Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде в условиях реализации ФГОС реализуется новая модель системы общего образования. Современный образовательный стандарт предполагает активное освоение современных способов получения, обработки и представления информации. Требования к конечным образовательным результатам сегодня также отличаются от требований к результатам традиционной образовательной модели.
В этих новых условиях постоянно совершенствуется содержание образовательных программ, в том числе методических и дидактических материалов, которые проектируются и разрабатываются в условиях требований ФГОС ООО.
Объект исследования: содержание образования по предмету «Физика» в основной школе.
Предмет исследования: проектирование структуры и содержания темы «Основы термодинамики» в курсе физики средней школы.
Цель работы: спроектировать структуру и содержание темы «Основы термодинамики» в курсе физики средней школы.
Задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие обучение физики в средней школе.
2. Рассмотреть структуру изучаемой темы «Основы термодинамики» в курсе физики основной школы.
3. Разработать методические рекомендации при изучении темы «Основы термодинамики».
4. Описать планируемые результаты обучения по теме «Основы термодинамики» в условиях требований ФГОС ООО.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы, классификация, синтез, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Научно-методический анализ темы «Основы термодинамики» курса физики в средней школе
1.1.Анализ нормативно-правовых актов регулирующих обучение физики в средней школе
В современной образовательной среде изменились требования к образовательному результату. В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к тем знаниям, умениям и навыкам, которые формировались при изучении конкретной учебной темы. Новый ФГОС регламентирует сегодня три группы образовательных результатов, предметные, метапредметные и личностные. Очевидно, что при подобном подходе к учебно-воспитательному процессу в школе, необходимы достаточно серьёзные изменения, что в прочем именно сейчас и происходит [14].
Прежде чем говорить более подробно о содержании учебных тем, необходимо уточнить, что предметные результаты по учебным дисциплинам большого изменения не претерпели и актуальными также остаются знания, умения и навыки по конкретному предмету. В нашем случае, по предмету физика при изучении темы «Основы термодинамики». Что касается метапредметного и личностного результатов – это представлено в ФГОС формированием универсальных учебных действий (УУД), которые представлены регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД во всех нормативных документах общеобразовательной школы. отдельно взятые УУД часто называют компетенциями, не смотря на то, что в самом ФГОС понятие компетенция не упоминается.
Современная образовательная практика такова, что можно говорить о том, как происходит смещение от предметных знаний и умений школьника, к его целостной социальной компетентности, которая представляет собой комплекс ключевых умений и навыков в виде предметных глубоких знаний и востребованных личностных качеств, в соответствии с требованием ФГОС. В данном случае остаётся актуальным поиск форм, методов и средств формирования у школьников системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности. Всё это будет необходимо человеку для дальнейшего успешного решения проблем в различных сферах жизни, в том числе, в будущей профессиональной деятельности. Ключевые компетенции представлены несколько шире, чем стандартизированные УУД, но на практике это особого значения не имеет.
Среди педагогов практиков существует мнение, что весь спектр ключевых компетенций, таких как здоровьесбережение, информационная компетентность, личное саморазвитие и др., целесообразно формировать средствами всех учебных предметов. Каждый из учебных предметов, входящий в учебный план школы имеет свою специфику. В этом отношении учебный предмет физика имеет огромный образовательный потенциал. Физика располагает большими возможностями для формирования УУД, или для формирования ключевых компетенций школьников. Социально-практическая значимость предмета физики очень велика. Здесь представлено большое разнообразие видов для успешной учебно-познавательной деятельности учащихся. Так же присутствует политехническая направленность содержания учебного материала и возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике [9].
Курс физики в школе является системообразующим для естественно-научных учебных предметов. Именно физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Одной из главных задач физического образования в структуре общего образования является формирование естественно - научной грамотности и интереса школьников к науке. Также важной задачей выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно - научных исследований. Под естественно - научной грамотностью понимают способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, которые связаны с естественными науками.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айрапетов, А.А. Методы контроля уровня сформированности
профессиональных компетенций в контексте деятельности основы обучения в вузе / А.А. Айрапетов // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/get.asp?id=6666&t=0(дата обращения: 31.05.2022).
2. Белова, Е.К. «Лабораторные работы, их роль в учебном процессе и
особенности проектирования» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://zavantag.com/docs/3209/index-86129.html (дата обращения: 31.05.2022).
3. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного
обучения [Текст]/ А. А. Вербицкий. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 84 с.
4. Гуськова, Е. М. Современные информационные технологии в работе
учителя физики в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы по
использованию цифровой лаборатории «Архимед») // Школьная педагогика. —2015. — No3. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/15/302/(дата обращения: 31.05.2022).
5. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии [Текст] / учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. – Челябинск, ЧГПУ. - 2012. - 496 с.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата
образования [Текст]/ И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня. 2003. - No 5. –С. 27.
7. Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: монография [Текст]/ А.Г.Казакова. Москва: Экон-Информ.- 2007. - 551 с.
8. Зубкова, С. С. «Достоинства и недостатки использования виртуальной лаборатории в системе образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-dostoinstva-i-nedostatki-ispolzovaniya-virtualnoy-laboratorii-v-sisteme-obrazovaniya- 372669.html (дата обращения: 31.05.2022).
9. Курсовая работа «Разработка методики организации и проведения
лабораторно-практических работ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/6220596/(дата обращения: 31.05.2022).
10. Леонтович, И.В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская
работа школьников [Текст]/ 2003. - No 4. - С. 12–17.
11. Обзор продуктов компании «НА-У-РА» / Цифровые лаборатории
НАУ РА/ Режим доступа: http://nau-ra.ru/about/abou(дата обращения: 31.05.2022).
12. Обзор цифровой продукции Verner. Режим доступа:
https://www.vernier.com/products/ (дата обращения: 31.05.2022).
13. Поваляев, О.А. Цифровая лаборатория по физике. Базовый уровень: методическое руководство по работе с комплектом оборудования и программным обеспечением фирмы «Научные развлечения» Поваляев О.А.,Ханнанов Н.К., Хоменко С.В.: М.: ООО «МАКССПЕЙС». - 2013. – 98с.
14. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа. –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата обращения: 31.05.2022).
15. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Физика» базовый уровень. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – Физика. Основное общееобразование_7-9.pdf https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizika_proekt_.htm (дата обращения: 31.05.2022).
16. Реестр примерных программ на электронных носителях [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya?ysclid=l3u8vttvwi (дата обращения: 31.05.2022).
17. Теория и методика обучения физики в школе. Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст]/ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова; под ред. С. Е. Каменецкого. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 384 с.
18. Каменецкий, С. Е. Теория и методика обучения физики в школе. Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская; под ред. С. Е. Каменецкого. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
19. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.html/(дата обращения: 31.05.2022).
20. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория,
практика. Научное издание [Текст]/ М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222с.