Фрагмент для ознакомления
2
Химия (О.С. Габриелян) Знакомство с кислотами строится по следующему алгоритму: состав кислот – ввод понятия – определение степени окисления атомов, входящих в состав кислот - классификация - отдельные представители – химические свойства кислот Присутствуют следующие иллюстрации:
- кислоты в природе;
- кислоты в продуктах питания;
- разбавление концентрированной серной кислоты водой;
-Шкала pH и окраска универсального индикатора в разных средах В учебнике предусмотрено выполнение двух лабораторных опытов: определение pH растворов кислоты, щелочи и воды, Определение pHлимонного и яблочного соков на срезе плодов После параграфа предусмотрены следующие задания:
- работа с электронным приложением;
- контроль умений учащихся называть кислоты по плану: формула, наличие кислорода, основность, растворимость и т.д.;
- вопрос по ТБ (почему нельзя приливать кислоту в воду);
- отработка знаний химических свойств кислот (оксид+вода+кислота);
- задача на нахождение количества вещества В задании 2 к параграфу обучающимся предложено воспользоваться дополнительными источниками информации для раскрытия ключевых понятий темы, и предложить помощь учителю в подготовке к уроку.
Химия (Г.Е. Рузтис, Ф.Г. Фельдман) Состав кислот – ввод понятия – классификация – структурные формулы кислот – физические свойства – химические свойства Портрет Н.Н. Бекетова, таблицы, схемы В учебнике не закреплено отдельное выполнение лабораторно-практических работ Большой выбор контрольно-оценочных заданий:
- распределение кислот согласно классификации;
- закрепление реакции на способы получения кислот;
- отработка химических свойств кислот;
- составление химических реакций;
- 5 типов задач. Не выявлено
Таким образом, проведенный сравнительно-сопоставительный анализ позволил нам умозаключить:
- в обоих рассмотренных учебниках примерно одинаковое построение учебного материала по теме «Кислот»;
- в учебнике под руководством О.С. Габриеляна присутствует красочные иллюстрации, дополняющие теоретический материал. Также в работе акцентируется внимание обучающихся на отдельные моменты при помощи текстового выделения (жирный шрифт). В учебнике под руководством Г.Е. Рузтис, Ф.Г. Фельдман иллюстраций практически нет, большая часть теоретического материала представлена в виде таблицах и схемах.
- также стоит отметить включение лабораторных работ в разных рассмотренных учебниках;
- содержание и количество контрольно-оценочных средств в двух учебниках отличается. Учебник под руководством Г.Е. Рузтис, Ф.Г. Фельдман предлагает большой выбор разного рода заданий.
Интересующие нас методы повышения познавательного интереса обучающихся к изучению химии в учебниках представлены достаточно скудно. Из них можно выделить лишь упражнения, работа с ресурсами Интернет и лабораторные работы.
Поэтому можно отметить, что в рамках учебника предусмотрено только работа на теоретическим материалом.
Как уже было отмечено, что в повышении познавательного интереса обучающихся к уроку важная роль отводится учителя. Именно он выбирает методы и пути повышения интереса школьников к изучению химии. Далее мы подробнее рассмотрим, какие методы можно использовать для повышения интереса учащихся к изучению темы «Кислоты» в рамках школьного курса.
Глава 2. Практическое использование развития интереса при изучении химии по теме «Кислоты»
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения познавательных интересов обучающихся 8 класса на уроках химии и было проведено экспериментальное исследование на базе.
В исследовании принимало участие 26 обучающихся 8 класса.
Для выявления уровней познавательного интереса за основу были взяты показатели, предложенные В.И. Лозовой и Г.И. Щукиной:
- отношение к учению, интерес к учению;
- самостоятельность в выполнении заданий;
- внимание (внимательное слушание объяснений учителя, сосредоточенность на своих мыслях, относящихся к изучаемому, слабая отвлекаемость);
- вопросы ученика, обращенные к учителю;
- стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения [39].
На основе выделенных критериев были определены три уровня познавательного интереса: высокий, средний, низкий.
Рассмотрим результаты исследования.
Наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов школьников. Нами проводились систематические наблюдения за поведением учащихся на уроках с целью: охарактеризовать каждого ученика с точки зрения участия в деятельности на уроке; выявления учащихся часто задающих вопросы по изучаемому материалу, внимательно слушающих объяснения или часто отвлекающихся, сосредоточенных на своих мыслях, не относящихся к изучаемому; с целью выявления степени самостоятельности в выполнении заданий, отношения к трудностям.
