Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в России по ряду причин наблюдается тенденция роста числа детей и людей с задержкой психического развития. Категория таких детей крайне неоднородна, но их общим признаком является нарушение или отставание в развитии. В условиях модернизации образования особое значение приобретает вопрос создания оптимальных условий для развития, воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития – это дети с различными отклонениями в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики, со значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
У дошкольников с задержкой психического развития недостаточно развиты познавательные процессы, поэтому планируемая педагогом работа носит коррекционно-развивающий характер - становление всей системы воспитания данной группы детей требует разработки новых, а главное, эффективных, комплексных, коррекционно-воспитательных методов. Особое внимание следует уделить формированию познавательной сферы у таких детей. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Для детей с задержкой психического развития характерно, что познавательные процессы у них сформированы хуже, чем у нормально развитых детей того же возраста. Это свидетельствует о том, что специфические когнитивные расстройства у детей с ЗПР характеризуются ограниченным и фрагментарным восприятием окружающего мира, низкой способностью к получению и обработке когнитивной информации, несогласованностью формирования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями и недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения. Об этом свидетельствуют исследования Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, М. С. Певзнера, Г. Е. Сухаревой и др. Следовательно, есть основание полагать, что у детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения психического развития, требующие специальных целенаправленных коррекционных действий.
Объект исследования: процесс развития познавательных процессов.
Предмет исследования: особенности развития познавательных процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования изучить методы диагностики и оценки сформированности познавательных процессов старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие познавательной сферы личности в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития познавательных процессов старших дошкольников с задержкой психического развития;
3. Подобать методы диагностики сформированности познавательных процессов старших дошкольников с задержкой психического развития
4. Дать оценку уровню сформированности познавательных процессов старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
2. эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
3. методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собранный теоретический материал может использоваться в работе с детьми с ЗПР в практической деятельности педагогов в условиях ДОУ.
База исследования:
Структура работы: введение, 1 глава, заключение, список использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.
2. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / под ред. И.И. Баскаковой. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 164 с.
3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. – 224 с.
5. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
6. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Смысл : Academia, 2010. - 509 с.
7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2018. - 646 с.
8. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
9. Марцинковская Т.Д. (ред.) Психология развития. 3-е изд. [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - 528 с., Романова, М. В. Общая психология: познавательные процессы : учеб.- метод. пособие / М. В. Романова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. – 64 с.
10. Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
11. Осницкий, А. Это удивительное восприятие…[Текст] / Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15.
12. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
13. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии -1987 - №10. - С.21-23.
14. Поддубная, Н. Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (19.00.10) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : [б. и.], 1976. - 20 с.
15. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста : Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Проспект, 2012. - 458 с.
18. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
19. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение,1989.—223 с.
20. Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203).
21. Ходина А. И. Современные представления о содержании понятия познавательная сфера младших школьников в отечественной психологии // Akademická psychologie - № 1, 2017 – С. 21-26