Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что изучение лексико-семантического поля, которое представлено в художественной литературе, является одной из центральных проблем современной лингвистики и литературоведения, т.к. именно за счет применения тех или иных лексических групп и семантических пространств писатель создает уникальный для своей авторской манеры языковой мир, формирует особое читательское восприятие, характеризует образы героев и ситуации.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ЛЕКСИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК В СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Лексические группировки в системе русского языка
Лексика – это многообразное, многоаспектное образование, представляющее системный объект, внутри которого возможно образование подсистем. Исследователи считают, что с описания целостности и системности начинается формирование теории семантического поля [Фомина, Георгиева, 2020].
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях – собственно лингвистических и внеязыковых [Тихонова, 2020].
Проблема семантической организации лексической системы языка до сих пор не получила своего окончательного решения. Именно поэтому строгого определения каждой из названных семантических категорий и их окончательного описания пока еще нет (при том, что их лингвистическая реальность сомнений ни у кого не вызывает) [Лебедев, Носов, 2020].
В качестве рабочих используются обычно следующие определения:
Тематическая (лексическая) группа – это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами (ср., например, тематическую группу корова, объединяющую слова бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.) [Пономарева, Васильева, 2019].
Одним из важных признаков тематической группы является разнотипность языковых отношений между ее членами или отсутствие таковых вообще. Поэтому утрата того или иного слова тематической группы или изменение у него значения не отражается на значениях других слов этой группы (например, слово хребет в русском языке в тематической группе названий частей человеческого тела постепенно было вытеснено словом спина, однако это никак не отразилось на значениях слов как нога, колено и др.).
Выявляются также микросистемы слов, называемые антонимическими парами. Так, в пределах тематической группы «признаки цвета» находим антонимические пары: черный – белый; в пределах тематической группы «постройки для жилья»: хижина – дворец.
Тематические группы слов объединяются в подразряды. Например, тематические группы «действия перемещения объекта (перенести, снять, поднять)», «действия перемещения себя (идти, бежать, плыть)», «действия для удовлетворения физических нужд (пить, есть, дышать)» объединяются в подразряд «физические действия человека» [Семенов, Борисов, 2019].
Подразряды слов объединяются в группу более высокого порядка – разряды. Так, слова, обозначающие действия человека, и слова, обозначающие действия животных, объединяются в разряд «действия живых существ». Разряды слов объединяются в лексико-семантические группы.
Лексико-семантическая группа – это совокупность слов, относящихся к одной и той же части речи, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. Члены ЛСГ связаны определенными семантико-парадигматическими отношениями (синонимии, антонимии, всякого рода включений, уточнений, дифференциации, обобщений близких и/или сопредельных значений) [Фомина, Георгиева, 2020].
1.2. Понятие и структурная организация лексико-семантического поля
Семантическое поле – это совокупность языковых единиц объединенных общностью значения и представляющих предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Для слов, входящих в семантическое поле, характерно наличие общего семантического признака, на основе которого и формируется данное поле (например, для слов отец, мать, дочь, сын, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т.д. таким общим признаком является признак «родства», на основе которого они объединяются в семантическое поле «родства») [Тихонова, 2020].
Семантическое поле представляет собой сложную структуру, в которой выделяется ядро (куда входят наиболее употребительные, функционально нагруженные слова) и периферия, однако граница между ними является нечеткой, часто размытой. Поэтому элементы одного поля (особенно периферийные) могут входить в другое поле (например, глагол окружать может входить в поле «движения», ср. солдаты окружили дом и в поле «местоположения», ср. деревья окружают дом) [Смирнова, Федорова, Алексеева, 2011].
Кроме семантических, в языке выделяются и другие виды полей, а именно [Лебедев, Носов, 2020]:
– морфосемантические, объединяющие слова на основе не только семантической близости, но и морфемной (по наличию общего аффикса или основы): например, бегать, пробегать, разбегаться и др.;
– ассоциативные, объединяющие слова вокруг слова-стимула по признаку общности ассоциаций (например, слово вол вызывает в нашем сознании такие слова, как бык, корова, теленок, рога и др.);
– грамматические, объединяющие слова на основе общности грамматического значения (например, поле залога, поле времени и др.);
– синтагматические, объединяющие слова по признаку их семантической совместимости (например, наличие глагола лаять предполагает такие слова, как собака, кусать, зубы и др.).
