Фрагмент для ознакомления
2
Наука всегда воздействовала и будет воздействовать на культуру. Сегодня современное общество проходит свою информационную стадию развития. Сейчас выявлены невиданные перспективы науки и основанные на ней технологии. Культура всегда являлась главной характеристикой человека, которая отличает мир от остального органического мира планеты. С помощью культуры человек меняет свою среду обитания и преобразует мир, делая его удобным для себя. Культура имеет много функций и одна из них защитная. Она направлена на то, чтобы облегчить жизнь людей. В решении этой важной задачи участвуют все сферы культуры. Неотъемлемой составной частью культуры выступает наука. Она определяет важнейшие стороны жизни человека и общества. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры [8].
Формы общественного сознания людей многообразны. Сюда входят коллективный опыт, мораль, религия, искусство и др., но именно наука служит источником нового знания. Её место в социальной системе общества переоценить невозможно. Наука оказывала и оказывает невиданное по своей силе и масштабам воздействие на умы людей. Главная задача науки – это получение объективных знаний об окружающем мире. Это познание законов, по которым мир функционирует и развивается. Обладая подобным знанием, человечеству намного легче преобразовывать мир. Можно говорить о том, что наука представляет собой сферу культуры, которая наиболее тесно связана с задачей непосредственного преобразования мира. То новое время, в которое мы живём, начался с бурного роста науки. Наука исходит из того, что мир и все его явления познаваемы. Она основана на знаниях, основанных на достоверных и истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Все непознанное, сверхъестественное и чудесное наука низводит к научно – осмысленному [21].
Законы и закономерности науки масштабно используют в развитии техники и технологий. Научные рекомендации находят своё воплощение повсюду, в освоении природы и в государственном управлении. Основы науки заложены в вопросах обоснования прав и свобод личности и др. Роль науки огромна и в развитии духовной культуры.
Исследователи выделяют два важных направления воздействия науки на культуру:
1. Наука развивает культуру или тормозит ее, своим содержанием, формами и средствами функционирования.
2. Влияние науки на элементы культуры и систему ценностей людей.
Наука обладает самостоятельностью в культуре и способствует совершенствованию культурного процесса.
Это проявляется в следующем:
- формирование особых культурологических основ становления и развития мира;
-отделение умственного труда от физического;
-признание ценности умственной деятельности;
- связь с научным познанием;
-понимание специфики материальных и духовных ценностей для жизни людей;
-интеллект человека и его познавательные и конструктивно-творческие способности;
-потребность в точных знаниях и научных прогнозах и др.
Взлёт науки произошёл в эпоху античности. Сегодня специфика научной деятельности рассматривается как разновидность социокультурного процесса. Ценность науки для общества сегодня заключается в получении человечеством истинных знаний и опредмечивании научных знании в продуктах материального и духовного труда людей. Научный процесс есть сам большая ценность культуры. наука оказывает воздействие на все содержание культуры в целом и на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру, активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой. Достичь гармоничного взаимодействия человека и природы можно на основе развитой общей духовной культуры личности. Для этого нужны полноценные знания об окружающем природном мире и самом человеке. Для человека необходимо принятие истины, что хищническое отношение к природе есть неуважительное отношение человека к самому себе и другим людям [12].
