Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблематика обращения современной психологии к изучению особенностей подросткового возраста, в первую очередь связана с тем, что данный период, без преувеличения можно считать наиболее важным в процессе формирования здоровой и автономной личности. В жизни ребен-ка, это время интенсивного, целенаправленного развития и формирования физического, психического, интеллектуального, нравственного и социаль-ного здоровья. Также, стоит отметить, что на становление личности ребен-ка значительное влияние оказывает половое созревание, и связанные с этим процессом физиологические изменения. Во многом, именно в данном возрасте закладывается основа для дальнейшей реализации подростка уже во взрослой жизни. Стоит отметить, что вместе с тем, период взросления сопряжён также с рядом определенных трудностей, способных нарушить благоприятное развитие ребенка. К факторам, негативно влияющим на психологическое благополучие подростка, в первую очередь следует отне-сти высокий уровень школьной тревожности, проблемы во взаимоотноше-ниях со сверстниками, деструктивный стиль воспитания и проблемы дет-ско- родительских отношений. Кроме того, подростковый возраст является наиболее сенситивным к формированию различных зависимостей и вред-ных привычек.
Таким образом, напряженность процессов роста и развития, во многом определяющих сущность подросткового организма, в совокупно-сти с систематическим влиянием вышеперечисленных факторов снижают ресурсы соматического и психического здоровья ребенка, необходимые для развития его потенциала, реализации его талантов, развития рези-стентности к болезням, и в целом, ведения полноценной жизни.
Проблемы психологического здоровья подростков является объек-том
многочисленных научных исследований. В разное время, данный вопрос разрабатывали в своих теоретических трудах и практической деятельности
И.В. Дубровина, В.А. Ананьев, О.Е. Хухлаева, З. Фрейд, А.М. Прихожан, В.С. Мухина, А.Е. Личко, Т.В. Драгунова, Р. Мэй, В.С. Торохтий, С.В. Кривцова, Л.С. Выготский, а также многие другие зарубежные и отече-ственные исследователи.
Что так же подчеркивает важность особого внимания к психологи-ческому здоровью подростков. В своих исследованиях по вопросам пси-хологического здоровья Р. Мэй пришёл к убеждению, что нельзя сохра-нить душевное здоровье, отгораживаясь от своей социальной роли, по-скольку сама структура личности зависит от общества [8]. Учитывая ак-тивную социализацию ребенка в период подросткового возраста, данное утверждение, так же говорит в пользу важности внимательного отношения к психологическому здоровью подростков.
Несмотря на многообразие исследовательских данных по вопросам психологического здоровья подростков, стоит отметить, что определение понятия психологического здоровья в современной литературе достаточно
неоднозначно, а информация о факторах, влияющих на психологическое здоровье детей подросткового возраста, освещенная в современных источ-никах, носит преимущественно теоретический характер. Все это, в сово-купности определяет актуальность исследования, проводимого в рамках написания данной работы, а также разработку мер, направленных на улучшение показателей психологического здоровья подростков.
Цель исследования: изучить биологические и социальные факторы как причина эмоциональной нестабильности подростков.
Объект исследования: психологическое здоровье подростков
Предмет исследования: основные факторы, влияющие на психоло-гическое здоровье подростка.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что к основным факторам, влияющим на психологическое здоровье детей подросткового возраста, могут относиться как объективные (средовые) факторы (условия образова-тельного учреждения и условия семьи), так и субъективные (внутрилич-ностные) факторы (уровень самоотношения и особенности темперамента подростка).
Задачи исследования:
1) Проанализировать актуальные теоретико-методологических концептов в определении содержания понятия психологического здоровья в целом, и психологического здоровья подростков, в частности, в отече-ственной и зарубежной психологии.
2) Выделить критерии психологического здоровья.
3) Эмпирически исследовать психологическое здоровье подрост-ков и выделить группы с разными уровнями здоровья. Оценить выражен-ность влияния выделенных факторов на психологическое здоровье под-ростков в данных группах.
Глава 1. Теоретический обзор отечественной и зарубежной литерату-ры по проблемам психологического здоровья
1.1 Понятие «психологическое здоровье» в зарубежной и отечествен-ной литературе
Анализ актуальных источников по теме психологического здоро-вья, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день в науке нет однозначного общепринятого определения данного понятия [10]. Говоря о психологическом здоровье, прежде всего, необходимо выделить основные положения здоровья в целом. Здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только полное отсутствие болезней или физических дефек-тов, но и абсолютное физическое, душевное и социальное благополучие. Подобное определение понятия здоровье, приводится в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году [6].
А.В. Шувалов [6] выделяет некоторые наиболее важные критерии здоровья:
1. Здоровье — это состояние, близкое к идеальному. Как правило, здоровье не является неизменным показателем на протяжении всей жизни человека.
2. Здоровье — это многоуровневый феномен, в котором находят отражение все аспекты человеческого бытия: телесное, душевное и духов-ное существование. Таким образом, можно утверждать, что физическое, психического и психологическое здоровье человека, подлежит объектив-ной оценке.
3. Здоровье следует рассматривать как многообразный процесс, включающий созревание, развитие и функционирование, как всего орга-низма, так и его отдельных его структур, в том числе психики, а не только как актуальное состояние.
4. Благоприятные экологические условия, качество питания, сба-лансированный режим труда и отдыха, позитивные социальные факторы могут создать основу для здоровья человека. Однако стоит понимать, что условия благоприятные для одного индивида, могут совершенно не под-ходить другому. Определение личных условий здоровья помогут сформу-лировать индивидуальные принципы сохранения здоровья.
5. Здоровье — это культурно-историческое, а не узко медицин-ское понятие. Нормы здоровья и болезни определяются по-разному в за-висимости от эпохи и социально-культурной среды.
6. Для объективной оценки состояния здоровья человека необхо-дим эталонный образец отсутствия недуга, и понимание этиологии и про-текания болезни. Этому требованию соответствуют научно принятые поня-тия о нормы и патологии.
7. Здоровье и болезнь неразрывно связаны в вопросах изучения благополучия личности. Изучение данных понятий определяет сущность здоровья человека.
8. Здоровье - это одна из главных ценностей человеческой жизни.
Вышеописанные критерии здоровья позволяют сделать вывод о том, что в определение здоровья следует выделять несколько уровней рас-смотрения данного понятия - это биологический, психологический и соци-альный уровни. Каждый из этих уровней несет в себе специфические осо-бенности проявления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Александровский, Ю. А. Глазами психиатра [Электронный ре-сурс]: Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2012. № 4. Доступ к журн.: http://www.koob.ru/alexandrovskij u a/glazami psihiatra
3. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и пробле-мы [Текст] / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факульте-тов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Изда-тельский дом "БАХРАХ-М". - 2002. - 356 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь. - 2004. - 244 с.
5. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Психологический журнал»
1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19. Режим доступа к журн.: http://cyberlemnka.m/artide/n/Hchnostnye-potentsialy-preodolemya- zhiznennyhtrudnostey#ixzz41 S4yVJXU
6. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - Т. 13. - 1992. - № 5. - С. 34 - 43.
7. Башкирева, Т. В. Общие критерии психического, психологиче-ского, социального здоровья [Текст] / Т. В. Башкирева // Мир психологии. - 2013. - №2(50). - С. 140-150.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. ак. - 1995. - 328 с.
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.А. Столин. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.