Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Превращение России в открытую экономическую систему, обеспечивающую право свободного доступа на ее рынки для иностранных конкурентов, усилия по национальному завоеванию устойчивых производителей на мировом рынке требуют всестороннего анализа проблем, связанных с повышением конкурентоспособности, а также проблем целых секторов и отдельных предприятий. По этой причине большое значение имеет развитие теории и практики конкурентоспособности не только теоретически, но и практически.
В настоящее время в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Нефтяной бизнес является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей, который определяет решение социально-экономических задач развития всей экономики России и реализацию национальных проектов.
В современных условиях хозяйствования руководителям нефтяных компаний необходимо постоянно повышать уровень конкурентоспособности. Высокий уровень конкурентной борьбы заставляет предприятия постоянно меняться: осуществлять структурные преобразования, обновлять методы управления, модифицировать специфику взаимоотношений с клиентами и партнерами по бизнесу.
В этой связи становится актуальным исследование возможностей разработки и применения нефтяными предприятиями новых методов и технологий управления, обеспечивающих эффективную коммерческую деятельность и увеличение их конкурентоспособности. Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на достижение целей по повышению конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации. Вопросам обеспечения конкурентных преимуществ в рыночной экономике посвящены работы многих отечественных и зарубежных специалистов, в частности, М. Портера, Р. Пейса, Ю. Иванова, И. Сиваченко, Р. Фатхутдинова и другие.
Однако, несмотря на значительные теоретические достижения по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятий, многие аспекты этой проблемы требуют дальнейшего исследование. В частности, это касается уточнения сути и содержания понятия конкурентоспособности предприятия, а также анализа факторов формирования конкурентоспособности предприятия.
Объект работы – ПАО НК «Роснефть»
Предмет - математические модели конкурентоспособности продукции.
Цель работы – провести анализ математических моделей конкурентоспособности продукции, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени на примере ПАО НК «Роснефть». Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Дать общую характеристику видов конкуренции;
2. Раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности;
3. Изучить факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг;
4. Проанализировать основные принципы оценки конкурентоспособности продукции;
5. Изучить определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей;
6. Раскрыть определение конкурентоспособности с использованием функции желательности;
7. Привести определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Беленов О. Н. «Конкурентоспособность организации», Березин А. «Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности», Бондаренко С. И. «Конкурентоспособность продукции фармацевтической компании России» Волкова Н. «Конкурентоспособность предпринимательских структур» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. Во второй главе приведен оценка конкурентоспособности продукции. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке
1.1 Общая характеристика видов конкуренции
Конкуренция - это «соревнование» между одним предпринимателем и другим за счет использования методов увеличения продаж и роста популярности продуктов. Финансисты определяют такое поведение как борьбу компаний за защиту своих интересов. Предприниматели используют все методы для привлечения внимания, чтобы как можно больше покупателей могли понять продукт.
Качество продвигаемой продукции известно своей конкурентоспособностью. Этот атрибут можно сравнить с другими подобными свойствами. Конкурентоспособность продукта определяется тремя характеристиками: техническая область, доступность, социальная ориентированность .
Первая особенность касается правил и предписаний, которым должен соответствовать продукт. Экономические характеристики включают стоимость, затраты на логистику и инновации, где потребители вкладывают свои средства в покупку и использование продуктов.
Характеристики социальной ориентированность включают социальный слой людей, национальные параметры производства, продаж и продвижения продукта.
Экономисты выделяют четыре вида конкуренции рынков товаров и услуг:
1. Совершенная конкуренция;
2. Монополистическая конкуренция;
3. Олигополия;
4. Абсолютная монополия.
Совершенная конкуренция представляет собой рынок, где работает большое количество компаний. Новые компании могут свободно выходить на рынок. Производитель не может влиять на цену своего продукта, так же как и новый игрок, выходящий на рынок.
В условиях монопольной конкуренции компании создают каждый свой продукт. Например, швейная фабрика производит только военную форму, вторая - пальто, а третья - костюм. Любой продавец может беспрепятственно выйти на рынок. Разница заключается в монополии на товары. Прибыль растет за счет продвижения бренда.
При олигополии трудно выйти на рынок. В этом отделе работают несколько продавцов. Например, чтобы преуспеть в генной инженерии, одного образования недостаточно. Компания должна иметь научную базу, отличных специалистов, разрабатывать патенты, профессиональные маркетинговые стратегии и серьезную финансовую поддержку. Не каждый может добиться и выиграть такого развития событий, поэтому редкие «счастливчики» становятся уважаемыми игроками и могут корректировать цену на марже .
Абсолютная монополия применима только к одному игроку. Для остальных вход в отрасль недоступен. Примером монополиста является ОАО «РЖД». Конкуренция здесь очень слаба, а власть производителей очень велика. Когда продавцов много, у покупателей есть большой выбор товаров по цене и качеству.
Конкуренция на рынке бывает разных видов в зависимости от степени свободы:
Совершенно свободная конкуренция состоит из большого количества компаний и потребителей, которые не могут повлиять на текущую экономическую ситуацию.
В то же время котировки на рынке эквивалентны, а товары и услуги взаимозаменяемы. Граждане получают полную и достоверную информацию о ценах. Продавцы работают независимо друг от друга. Любой гражданин имеет право стать предпринимателем, и покупатели не подвергаются притеснениям. Они могут купить товар на любом рынке.
