Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвящена изучению типов журналистских текстов. В
информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не
делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто
о нем рассказываем. Поэтому факт или уже случившееся событие являются
для информационных жанров журналистики основным.
Новостные жанры не имеют общих черт с «параллельной» группой
публицистических жанров, опирающихся прежде всего на понятие «образ».
Новостной жанр является не только основой журналистской
профессии, но и - как бы это ни казалось удивительным, на первый взгляд, -
необходимой составляющей большинства других современных видов
деятельности. Навыки, приобретенные в процессе работы с новостями,
помогают фактически по-иному - по-новому - взглянуть на окружающий мир
и на себя в этом мире. У новостных жанров предмет – это событие, метод –
поиск ответов на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким
образом?), функция – объективный рассказ о событии с большим или
меньшим количеством подробностей. У жанров рациональной публицистики
предметом является связь события с другими событиями, его причины и
возможные последствия, методом – логический анализ, функцией –
вписывание уже известного события в контекст.
Объектом исследования являются типы журналистских текстов,
предметом – особенности их функционирования в журналистике.
Цель работы – изучение особенностей функционирования текстов в
журналистике.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1) изучить понятия «новостной жанр» в научной, справочной
литературе;
2) изучить литературу по вопросам теории, истории журналистики,
3
необходимым для выполнения работы; проанализировать
классификации ученых-теоретиков журналистики относительно жанров;
3) проанализировать особенности разных журналистских текстов и дать
им характеристику;
4) дать определение Интернет СМИ как типа СМИ, определить их
основные черты;
5) выявить особенности блогосферы как нового типа СМИ.
Теоретической основой исследования являются работы таких
известных ученых, как Колесниченко А.В., Корконосенко С.Г., Тертычного
А.А., Лазутиной Г.В., Солганика Г.Я., Кройчика Л.Е., Гуревича С.М., Акопова
А.И, Ворошилова В.В.
В исследовании используются следующие методы:
- Общенаучные (анализ, синтез).
- Эмпирические (метод сбора данных, наблюдение).
- Теоретические (анализ, синтез, дедуктивный метод).
Теоретическое значение состоит в систематизации материала по теме
работа журналистских текстов в едином журналистском пространстве.
Практическое значение заключается в том, что результаты
исследования могут использоваться при изучении вузовского курса
журналистики, а также для начинающих журналистов, работающих в
редакции газеты.
Структура работы: курсовая работа состоит из Введения, трех глав,
Заключения, Списка литературы.
4
ГЛАВА 1
НОВОСТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1. Понятие «новость», новостной тип текста журналистики
Новостная заметка - самый распространенный жанр в современной
журналистике. Новости составляют 80-90% материалов ежедневных газет и
большинства интернет изданий, до 50 % публикаций в журналах и почти
100% текстов информационных агентств. Большинство пишущих
журналистов пишут новостные заметки. С новостей, в основном, начинается
журналистская карьера, поскольку этот жанр достаточно прост (хотя
написать хорошую новостную заметку достаточно сложно).
Появление жанра «новость» связывают с изобретением телеграфа и
телефона в 19 веке. Связь в те годы была нестабильной, и журналисту нужно
было успеть передать все самое основное, пока соединение не прервется. В
результате сообщать о событиях начали не по хронологии их развития (от
начала к концу), а от самого важного к менее важному, чтобы суть события
была понятна даже из первых нескольких фраз и предложений. Такая подача
материала была удобна и при верстке. Сейчас таких проблем нет: связь
надежна, а верстка создается посредством компьютерных программ: они
позволяют ставить на полосу любой текст, растягивая и сжимая фотографии.
Интернет-сайты позволяют размещать текст любого объема. Однако новости
остались самым востребованным жанром. Причина: новостные заметки
позволяют читателям быстро входить в курс дела. На просмотр газеты или
онлайнового издания достаточно потратить 10-15 минут, прочитывая
углубленно лишь то, что особенно интересно. В итоге знакомство с картиной
дня занимает меньше времени, чем если бы тексты были в других жанрах. 1
1 Колесниченко А.В. Новостные жанры журналистики: учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2013.
5
Предназначение газеты - находить свежую информацию на темы,
вызывающие интерес для общества, быстро и точно передавать ее читателям
взвешенно и правдиво. Газета может заниматься еще множеством задач. К
примеру, сообщать читателям, что она думает о премьерных показах
кинокартин, публиковать гороскопы или прояснять ситуацию в стране. Но без
актуального материала это будет всего лишь комментарий к известной
информации. Однако следует учитывать, что комментарий - это не новости. А
новости - это информация.
По этому вопросу часто ссылаются на исследователя С.П. Скотта,
который высказал мысль в "Manchester Guardian" 1 (1921 год). Скотт писал:
"первейшая обязанность газеты - собирать информацию. Горе газете,
если она не выяснит, насколько чист источник. Ни то, что газета
публикует, ни то, о чем она умалчивает, ни способ подачи материала не
должны замутить ясное лицо правды". Наказ строгий, почти
невыполнимый. Но затем он добавил - и с тех пор эти слова повторялись на
разные лады миллион раз: "Комментируйте на здоровье, но факты - это
святое". 2
Основная мысль в данном высказывании - сравнительная ценность
фактов и комментариев. Определений новостей почти так же много, как и
газетных статей.
В наиболее общем смысле новость - творчески преобразованные
факты с расчетом на их восприятие аудиторией. Когда неожиданное,
сенсационное совмещается с главным в социальном плане.
Вместе с этим гносеологическим понятием есть и онтологическое
понятие новости: это когда новость — это то, что многие раньше не видели и
не слышали. Согласно исследователю С. Холла, новостью может стать только
интересное, необычное и значимое событие, происшедшее за последние
двадцать четыре часа.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акопов А.И. Глобальное средство массовой информации // Мир
медиа XXI. – 1999. – № 1. – http://www.npi.ru/NEW/ mi~media/99_l/index.htm
2. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ //
Филологический вестник РГУ. – 1998. – № 3. – С. 43-51.
3. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Акценты.
– 1999. – № 1. – С. 22-27.
4. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания
классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети
Internet. Блоги: новая реальность. СПб., 2006.
5. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во
В.А. Михайлова, 2000. – С. 56 -57
6. Интернет-журналистика // Под ред. А. Калмыкова, Л. Коханова: учеб.
пособие. М., 2005.
7. Колесниченко А.В. Новостные жанры журналистики: учебное
пособие. М.: Аспект-Пресс, 2013.
8. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста:
учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000.
9. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М,
1985.
10. МГГУ им. М.А. Шолохова: электронная версия журнала.
11. URL: https://studfile.net/preview/1741607/page:7/ Дата обращения:
20.05.2022
12. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Журнал
«Мир Internet». – http://www.iworld.ru/ #4 (67) апрель 2002.
13. Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М.: Издательство Московского
Университета, 1970.
14. Стариков А. Г. Масс-медиа современной России; Феникс - Москва,
2013. - 256 c.
37
15. Тартынеских В.В. Учебно-практический модуль по дисциплине
«Русский язык и культура речи». М, 1986.
16. Туманов Д.В. Медиа – творчество: учебное пособие. Казань, 2002.
17. Холл С. Мир наедине с собой: производство новостей на языке
СМИ. Нью-Йорк, 1972.
18. Черных Алла Мир современных медиа; Территория будущего -
Москва, 2007. - 312 c.
19. URL: http://evartist.narod.ru/text2/04.htm
20. URL: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm
21. URL: http://evartist.narod.ru/text10/05.htm