Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
На сегодняшний день существуют разные точки зрения на процесс
возрастной периодизации развития детей. Согласно одному мнению,
возрастное развитие детей представляет собой непрерывный процесс. Другие
же полагают, что данный процесс дискретен. Те, кто придерживаются
непрерывности возрастного развития детей, полагают, что это процесс
развития, у которого не существует границ, которые бы отделяли один этап от
другого. Как полагают приверженцы дискретного развития, само развитие
включает в себя стадии, которые отделены друг от друга. Поскольку процесс не
протекает ритмично, а то замедляется, то ускоряется, развитие происходит
волнами.
Педагоги и психологи сегодня рассматривают дискретную точку зрения в
развитии детей. Есть стихийные и нормативные подходы к периодизации
возрастного развития детей.
При правильности организации воспитания и обучения детей с учетом
всех обстоятельств идеальный процесс развития – нормативен.
Целью данной работы является рассмотрение возрастной периодизации
психического развития ребёнка.
Задачи:
- описать объективный метод в анализе психики; торию психики А. Н.
Леонтьева;
- рассмотреть адаптивное значение психики;
- изучить развитие психики в онтогенезе по Л. С. Выготскому;
- описать активность как фактор развития личности и психики;
- рассмотреть эволюцию периодизации развития психики;
- рассмотреть периодизацию психического развития ребенка Л. С.
Выготского и Д. Б. Эльконина;
- изучить ведущие типы деятельности и периодизация развития психики.
Объект исследования – особенности развития психики ребенка. Предмет
исследования – возрастная периодизация развития психики.
Глава 1 Психика и развитие психики в онтогенезе: подходы
3
1.1 Объективный метод в анализе психики. Теория психики А. Н.
Леонтьева
В естественной науке предпринимались разные попытки придать психике
конкретное место в природе. Например, согласно теории панпсихизма, душой
наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни).
Биопсихизм описывал психику как присущее всему живому, в том числе
растениям.
Антропопсихизм утверждал, что психика присуща только человеку, а
животные, как и растения – это «живые автоматы».
Нейропсихизм говорил о том, что психика есть только у тех живых
существ, у которых есть нервная система.
Все вышеперечисленные теории рассматривали критерии психики как
внешние по отношению к форме существования организма. Психика
приписывалась какому-либо живому существу не потому, что у существа были
конкретные поведенческие характеристики, а потому, что оно принадлежало к
конкретному классу объектов 1 .
Отдельная группа теорий рассматривает психику исходя из внутренних,
функциональных критериев. Критериями присутствия психики для таких
теорий являются: способность к поисковому поведению, способность к
«гибкому» (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к
среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию»
действия во внутреннем плане и др.
Сейчас мы не будем углубляться в данные теории подробно, но само их
разнообразие свидетельствует, что существуют разные гипотезы, но не
окончательно сформированные теории.
Среди таких гипотез существует гипотеза А. Н. Леонтьева. Остановимся
на ней подробнее.
Объективным критерием психики А. Н. Леонтьев выдвигал способность
живых существ реагировать на биологически нейтральные воздействия.
1 См. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. – Л. , 1969. С. 95
4
Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства
предметов, которые не принимают участия непосредственно в обмене веществ.
Сами по себе воздействия не представляют собой ценности для животных.
Почему важно отражать и реагировать на воздействия? Дело в том, что они
располагаются в объективно устойчивой связи с биологически значимыми
объектами и они – их потенциальные сигналы 2 .
В случае, если живой организм способен отражать биологически
нейтральные свойства, то он способен устанавливать связь с биологически
свойствами и реализация его выживания оказывается достаточной. Приведем
пример. Животное не может есть звуки, от звука разной интенсивности
животные не погибают. Но звуки в природе представляют собой важные
сигналы живой пищи или опасности. Если животное слышит звуки, оно имеет
возможность приблизиться к пище или избежать смерти.