Если хотя бы одно условие совершенной конкуренции не выполняется, то на рынке существует несовершенная конкуренция. Несовершенные формы конкуренции включают монополию, олигополию и монопольную конкуренцию. Участники монопольного рынка пользуются преимуществами конкуренции, отличными от ценовой. Новым компаниям легко выйти на такой рынок: достаточно предоставить потребителям нужные продукты.
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности повышает необходимость роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность - это важнейший фактор обеспечения безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и последующего эффективного развития .
В настоящее время единого определения понятия «конкурентоспособность» не существует. Основными факторами, определяющими возможность множественных трактовок этого понятия, являются различные позиции экономистов, а также тот факт, что в качестве производителя рассматривается только одно предприятие, отрасль или вся экономика в целом.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, выражающая различия между развитием фирмы и развитием конкурентоспособных фирм с точки зрения степени удовлетворения потребностей людей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его адаптации к условиям рыночной конкуренции.
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон с целью оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработки мер и средств, с помощью которых предприятие могло бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности предприятия используются некоторые числовые показатели, которые указывают на степень устойчивости позиции предприятия .
Для промышленно развитых стран значимость рынка Фатхутдиновым рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран – 0,7, для внутреннего рынка – 0,5.
Организационные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующему :
а) выявление возможных модификаций изделия путем улучшения качественных характеристик, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего вида;
б) адаптация изделий к работе в различных условиях: тропическом или полярном климате, на различных почвах (каменистых, песчаных, болотистых).
Углубленное исследование и анализ бизнес-возможностей является одним из важнейших компонентов комплексного анализа рынка. Конкурентный анализ позволяет оценить преимущества и недостатки конкурентов на конкретном рынке и реализовать эффективные стратегии для увеличения конкурентных преимуществ компании. Компания, которая продает аналогичные продукты или заменяет собственные продукты компании в том же географическом регионе, является прямым конкурентом.
Компании, которые предоставляют разнородные продукты или заменители, связанные с продуктами или услугами, считаются косвенными конкурентами. Другими словами, косвенная конкуренция будет удовлетворять потребности клиента в конкретном продукте или услуге, хотя используемый продукт или услуга могут отличаться от продукта или услуги, производимых компанией. Если компания имеет аналогичные продукты и каналы сбыта, но предпочитает работать в разных сегментах рынка, она не является прямым конкурентом .
Однако важно уделять пристальное внимание маркетинговой деятельности компаний, поскольку они могут решить войти в сегмент рынка в любой момент. Поэтому в настоящее время комплексный конкурентный анализ является важной частью работы всех компаний, что необходимо для достижения и поддержания конкурентного преимущества. В дальнейшем это поможет выйти на целевой рынок и продавать на нем. Углубленный анализ конкуренции позволит: понять, как существующие и потенциальные клиенты оценивают конкуренцию; активно выявлять преимущества и недостатки конкурентов; разрабатывать эффективные стратегии конкуренции на целевом рынке .
Отслеживание конкуренции помогает компаниям прогнозировать изменения рынка, выявлять новые тенденции и успешные стратегии, а также поддерживать лидерство на рынке. Конкурентный анализ - это область стратегических исследований, которая специализируется на сборе и анализе информации о конкурентных компаниях. Это важная стратегия для определения того, что делают конкуренты и какую угрозу они представляют для финансового благополучия.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность и ее роль / О.Н. Беленов. - М.: КноРус, 2021. - 205 c.
5. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность организации / О.Н. Беленов. - М.: КноРус, 2015. - 144 c.
6. Березин, А. Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности / А. Березин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 156 c.
7. Бондаренко, С. И. Конкурентоспособность продукции фармацевтической компании России: моногр. / С.И. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2015. - 104 c.
8. Волкова, Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур / Н. Волкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 176 c.
9. Головачев, А. С. Конкурентоспособность аптеки / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2015. - 907 c.
10. Данилов, И. П. Конкурентоспособность организаций России. Теоретические основы и методология / И.П. Данилов. - М.: Канон+РООИ, 2016. - 368 c.
11. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. - 192 c.
12. Конина, Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2015. - 419 c.
13. Крупорницкая, И. А. Конкурентоспособность аптечной организации в условиях глобализации.: моногр. / И.А. Крупорницкая. - М.: Наука, 2021. - 348 c.
14. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2021. - 464 c.
15. Осадчук, Е. В. Конкурентоспособность в Интернете. Как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 152 c.
16. Парамонова, Т. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: моногр. / Т. Парамонова. - М.: КноРус, 2021. - 664 c.
17. Подосинников, С. Конкурентоспособность сети аптек/ С. Подосинников. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 308 c.
18. Попова, А. Конкурентоспособность инновационной продукции / А. Попова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 128 c.
19. Рубин, Ю. Б. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2017. - 448 c.
20. Фатхутдинов, Р. А. Конкуренция среди организаций / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество, 2021. - 464 c.
Электронные ресурсы
21 Портал статистических данных EuroStat. Электронный источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/)
22. Федеральная служба государственной статистики. Электронный источник: http://www.gks.ru/
23. База данных Международного Валютного Фонда. Электронный источник: http://www.imf.org/external/russian/