Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В исследованиях как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов отмечено, что у детей с ограниченными возможностями здоровья на первоначальном этапе своего развития не сформированы навыки будущей учебной деятельности, не представлена целенаправленная деятельность, заметны существенные трудности самостоятельного и верного планирования собственной деятельности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья мотивация характеризуется неустойчивостью и ситуативностью. Такие дети приступают к работе без соответственной предшествующей ориентировки в ней, не видят конечную цель; в ходе работы уходят от правильно выполнения действий.
Они возвращаются на действия, выполняемые ранее, переносят их в неизменном виде, совершенно не понимая того, что имеют дело с иным заданием. Подобный уход наблюдается при возникновении трудностей, а также когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности.
Дети с с ограниченными возможностями здоровья не соотносят получаемый результат с задачей, которая была перед ними поставлена. Соответственно не могут правильно оценить ее решение. Они не критичны к своей работе.
Усваиваются очень медленно навыки простого чтения, письма. А для полного усвоения и понимания, задание нужно повторять многократно, хотя механическая память при наличии умственной отсталости обычно не страдает.
Освоение учащимися способов деятельности, необходимых для успешной социализации в обществе после окончания обучения предусматривает современный образовательный процесс.
Работа педагога и психолога должна быть нацелена не только на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении, но и на получение школьниками необходимых знаний и умений, навыков.
Одной из актуальных в образовательном процессе остается проблема формирования самостоятельности школьников в процессе обучения.
От решения которой, во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к общественной деятельности.
Показателем качества образования является способность школьников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельным действиям. Очень сложен процесс формирования учебной самостоятельности школьников. Данный факт объясняется многими важными причинами. Важнейшими являются возрастные и индивидуальные возможности ребёнка (обучаемость, особенности волевых процессов). Имеют доминирующее значение педагогические и социальные условия: влияние семьи (в том числе приёмной семьи), уровень школьного обучения, ценностные ориентации сверстников.
Это и определяет актуальность исследования.
Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями. Предмет исследования – система ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Цель исследования: ихзучить особенности детей с ограниченными возможностями и проанализировать систему ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями.
2. Проанализировать систему ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Характеристика детей с ограниченными возможностями. Необходимость оказания им помощи в развитии.
От 93 миллионов до 150 миллионов детей живут с ограниченными возможностями во всем мире. По оценкам Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, в некоторых странах «инвалидность более чем удваивает вероятность того, что вы никогда не поступите в школу» [19]. По оценкам, каждый третий ребенок, не посещающий школу, имеет инвалидность.
Во всей Африке менее 10% детей с ограниченными возможностями получают начальное образование. В некоторых странах только 13% получают какую-либо форму образования.
В Бангладеш 30% людей с ограниченными возможностями закончили начальную школу по сравнению с 48% людей без инвалидности. В Замбии это 43% по сравнению с 57% и в Парагвае 56% до 72%.
По одним оценкам, 75% детей с ограниченными возможностями в Афганистане не посещают школу. Многие из них были ранены наземными минами.
Отсутствие образования не только влияет на качество жизни отдельных людей и их семей, но и оказывает негативное экономическое воздействие на страны. Исследование Международной организации труда показало, что страны теряют от 3% до 7% валового внутреннего продукта, исключая людей с ограниченными возможностями с рынка труда [19].
Образование может помочь людям с ограниченными возможностями получить более широкий доступ к занятости, здравоохранению и другим услугам, а также повысить осведомленность о своих правах.
Конкретные барьеры на пути образования детей с ограниченными возможностями включают:
• Специальные возможности. Школьные здания могут быть недоступны для детей с ограниченными физическими возможностями. В отдаленных сельских районах или трущобах с плохой инфраструктурой у детей с ограниченными физическими возможностями может не быть возможности попасть в школу.
• Недостаточная подготовка и поддержка учителей. Учителям часто не хватает подготовки и ресурсов для обучения детей с ограниченными возможностями и адаптации своих методов для удовлетворения их потребностей.
• Негибкая учебная программа и материалы. Ограниченные ресурсы означают, что школы могут бороться за адаптацию учебных материалов, таких как книги и классные доски, для учащихся с ограниченными возможностями. Например, менее 5% опубликованных книг доступны в форматах, подходящих для людей с нарушениями зрения.
• Отсутствие данных. Только 21 страна имеет обследования уровня жизни, которые собирают данные о хронических заболеваниях и инвалидности. Не существует общепринятого определения инвалидности для сравнения между странами. Статистические данные и информация о людях с ограниченными возможностями часто неточны из-за нехватки ресурсов. Иногда инвалидность не сообщается из-за культурной дискриминации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. - М.: Мозаика-синтез, 2012.
2. Бадалян Л. О. Невропатология. – М.: Академия, 2012.
3. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь ребенку со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.
4. Выявление детей с подозрением на потерю слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст / Под ред. Г. А. Таварткиладзе и Н. Д. Шматко. - М., 2002.
5. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с нарушениями развития // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 3-8.
6. Департамент образования города Москвы: Служба ранней помощи в системе дошкольного образования города Москвы: методический сборник. - М., 2009.
7. Казьмин А. М., Казьмина Л. В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М.: Когито-Центр, 2006.
8. Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. – М.: Просвещение, 2008.
9. Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. - 2004. - № 6 - С. 67-74.
10. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей и детей раннего возраста с нарушениями развития: дисс. ... канд. пед. наук. канд. пед. наук. Науки. - М., 1998.
11. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями слуха. - М., 2006.
12. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / Сост. Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Полиграфсервис, 2001.
13. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М.: Изд-во "Академия", 2009.
14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 1998.
15. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. - Санкт-Петербург: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. Herzen, 2008.
16. Приходько О. Г., Югова О. В. Формирование системы ранней помощи в России. - М.: Парадигма, 2015.
17. Фальковская Л.П. и др. Организация вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи в дошкольной образовательной организации. – Красноярск, 2012.
18. Югова О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития и его семьи: дисс. ... канд. пед. наук. канд. пед. наук. Науки. - М., 2012.
19. Jerome Bickenbach, T. D. (2011). Всемирный доклад об инвалидности.Женева: Всемирная организация здравоохранения. Извлечено из https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/en/