Отражение биологически нейтральных характеристик связано с другой
формой активности живых существ – поведением. До поведения
жизнедеятельность была связана с усвоением питательных веществ,
выделением, ростом, размножением и пр. Смысл новой активности уже
заключается в том, чтобы обеспечивать итог такой – реализация
биологического итога сразу же, непосредственно. Если бы активность
принадлежала бы растениям, они могли бы бегать при приближающихся звуках
или при засухе перемещаться к водоемам. Но растительный мир адаптируется
по-другому. А у животных же мы видим сигнальное поведение, и поэтому
полагаем, что они обладают психикой.
И важно говорить о двух основных терминах: о раздражительности и
чувствительности. Первый предполагает способность живых существ
реагировать на биологически значимые раздражители. Корни растений,
например, проявляют раздражительность по отношению к веществам,
содержащимся в почве. Соприкасаясь с раствором питательных веществ в
почве, корни растений начинают процесс всасывания.
2 См. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С.15
5
Второй же термин предполагает способность живых существ отражать
воздействия, которые нейтральны, но имеют отношение к природным
свойствам 3 .
Как полагает А. Н. Леонтьев, при чувствительности, есть два аспекта:
объективный и субъективный. Первый предполагает реагирование двигательно.
Субъективный аспект предполагает внутреннее переживание, ощущение.
Субъективность не имеет никакого отношения к раздражимости.
Проводились опыты. Например, у взрослых – выработка условной
двигательной реакции на неощущаемый раздражитель. Основной вопрос
состоял в том, сформируется ли вместе с реакцией на нейтральный
раздражитель ощущение. Так, испытуемый помещал палец правой руки на
электрический ключ, чем который проходил удар током. Предварительно перед
каждым ударом испытуемый ладонь засвечивалась зеленым светом течение 45
сек. При выключении света подавался ток. Испытуемый был предупрежден, что
перед ударом тока его ладонь будет подвержена очень слабому воздействию. И
если он научится чувствовать это воздействие, то может снимать палец с ключа
до подачи тока. Чтобы испытуемый при этом не снимал руку без всякого
повода, ему сообщали, что за каждую «ложную тревогу» он будет в следующей
пробе наказываться током. Таким образом, принимались все меры к тому,
чтобы побудить испытуемого активно «вчувствоваться» в слабые оптические
воздействия, подаваемые на ладонь.
Смысл опыта заключался в том, что человек научался заранее снимать
руку с ключа в ответ на засвечивание ладони. Кроме того, если испытуемый не
предупреждался о том, что его ладонь будет засвечена и не проявлял попытки
уловить это засвечивание, то не формировалось результатов. У испытуемого не
формировалась условной двигательной реакции на засветы руки.
Также было выяснено, что ощущения на коже формировались не как
результат выработки условной двигательной реакции, а наоборот – до нее, они
создавались как важное обстоятельство условия такой выработки.
3 См. Бине А. Измерение умственных способностей/ пер. с фр. – СПб.: Союз, 1998. С. 303
6
Данный итог А. Н. Леонтьев связывает с одним из основных
методологических положений психологии: ощущение как базовая форма
психики – это не явление и оно не имеет никакой функции.
1.2 Адаптивное значение психики
Итак, какова причина формирования психики в ходе эволюции?
Естественные науки говорят о том, что психика формируется как ответ на
адаптивное приспособление к окружающей среде.
Значит, формирование и развитие психики у животных связано с общим
эволюционным законом, когда закрепляется то, что биологически полезно 4 .
А. Н. Северцов развивает данное представление и говорит о двух
совершенно разных способах адаптации живых существ к изменениям среды:
1) При помощи трансформации строения и работы органов (общий для
растительного и животного мира);
2) При помощи трансформации поведения без изменения организации
(присутствует только у животных и связан с развитием психики). Внутри этого
способа А. Н. Северцов дифференцирует два разных направления, одно из
которых – медленные трансформации наследуемых форм поведения -
инстинктов. Изменение инстинктов происходило под воздействием изменений
внешней среды. Эти изменения коррелировали с изменением морфологической
организации животного мира. Другая направленность – развитие способности к
индивидуальному научению (способность к «разумным действиям», то есть
быстрым трансформациям поведения, которые не фиксировались и не
передавались по наследству, поскольку их преимуществом была высокая
пластичность). Значит, психики формируется вследствие приспособления
животных к окружающей среде. Но каким образом она формируется – здесь
существует несколько гипотез. Как полагает А. Н. Леонтьев, инициатором
возникновения психики являлся переход от жизни в гомогенной среде к среде
дискретной. Чувствительность сформировалась на основе раздражимости. И
это был качественно новый способ отражения. И дело не только в
4 См. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2020. С. 95
7
формировании субъективной части отражения. Формируется способность
организма отражать объективные связи между характеристиками среды.
