются сокращения слов, пропуска сложных звуков или слогов: «незон» вместо «комбинезон», «кафета» вместо «конфета». [7]
Все эти особенности можно объяснить работой мозга. Н.И. Красногорский полагает, что при формировании слова большую роль имеет сила раздражителя, т. е. звуковая сила фонем и слогов, из которых состоит слово. Дети сначала воспринимают ударный слог в слове, которое слышат. Затем присоединяют к нему второй по силе слоговой раздражитель и потом только более слабый, ранее опускаемый слог. Множество вновь формирующихся слов проходят длинный путь развития, который может составлять недели или даже месяцы, прежде чем установится правильное звукопроизношение [6].
Направленность ребенка в фонематической действительности носит исследовательский характер. По мнению А.А. Леонтьева, освоение произношением происходит по эвристическому принципу. С помощью практических проб ребенок пробует выделить фонематическую сторону речи, имитировать и присвоить ее [4].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белова, М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях [Текст]: игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 44-48.
2.Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст]: авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2021. — №5. — С. 5-13.
3.Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №4. — С. 14-26.
4.Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 154 c.
5.Краузе Е.Н. Логопедия.Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Корона-принт, 2012.
6.Карелина, И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста [Текст] / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 4-6.
7.Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. — М.: Эксмо, 2021. — 222 c.
8.Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 128 c.
9.Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2021. — 192 c. 16.
10.Мурашова, И. Недостатки повествовательных навыков у детей с речевой патологией [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №1. — С. 79-86.
11.Новиковская О.А. Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков. Спб., Корона-Век, 2013.
12.Саломатова, И. Ю. План-конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе. Звуки а, у, и, о [Текст] / И. Ю. Саломатова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 34-35.
13.Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c.
14.Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c.
15.Чеботарева Т.Г. Слоговая структура слова в картинках. Практическое пособие в 3 ч. 2019. – 187с.