Постичь эту сущность помогает гуманитарное научное знание. Под ним понимают теоретико-концептуальные положения о человеке и обществе. Наука постоянно развивает гуманитарное знание. Она способствует выравниванию знаний о трех основных формах бытия, природе, человеке и обществе. Научные и проверяемые теоретические знания о взаимодействии личности и общества позволяют не только развивать мировоззрение людей, но и цивилизованно решать проблемы социокультурного развития. Без глубоких научных знаний сложно понять проблему прав и свобод человека. Вне научных знаний невозможно построить правовое государство и сформировать гражданское общество. Внедрение научно-гуманитарных знаний в практику социальных отношений и духовный мир субъектов означает рост дальнейшей цивилизации человечества. Гуманитарное научное знание о человеке и обществе спасает его от утилитарности и подчинения выгоде и корысти. Нельзя признать культурным и цивилизованным общество, которое стремится подчинить себе другие народы. Культура современного мира требует устранения агрессивности не только в отношениях между народами и государствами. Это необходимо рассматривать по отношению к каждому человеку в отдельности. Такой подход предъявляет соответствующие требования к воспитанию новых поколений. Трудно признать цивилизованной страну с мощной экономикой, развитой наукой и техникой, высоким качеством жизни, но стремящуюся к мировому военно-политическому диктату по праву сильного [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аглямова, Н.Н. Культурология: учебное пособие [Текст]/ Н.Н. Аглямова. - М.:Инфра - М, 2008. - С. 913.
2. Азнагулов, Д. Р. Наука как феномен культуры / Д. Р. Азнагулов, Э. Р. Семенова, Р. М. Хабибуллин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 808-810. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35886/ (дата обращения: 22.05.2022).
3. Баранов, А.П. Роль науки в культуре современности [Текст]/А.П. Баранов. - М.:Инфра-М, 2007, С, 794.
4. Борисова, Ю. В. Состояние современной науки в современной культуре / Ю. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 696-698. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21480/ (дата обращения: 22.05.2022).
5. Васильев, А.П. Наука, техника, культура [Текст]/ А.П. Васильев. - М.:Инфра-М, 2006. -С. 21.
6. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие для вузов [Текст]/ А.А. Горелов. – М.: ЮРАЙТ, 2001. – 399 с.
7. Исмагилов, И. А. Природа научного знания / И. А. Исмагилов, Ф. Н. Насретдинов, Р. Ю. Рахматуллин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38665/ (дата обращения: 22.05.2022).
8. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов: Учебное пособие. [Текст]/В.П. Кохановский. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: «Феникс» - 2003. - 448 с.
9. Каверин, Б.И. Культурология: учеб. пособие [Текст]/ / Б.И. Каверин, ред. В.В. Дибижев. – М.: Юриспруденция, 2001. – 220 с.
10. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов [Текст]/ ред. Г.В. Драч. – М.: Гардарики, 2000. – 335 с.
11. Наука [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0https://moluch.ru/archive/75/12761/ (дата обращения: 22.05.2022).
12. Новиков, С. В. Аксиологическое измерение знания / С. В. Новиков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 1045-1048. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34594/ (дата обращения: 22.05.2022).
13. Основы философии науки [Текст]/ под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 544 с.
14. Рахматуллин, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки [Текст]/ Р.Ю. Рахматуллин. - Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
15. Рахматуллин, Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) [Текст]/Р.Ю. Рахматуллин. - Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793–795.
16. Рахматуллин, Р. Ю. Особенности научного познания / Р. Ю. Рахматуллин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12761/ (дата обращения: 22.05.2022).
17. Рахматуллин, Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки [Текст]/Р.Ю. Рахматуллин. - Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
18. Степин, В. С. Наука [Текст]/ В.С. Стёпин. - Всемирная энциклопедия: Философия. М.: Аст, Мн.: Харвест, 2001. 1312 с.
19. Столетов, А. И. К построению философской концепции креативности [Текст]/А.И. Столетов. - Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462–472.
20. Философия: Учеб. - 2-е изд., испр. [Текст]/ Н.С. Савкин, В.А. Абрамов, А.И. Белкин и др.; Руководитель автор. коллектива и отв. ред. Н.С. Савкин; Редкол.: В.М. Борискин и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 356 с.
21. Френкель, Е.Н. Концепции современного естествознания: физические, химические и биологические концепции [Текст]/Е.Н. Френкель. - учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 246 с.
22. Хамитов, Р. З., Наука как социальный институт [Текст]/Р.З. Хамитов. - Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 149–151.
23. Халиков, Р.Г. Наука и религия как единство противоположностей [Текст]/ Р.Г. Халиков. - Вестник научных конференций. 2016. № 2–5 (6). С. 131–133.