Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Изучение истории и осмысление социокультурных ценностей начинается с вопросов к источнику. Нет исторических источников - нет фактов, свидетельствующих о событии, нет вопросов к источнику - нет самой истории. Правильно поставленные вопросы к источнику являются основой познания истории человека и общества, понимания ценности изучаемых объектов в современном мире, формирования ценностного отношения к миру и, безусловно, развития мыслительных способностей.
Организация работы с источниками, составляя неотъемлемую часть процесса освоения обучающимися историко-обществоведческих знаний, является практической потребностью обучения подрастающего поколения продуктивным способам исследования. Не освоив простые способы и приемы работы с историческими источниками, составляющими основу исследовательских умений, невозможно овладеть современным рациональным мировосприятием и миропониманием.
В современной школьной практике обучения истории и обществознанию исторические источники и различные виды документов стали ведущими средствами формирования исследовательской позиции обучающихся, ресурсами организации освоения ими методов научного познания и развития эмоционально-ценностного отношения к объектам окружающего мира.
Изучение проблемы формирования у обучающихся исследовательских умений в процессе освоения историко-обществоведческих знаний в современных педагогических исследованиях, как правило, подразумевает организацию работы с различными источниками информации. При этом не всегда учтены специфика источников и эффективность тех или иных методических приемов организации работы с каждым конкретным видом, их развивающие возможности, достигаемые результаты и эффекты. Ввиду этого, объектом внимания авторов стал комплекс педагогических условий формирования у обучающихся исследовательских умений на основе реализации образовательного потенциала историко-обществоведческих знаний. Именно комплекс таких условий, включающих обеспечение аксиологического подхода к отбору источников, использование элементов музейной педагогики, привлечение регионального материала и соответствующих источников по региональной истории, позволяет не только обеспечить формирование исследовательских умений, но и способствовать развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий учащихся в историческом и обществоведческом направлениях
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся средствами проектной деятельности
Цель исследования - выявить педагогические условия успешного использования работы в группах, обеспечивающие формирование УУД.
Исследовательские задачи:
1. уточнить понятие «коммуникативные УУД», выявить особенности формирования УУД учащихся путем анализа психолого-педагогической литературы;
2. проанализировать особенности использования работы в малых группах; определить ее влияние на формирование УУД учащихся;
3. спроектировать и реализовать систему групповой работы обеспечивающую формирование УУД;
4. в процессе учебно- исследовательской работы выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных УУД в процессе использования метода проектов
Глава I. Место метода проектов в педагогической работе
1.1.Метод проектов как педагогическая технология
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а проектная деятельность как педагогическая технология, которая предусматривает не только приобретение знаний, но и процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления, актуализации достигнутых результатов.
Метод учебных проектов представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации под руководством педагога (наставника). Отсюда следует, что другим компонентом проектного обучения является деятельность педагога.
Учитывая интересы обучающегося, опираясь на его опыт, педагог (наставник) помогает ему выбрать направление проектной деятельности, определить ее цели и содержание, пути и формы реализации, методы анализа и оценки результата, создать алгоритм работы над проектом.
Рассмотрим возможности метода учебных проектов.
Создавая учебный проект, осваивая алгоритм творческой деятельности, обучающиеся самостоятельно находят и анализируют информацию, получают и применяют знания по различным отраслям, восполняют пробелы, приобретают опыт решения творческих задач.
Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы. Выполнить проект - это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.
Для педагога проект - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
В педагогической практике «проект» имеет несколько отличающиеся друг от друга определения, такие как:
Проект - это способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему.
Проект - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.
Проект - это способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.
Проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта и др.
Существует несколько этапов работы над учебным проектом:
1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» обучающимся проблемы. Название проекта.
2. Целеполагание и ожидаемый результат. (Достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта).
3. Планирование:
постановка задач, исходящих из цели;
определение последовательности предстоящих шагов;
выбор способов работы.
4. Реализация плана. Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых способов (сбор информации, опросы, дебаты, интервью, беседы, практические действия и др.) Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.
5. Рефлексия: оценивание (удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели); сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом; анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, есть ли недостатки и возможности их устранить, какие имеются перспективы работы); самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, каков вклад каждого в достигнутый результат, какие приобрели знания и умения); отчет, оформление.
6. Презентация - демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барахоева И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта //Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8 (часть 2) - С. 433-437
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
3. Введение в детскую психологию /Сост. Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 176 с.
4. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. - С. 102-106.
5. Выготский Л.С. Педагогика. - М.: Апрель Пресс; Эксмо - Пресс, 2000.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1999.
7. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности учащихся: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. – Ижевск, 2010. – 307 с.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2010. – 286 с.
9. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии, 1992. - № 1. - С. 22 - 33.
10. Данилков А. Игра как инструмент воспитания //Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 1. - С. 71-84.
11. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. М.: «5 за знания», 2005 – 188 с.
12. Захарова И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности учащихся // Портал: Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок». - 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/412407/
13. Игумнова Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление // Биология в школе. - 2011. - № 3. - С. 33-39.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 464с.
15. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
17. Лисина М.И. Формирование личности учащегося в общении. СПб.; 2009 – 312 с..
18. Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики //2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/627441/
19. Петренко Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности учащихся: автореф. дис. канд. психол. наук. 13.00.01. - Белгород, 2010. - 24 с.
20. Поваренков Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - Том II (Психолого - педагогические науки). - С. 156 - 164.