Результаты наблюдения представлены на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адаменко, А.А. Анализ роли химического эксперимента в средней школе / А.А. Адаменко// Химия. – 2006. – № 8. – С. 13-15.
2. Аманов Х.Т. Место химического эксперимента в системе обучения / Х.Т. Аманов // Непрерывное образование. – 2004. – № 5. – С. 42-45.
3. Белов, П.С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся / П.С. Белов // Химия в школе. - 2009. - № 10. - С. 25.
4. Васильева, А.Ю.Повышение мотивации успешного усвоения химии обучающимися через проектно - исследовательскую деятельность / А.Ю. Васильева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. - №35-1. - С. 135-138.
5. Габрилян, О.С. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 2 –е изд.. стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 286 с.
6. Габриелян, О.С. Химический эксперимент в школе / О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина. – М.: Дрофа, 2005. – 224 с.
7. Гаркович, А.Л. Организация развивающей образовательной среды при изучении химии в общеобразовательной школе / А.Л. Гаркович // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4. – С. 80-85.
8. Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным / С. В. Герасимов // Педагогика. – 1993. – №2. – С.51 -54.
9. Гоник, Л. Химия. Естественная наука в комиксах / Л. Гоник, К.Криддл ; пер. с англ. В. Горбункова. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. — 256 с.
10. Денисова, В. Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии): автореф. дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. / В. Г. Денисова; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 1997. – 22 с..
11. Дерябина, Н. Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии / Н. Е. Дерябина // Химия в школе. – 2006. – № 9. – С. 15–23.
12. Заграничная, Н.А. Современные подходы к обучению химии / Н.А. Заграничная, Р.Г. Иванова // Химия в школе. - 2010. - № 2. -С. 20.
13. Занько, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занько. – М.: Просвещение, 1992. – 226 с.
14. Зеленская, Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время / Е.А. Зеленская // Химия в школе. – 2009. – № 8. – С. 55-59.
15. Киселева, Е.В. Развивающий ученический эксперимент в системе проблемно-интегративного обучения химии / Е.В. Киселева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 11. – С. 189-192.
16. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
17. Кравченко, З.И. Практические работы исследовательского характера / З.И. Кравченко // Химия в школе: научно-методический журнал. - 2008. - № 6. - С. 61-63.
18. Кудинов, С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: монография / С. И. Кудинов – Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. – 270 с.
19. Кульневич, С. В. Анализ современного урока: Практическое пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина – Изд.2-е, доп.и перераб. – Ростов/н/Дону: Изд-во "Учитель", 2003. – 224с.
20. Маркина, И.В. Современный урок химии / И.В. Маркова. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
21. Матюшкин, А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения / А.М. Матюшкин // В кн.: Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – №1. – 2015. – С. 59-61.
22. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И. В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 57 с.
23. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
24. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования: учебно-методическое пособие / Павлов И.И. [и др.]. Якутск: Дани-Алмас, 2017. 112 с.
25. Нелюбина, Е. Г. Особенности разработки технологических карт современного урока / Е. Г. Нелюбина // Актуальные проблемы химического образования : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов (г. Пенза, 10 декабря 2014 г.). – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – С. 5–8.
26. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1999. – С.184.
27. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11.
28. Полат, Е.С. Разноуровневое обучение / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №6. – С. 6.
29. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 366-367.
30. Пяткова, О.Б. Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии / О.Б. Пяткова, И.В. Кулакова // Символ науки. – 2016. – № 4. – С. 165-169.
31. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. - М: Педагогика, 1975.
32. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
33. Рудзитис, Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Г.Е. Рузтис, Ф.Г. Фельдман. – 15- е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.
34. Собкин, В.С. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников / В.С. Собкин // Социологические исследования. - 2006. - №8. - С.106-115.
35. Файзуллина, Н. Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода / Н. Р. Файзуллина // Химия в школе. – 2003. – № 3. – С. 19–21.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 года. № 1897.
37. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. – 336 с.
38. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
39. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
40. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
41. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении : учебное пособие / Н. Ф. Яковлева. – Москва : «ФЛИНТА», 2014. – 144 с.