Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самореализация ребенка неотделима от человеческого общения,
смыслопоискового диалога, развития индивидуальности — вершины
проявления человеческой сущности.
Современное общество всё больше внимание обращает на личность
человека, его эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно
зависит. В связи с этим на первый план выходит изучение сферы
эмоционально-личностного развития и социализации индивида. Особенно
важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором
формируются основы личности и закладываются стереотипы общения.
Дошкольник с ЗПР зачастую имеет проблемы развития речи,
обусловленные комплексом факторов: и органическими причинами, и
сложностями в усвоении материала, и страхом совершить ошибку в общении.
Перед ребенком с ЗПР встают такие же сложные проблемы
общественного взаимодействия, как перед обычным дошкольником, а часто
они кажутся даже сложнее, поскольку ребенок с ЗПР обладает более
скудным социальным опытом и ему требуется больше времени на оценку
ситуации.
Дошкольный возраст характеризуется постепенным развитием волевой
сферы, отвечающей за произвольность действия, что обеспечивает надежную
почву для усвоения навыков самоконтроля и поведения в соответствии с
правилами общества и моральным содержанием ситуации. Но ребенок с ЗПР
переживает отставание в этой сфере, поэтому при обучении сложно
полгаться на его волевой самоконтроль.
Исходя из этого, вы избрали игру-драматизацию как наиболее
актуальный подход для проработки проблем речевого развития и
социального взаимодействия. Игра такого типа знакомит ребенка с
ситуациями общения, дает опыт диалога в различных обстоятельствах, кроме
того, занятия проходят в игровой, а не логопедической форме, что
психологически комфортнее для дошкольника.
2
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время
развитие способности к социальному взаимодействию становится
необходимой задачей образовательной программы, призванной подготовить
ребенка с ЗПР к активному включению с социум и самореализации в нем.
Цель исследования: наметить перспективные пути использования
игры-драматизации в работе с формированием диалогической речи ребенка с
ЗПР.
Объект исследования: рассмотреть специфику развития
диалогической речи дошкольника с ЗПР.
Предмет исследования: определить перспективы игры-драматизации
в деле развития диалогической речи дошкольника с ЗПР.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику речевого
развития дошкольника с ЗПР;
2) Определить место игры-драматизации в воспитании и обучении
дошкольника с ЗПР;
3) Рассмотреть потенциал игры в деле формирования диалогической
речи у дошкольника с ЗПР.
Методологической базой исследования стали работы Данилюк А.Я.,
Трусовой Е.Л., Эльконина Д.Б. и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
3
1. Специфика развития диалогической речи дошкольника с
ЗПР
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста, согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является развитие речи,
речевого общения [11, 104].
Владение детьми родным языком – это, прежде всего, использование в
речи коммуникативных диалогических умений.
Важным в связи с обсуждаемой проблемой является определение
понятия «диалогическая речь». В лингвистической литературе диалогическая
речь трактуется как форма речи, состоящая из обмена высказываниями-
репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное
восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности
адресанта [10, 45].
С другой позиции, диалогическая речь — это действие
непосредственного общения, протекающее в форме перемежающихся
ситуативно-обусловленных речевых действий, возникающее по инициативе
одного из говорящих в тот момент, когда обстоятельства этой деятельности
создают перед ним проблему, которую возможно решить посредством
вовлечения в эту деятельность коммуникативного партнера.
Очень важно отметить, что для диалога типично использование
шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения,
привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным
бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Якубинский) [15, 108].
Речевые клише облегчают ведение диалога.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Автономова Т.П. Использование игр-драматизаций в коррекции
эмоциональной экспрессии дошкольников с ЗПР // Science Time, № 1 (25),
2016, с. 23-27.
2. Арсеньева М.В., Ивлева М.Г. Характер нарушений
репродуцирования текста у детей с задержкой психического развития и
методика их коррекции // Специальное образование, № 1 (61), 2021, с. 5-20.
3. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Психолого-педагогические
проблемы личности и социального взаимодействия. Пенза – Шадринск –
Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 322 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:
Просвещение, 2009. – 24 с.
5. Дугарова Т. Ц. Государственно-общественное управление в
дошкольной образовательной организации: формирование духовно-
нравственных компетенций дошкольников // Вестник ТГПУ. 2015. №11
(164). С.9-13
6. Дыбошина Е.А., Шадрина Л.Г. Особенности развития
диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического
развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки,
№ 185, 2020, с. 140-146.
7. Егорова Е.Е., Курилова Т.В. Изучение связной речи младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика. Вопросы
теории и практики, № 4, 2021, с. 644-649.
8. Кабак В.В. Развитие лексического строя речи у дошкольников с
ЗПР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической
конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 10,
2020, с. 213-214.
14
9. Кисова В.В., Калашникова А.В. Коррекция эмоциональной
саморегуляции поведения у детей с ЗПР // Карельский научный журнал, № 4
(33), 2020, с. 34-37.
10. Лаптенкова И.В. Формирование глагольного словаря у детей 4-5
лет с задержкой психического развития // The Newman in Foreign policy, №
63 (107), 2021, с. 44-47.
11. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного
дошкольного учреждения как средство развития социальной активности
старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129. – с.
103-109.
12. Сарьянова В.В., Отева Н.И., Березенцева А.И. Изучение развития
лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития // Вестник Шадринского государственного педагогического
университета, № 2 (46), 2020, с. 181-184.
13. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра. – Севастополь: Рибэст,
2000. –29 с.
14. Финогенова Н.В. Использование подвижных игр в формирование
социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. 2013. №S8.
С. 41-45.
15. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности
ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-
Пресс, 2010. – 384 с.
16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах:
Избранные труды. – М.: Воронеж. НПО МОДЭК, 2001. – 417 с.
17. Эриксон Э. Детство и общество. – Минск: Летний сад, 2000. —
416 с.
18. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. – Саранск:
Школа, 2009. – 109 с.