1.3 Развитие психики в онтогенезе по Л. С. Выготскому
Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил
человека.
По Л.С. Выготскому, развитие - это необратимое изменение системы,
вызванное разрешением его внутренних противоречий. Переход системы в
сторону усложнения структуры и функций – прогрессивный, регрессивный –
путь к упрощению, сужению функций. В широком смысле –
совершенствование. Способность к развитию – важнейшее свойство личности
на протяжении всей жизни человека. Виды развития мы показали на рисунке 1.
Признаки психического развития (по Л.С. Выготскому):
1) дифференциация (дифференциация единого на большое количество
элементов, например: дифференциацию натурального условного рефлекса на
положение под грудью и комплекса оживления),
2) появление новых структур в развитии (формирование знаковой
функции сознания – речь и правило) и трансформацию связей между гранями
объекта (трансформация строения сознания, появление значения).
Частными показателями развития психики считаются совершенствование
(линии психического развития):
1) области познания (формирование интеллекта, развитие механизмов
познания),
2) психологической структуры и содержания деятельности (практической
деятельности) - постановка целей, мотивов и их соотношения, ознакомление с
новыми способами и средствами деятельности,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абрамова Г. С., Психология развития и возрастная психология :
учебник для вузов и ссузов. — Москва : Прометей, 2022 [т. е. 2021]. — 705, [1]
с.
2) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. – Л. , 1969.
3) Бине А. Измерение умственных способностей/ пер. с фр. – СПб.:
Союз, 1998.
4) Болихова С., Возрастная психология и развитие творческих
способностей детей // Искусство в школе. — 2018. — № 3. — С. 12-13.
39
5) Буркова В. Н., Стратегии агрессивного и постконфликтного
поведения, размеры тела и дистанция общения у детей // Вопросы психологии.
— 2021. — № 4. — С. 38-49
6) Выготский Л. С. Кризис трех лет // Выготский Л. С. Психология
развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003. С. 169–179.
7) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема
возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.
8) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий/М. С. Егорова. –
М.: Планета детей, 2019.
9) Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре
эмоциональных процессов у ребенка // Психология развития / под ред. А. К.
Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 278–291.
10) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.:
Издательский центр «Академия», 2019.
11) Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2020.
12) Леонович Е. Н., Подготовка учителя к организации творческой
деятельности младших школьников // Среднее профессиональное образование.
— 2019. — № 1. — С. 40-50
13) Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных
различий. Тексты. – М., 1982.
14) Мандель Б.Р., Возрастная психология [Электронный ресурс] :
Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М",
2021. — 350 с.
15) Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое об-во
России, 2020. С. 270–312.
16) Поддьяков Н. Н. Наглядно-образное мышление дошкольника //
Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо,
2020.
40
17) Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия,
2020. – 180 с.
18) Пономарев П. А., Человек и общество в идейном наследии русских,
религиозных философов // Гуманитарные и социально-экономические науки. —
2017. — № 3. — С. 23-30
19) Прокопьева С.А., Возрастная психология. — Вологда : федеральное
казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский
институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»,
2018. — 170 с.
20) Разумникова О. М., Соотношение креативности, интеллекта и
успеваемости школьников 11-13 лет // Вопросы психологии. — 2020. — № 6. —
С. 47-57
21) Эльконин Д. Б. Социальная природа ролевой игры // Психология
развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С.
212–218.
22) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. –
342 с.