Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Подготовка детей к взрослой жизни. К профессиональному труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Современный урок должен быть спроектирован таким образом, чтобышироко вовлекать школьников в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и их успешному применению. Для этого классно-урочная система предусматривает самые различные формы организации учебно - воспитательного процесса. Это может быть домашняя учебная работа в виде самоподготовки, практические и лабораторные занятия, экскурсии и внеклассная учебная работа и многое другое.
Основной формой организации обучения в общеобразовательной школе является урок. Можно уверенно говорить о том, что урок – это главная составная часть образовательного процесса в школе. Профессиональная деятельность педагога предусматривает выполнение достаточно большого функционала, согласно должностной инструкции. Тем не менее, главная миссия педагога – выдавать качественные и продуктивные уроки. Учебная деятельность учителя и школьников в основном сосредоточена на уроке. Можно уверенно говорить о том, что качество подготовки школьников по учебным предметам во многом определяется качеством проведенного урока.
Постоянное развитие таких наук как педагогика, психология, методика, дидактика ведут к тому, что происходит постоянное совершенствование урока в общеобразовательной школе. Достижения всех этих наук достаточно существенно влияют на современный урок.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: современный урок.
Цель работы: рассмотреть сущность и способы организации.
Задачи:
1.Дать характеристику современный уроку и определить его сущность.
2.определить структуру и типологию современного урока.
3.Сконструировать систему требований к современному уроку.
4.рассмотреть перспективы развития современного урока.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, анализ, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Психолого-педагогические основы современного урока
1.1. Современный урок. Сущность и общая характеристика
Главной структурной единицей в современном образовательном процессе остаётся урок. Требования к уроку всегда предъявлялись и предъявляются высокие. Чтобы качество урока всегда оставалось высоким, педагогу необходимо постараться сделать из него педагогическое произведение. Благодаря своему разнообразию и гибкости, современный урок способен решать любые дидактические и развивающие задачи. Как форма организации учебной работы урок существует более 350 лет. Его ведущая цель всегда остаётся неизменной – всесторонне развивать личность школьника. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др.
Классно-урочная система впервые была разработана и описана Яном Амосом Коменским. Дальнейшее развитие учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский. К.Д. Ушинский глубоко и с научной точки зрения обосновал преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока. Он разработал его организационное строение и создал типологию уроков. А. Дистервег в своих трудах разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика на уроке. Он также обосновал необходимость учета возрастных особенностей обучающихся. До недавнего времени в учебно-воспитательном процессе преобладала традиционная форма урока. Под этим понимается классический комбинированный урок. В современный период времени, после того как произошёл переход к информационному обществу потребовались некоторые изменения во всех структурах учебно-воспитательного процесса, в том числе и уроку. В современных условиях каждому субъекту должен быть обеспечен доступ к информации [4].
Эта возможность обеспечивается сегодня современными электронными средствами массовой информации, в том числе, глобальной сетью Интернет. В силу всех этих революционных процессов значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Перед каждым учителем общеобразовательной школы стоит сегодня вызов, поскольку сам процесс образования в информационном обществе должен быть несколько иным, чем ранее. Сегодня достаточно быстро изменяются приоритеты и акценты во всей образовательной среде. Они направлены на развитие личности и на формирование у учеников таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо.
Современный урок – это прежде всего целостная система, которая позволяет реализовать триединую образовательную цель, обучение воспитание и развитие школьника. Наиболее фундаментальное исследование урока в своё время было проведено М. И. Махмутовым. Разработкой понятия и структуры урока занимались авторы Г. Д. Кириллова, В. А. Онищук, Ю. Б. Зотов и др. Большое количество исследователей рассматривают отдельно различные аспекты урока. Глубокий подход к анализу урока можно рассмотреть у Ю. А. Конаржевского. Он рассматривает урока как отдельно взятый кирпичик в массивной стене образовательного процесса. Им даны определения понятиям макроструктура и микроструктура урока.
Автор Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке. Современный урок - это урок, где ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Процесс такого сравнения всегда происходит в контексте традиционной образовательной модели, где учитель являлся постоянным транслятором знаний. Все программные знания и умения ученик получал в готовом виде. Сегодня это по факту невозможно, поскольку информационные потоки слишком велики. Образовательные программы, не смотря на то, что в них заложено огромное количество программного предметного материала не могут учитывать все объёмы информации. Здесь необходима постоянная работа учителя, который всегда находится в поиске нового подхода к уроку. Где именно он определяет, что и как будут делать ученики. Урок как основная форма учебного процесса всегда органично дополняется другими формами. В рамках классно-урочной системы предусмотрены экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия и многое другое. Много сегодня заимствуют из лекционно-семинарской системы и адаптируют к урокам с учётом возрастных особенностей школьников. К прикладным формам организации педагогического процесса можно отнести факультативы, разнообразные формы кружковой и клубной работы и др. Таким образом, под современным уроком будем понимать особую форму организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью учебного класса [13].
М. И. Махмутов раскрывал сущность урока в двух аспектах:
1. Процесс обучения.
2. Форма организации.
