Фрагмент для ознакомления
2
Наибольшее количество зарубежных туристических мероприятий в 2021 году было проведено в Москве, второе место по количеству зарубежных туристических мероприятий занимает Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, на долю которых пришлось 45% и 40,8% от общего числа туристических инициативы соответственно. Третье место в рейтинге занимает Краснодарский край (2,7%), что напрямую связано с организацией зарубежных инсентив-мероприятий в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в прошлом году количество граждан России, выехавших за границу с деловыми целями, составило 1,3 млн человек. Этот показатель с каждым годом увеличивается, что определяется ростом инвестиционной привлекательности Российской Федерации и ее активности в развитии индустрии MICE. Наибольшие потоки туристов, въехавших в РФ с деловыми целями от общего потока, составляют следующие страны: Финляндия (21%), Китай (8%), Германия (2%), США (2%), Польша (1% ).), Италия (1%), Франция (1%) [13].
Концепция инновационного развития мировой экономики на основе глобализации, интеграции и сотрудничества создает благоприятные предпосылки для участия России в международном туристском движении, развитии новых туристических направлений, внутреннего туристского рынка, что в конечном итоге будет стимулировать рост макроэкономических показателей развития страны. Соответствующее увеличение числа отдыхающих значительно увеличит процент экспортных поступлений в государственный бюджет нашей страны. Например, в бюджетах Испании и Австрии доходы от туризма в общей сумме доходов от экспорта составляют 60 и 40% соответственно.
Россия может рассматриваться одного из ведущих мест развития делового туризма только при наличии развития инфраструктуры и всей системы (Рисунок 7)
Рисунок 7 – Оценка туристического потенциала Российской Федерации
По данным экспертов агентства, наиболее часто в первые три месяца 2021 года проводили деловые мероприятия фармацевтические, FMCG и IT-компании, а также представители добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики. При этом наличие масок, санитайзеров или ограничения по числу человек на площадке рассматриваются в 2021 году как стандартные меры безопасности.
Эксперты подсчитали, что за счет отложенного спроса объем проведенных мероприятий в денежном эквиваленте в марте этого года составил около 70% от показателей «доковидного» 2019-го. В январе наблюдался значительный спад числа деловых мероприятий, поэтому выручка от проведенных в I квартале мероприятий была в два раза ниже, чем годом ранее, и на 44% ниже, чем в 2019 году.
Согласно исследованию, 99% деловых мероприятий в I квартале прошли на территории России, лишь незначительное число мотивационных программ было организовано на территории Турции и ОАЭ. Из-за ограниченного предложения, обусловленного сложной эпидемиологической ситуацией, подходящие для проведения крупных деловых мероприятий отели в России и Турции подняли свои цены выше «доковидных» показателей.
Согласно исследованию, Euromonitor International для международной туристической выставки World Travel Market в Лондоне3, сегодня Россия занимает шестое место в мире в сфере MICE (Meetings – Incentive – Conferences – Events). В 2011 году различные деловые мероприятия, проводимые в России, посетили около 2 млн гостей из-за рубежа. Мировым лидером является Китай, принявший в 2011 году около 7,9 млн гостей. На втором месте Франция (около 5 млн), на третьем Италия (около 3,5 млн). Германия, Испания, Турция, Малайзия, Гонконг и Великобритания также вошли в топ-10 стран сектора делового туризма. При этом США продолжают оставаться мировым лидером по тратам отдыхающих в MICE-сегменте [13].
В 2020 году количество отдыхающих, приехавших в Россию, составило 9,2 млн человек, из них 40,82% с деловыми целями. Анализ доли приезжих отдыхающих в общем числе иностранных отдыхающих, посетивших Россию, показал, что эта доля существенно различается между странами (табл. 1).
Таблица 1 – Сегментация потоков инсетив отдыхающих по государствам прибытия [15]
Сегменты Численность сегмента до 500 тыс. человек Численность сегмента более 500 тыс. человек
Доля инсетив отдыхающих более 50% 1. Нет стран 2. Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония
Доля инсетив отдыхающих 30–50% 3. Турция, Великобритания, Фран-ция, Нидерланды, Япония, Авст-рия, Швеция 4. Китай
Доля инсетив отдыхающих менее 30% 5. США, Монголия, Италия, Испа-ния, Израиль, Корея, Индия 6. Германия
Как видно из таблицы 2, большинство стран, участвующих в туристическом обмене с Российской Федерацией, разбиты на 6 групп. Наиболее развит туристический обмен с государствами второй группы. Группа стран третьей группы также очень важна для развития делового
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности: учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
2. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме: учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
3. Бабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма: учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма: учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
7. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций: учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
8. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
9. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой: учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва: Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с
10. Григорян Р.Л. Развитие интенсив-туризма в России//Вестник донского государственного технического университета – 2019. №41. – С:133-138.
11. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: РИПО, 2020. – 295 с.
12. Елизаров А.Н. Деловой туризм и устойчивое развитие туристической отрасли в России// Вестник РЭУ. – 2019 - № 4 (1) С: 19-31.
13. Курач Е.В., Иваскив И.С. Особенности и специфика развития делового туризма в России и за рубежом// Научный результат – 2014. № 2. – С. 141-149.
14. Плюгина М.С., Панкеева Н.С. Развитие интенсив-туризма в Иркутской области// Коммуникационные технологии – 2020. № 5 (1) – С:134-139.
15. Цацулина И.А. Развитие делового туризма в России// Вестник сочинского государственного университета. – 2018 - № 3(31). С: 29-34.