Если урок рассматривать как процесс обучения, можно говорить о том, что урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения. Процесс планируется и регулируется учителем и осуществляется за счёт взаимодействия учителя и учеников. Что касается второго аспекта, урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учеников, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства обучения. На уроке могут быть решены задачи образования по развитию личности. В уроке присутствуют все компоненты процесса обучения: цели, задачи, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и др. [22].
Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития школьников. По мнению Ю.А. Конаржевского, современный урок – это такой урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика и его активного умственного роста. Главной целью урока является развитие каждой личности. Сегодня на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и идеи гуманизации образования. Основным нормативным документом ФГОС сегодня определено, что в современном образовательном процессе реализуется системно - деятельностный подход к обучению. Организация современного урока динамична и вариативна. На современном уроке педагогом используются разнообразные педагогические технологии. Общей функцией современного урока является обучение. Воспитание и развитие школьников. Речь идёт о целостном формировании и развитии личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Можно говорить о том, что ведущей идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с определения его конечной цели. Под целью понимают предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Цели на уроке ставятся в соответствии с целями обучения и воспитания. С позиции обучения цель урока выступает как функция процесса обучения. Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке. Реализуется эта глобальная цель прежде всего в деятельности учеников. Достигается она лишь в том случае, если к этому стремятся и учитель и ученики. Триединая образовательная цель урока ставится самим педагогом и в дальнейшем проверяется. Насколько эта цель была учителем реализована. Триединая цель урока не может быть достигнута сама по себе [11].
Ее необходимо декомпозировать на цели этапов и учебно-воспитательных моментов. Сегодня все эти аспекты максимально учитываются при реализации на уроке современных педагогических технологий. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается наличием повышенной инструментальности. Это заключается в том, что цели урока формулируются через результаты обучения. это прежде всего относится к целям обучающим и выражены они в действиях учеников.
Постановка вопросов носит следующий характер:
-что дети будут знать и уметь;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Берберян, А.С. Инновации и современные технологии в системе образования. [Текст]/ А.С. Берберян. - Материалы международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2011 г. — Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.
2.Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. [Текст]/ - Псков, 2000. – 96 с.
3.Гончаров, В. И. Эффективность современного урока физики / В. И. Гончаров. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12361/ (дата обращения: 25.05.2022).
4.Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред [Текст] / В. В. Гура. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. — 320 с.
5.Гузанова, С. В. Урок в современной школе / С. В. Гузанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45688/ (дата обращения: 25.05.2022).
6.Гузеев, Г.Г. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения [Текст] / Г.Г. Гузеев. - Школьные технологии.2002. №4.- с.49-57.
7.Епишева, О.К. Основные параметры педагогической технологии. [Текст]/О.К. Епишева. - Математика. 2000. №8.- С. 1-4.
8.Завельский, Ю.В. Как подготовить современный урок./ [Текст]/ Ю.В. Завельский. - Завуч. 2000. №4. – с. 94-97.
9.Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5–6, 7–9 классы. [Текст]/ М. Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
10.Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. [Текст]/ Н.П. Капустин. - М.: ACADEMIA, 2001. — 215 с.
11.Карелина, Т. М. Методы проблемного обучения. [Текст]/ Т.М. Карелина. - Математика в школе. 2000. № 5. – с. 31-32.
12.Ксензова, Г. Ю. Учебное занятие: особенности и этапы [Текст]/ Г.Ю. Ксензова. - Директор школы. 2001. №4. – с. 29-31.
13.Ковалева, Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе. [Текст]/ Г.С. Ковалёва.— М., 2011. – 56 с.
14.Лизинский, В.М. «О методической работе в школе» [Текст]/ В.М. Лизинский. - Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
15.Логинова, Н. В. Проблемы и перспективы развития образования [Текст]/ Н.В. Логинова. - Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — 44 с.
16.Лис, Е. П. Применение игровых элементов на уроках физики [Текст]/ Е.П. Лис. - ФПВ. — 2009 — № 1 — С. 52–55.
17.Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст]/Д.Ш. Матрос. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
18.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на официальном сайте Министерства Образования и Науки РФ [Электронный ресурс], URL-доступ: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/(дата обращения: 25.05.2022).
19.Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. [Текст]/ Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2-3 ноября 2011 г). – Томск. ТПУ. 2011. - 392 с.
20.Первушкина, Е. А. Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС / Е. А. Первушкина, Д. С. Комиссаров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 177-181. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38804/ (дата обращения: 25.05.2022).
21.Поташник, М.М. «Управление качеством образования» [Текст]/М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 300 с.
22.Современный урок в условиях реализации Федерального образовательно-
го стандарта среднего профессионального образования: учебно-методическое
пособие [Текст] / Сост. В.С. Зайцев. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 59 с.
23.Смирнова, Н.П. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. [Текст]/Н.П. Смирнова. - Псков: ПГПИ, 2004. - 124 с.
24.Филиппов, В. М. Модернизация российского образования. [Текст]/ В.М. Филиппов. — М.: Просвещение, 2003. — 375 с.
25.Фролова Л. Виды деятельности учащихся на уроках. Организация, характеристика и результаты. [Электронный ресурс], режим доступа: http://fb.ru/article/218362/vidyi-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-organizatsiya-harakteristika-i-rezultatyi (Дата обращения: 10.09.2016).
26.Шегаева, А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе / А. В. Шегаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 571-572. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11096/ (дата обращения: 25.05.2022).