Существование в языке лексико-семантических и тематических групп, а также различных видов полей свидетельствует о том, что словарный состав языка представляет собой не просто набор лексических единиц, а определенным образом организованное единство.
На данный момент понятие «семантика» используется в качестве синонима по отношению к «лексической семантике», ранее – к «семасиологии». Работы К. Рейзига и Г. Пауля в контексте развития сравнительно-исторического метода в языкознании приводят к «изучению закономерностей изменения значений слов» [Лебедев, Носов, 2020].
Исследователи прослеживают наличие в лингвистике двух видов концепций семантики: узкой и широкой. Узкая концепция в качестве предмета видит «значение», а широкая – «смысл». Принятие во внимание лишь «значения» позволяет понимать слово или высказывание опосредованно, изолированно от контекста, не учитывая детали обстановки, цели высказывания, адресата и т.д. Так, узкое понимание накладывает явные ограничения на восприятие семантики [Смирнова, Федорова, Алексеева, 2011].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «РЕЧЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН»
2.1. Состав лексико-семантического поля «Речь»
Для проведения исследования было выбрано 4 рассказа из произведения В.П. Астафьева «Последний поклон» – «Без приюта», «Предчувствие ледохода», «Заберега» и «Где-то гремит война».
Лексика, собранная нами методом сплошной выборки из произведения В.П. Астафьева «Последний поклон», представлена лексико-семантическим полем (ЛСП) «Речь».
Общий инвентарь единиц поля составляет 82 лексемы (цифры указывают на частотность употребления лексемы в тексте). Лексемы расположены в порядке убывания частотности.
Все лексемы приводятся в начальной форме, видовые пары глаголов рассматриваются как одна лексема: голос (29), сказать (27), петь (35), говорить (24), кричать (17), слушать (12), слышать (10), свистеть (9), читать (8), спросить (8), громко (7), гудеть (7), разговаривать (6), буркнуть (5), звать (5), орать (5), шептать (4), хохот (4), шум (4), лязгать (4), рассказывать (4), кликать (4), ахать / охать (4), шепот (3), ответить (3), беседовать (3), молчать (3), выть (3), гул (3), рявкнуть (2), реветь (2), причитать (2), улыбаться (2), визжать (2), гомонить (2), материться (2), бормотать (2), бубнить (2), плакать (2), кашлять (2), гоготать (2), ругать (2), хохотать (2), фыркать (2), язык (2), дудеть (1), шутить (1), будить (1), жужжать (1), пиликать (1), толковать (1), звучать (1), глухо (1), вразумлять (1), звякать (1), причитать (1), тараторить (1), сообщать (1), тянуть (1), дребезжать (1), хихикать (1), шуметь (1), звонить (1), ерунда (1), тишина (1), вклиниваться (1), велеть (1), прибаутки (1), частушки-посказушки (1), заявлять (1), смеяться (1), скрежетать (1), рыдать (1), скрипеть (1), хрустеть (1), слово (1), здороваться (1), ворчать (1), рычать (1), талдычить (1), трещать (1), горланить (1), грохотать (1).
ЛСП «Речь» включает в себя единицы разных частей речи: глаголы – 831 (67,2% от общего количества единиц поля), существительные – 213 (17,3%), прилагательные – 192 (15,5%). Помимо этого, в составе поля выделяются 5 устойчивых словосочетаний: снизить голос (1), голос набирал силу (1), слух катится (1), бабьим голосом (1), сказывают (1.
2.2.4. Крайняя периферия лексико-семантического поля
Низкую частотность употребления в произведении имеют следующие лексемы: дудеть (1), шутить (1), будить (1), жужжать (1), пиликать (1), толковать (1), звучать (1), глухо (1), вразумлять (1), звякать (1), причитать (1), тараторить (1), сообщать (1), тянуть (1), дребезжать (1), хихикать (1), шуметь (1), звонить (1), ерунда (1), тишина (1), вклиниваться (1), велеть (1), прибаутки (1), частушки-посказушки (1), заявлять (1), смеяться (1), скрежетать (1), рыдать (1), скрипеть (1), хрустеть (1), слово (1), здороваться (1), ворчать (1), рычать (1), талдычить (1), трещать (1), горланить (1), грохотать (1).
В данной группе лексических единиц выделяется много существительных, которые используются в прямом значении: «ерунда», «частушки-посказушки», «прибаутки». Данные лексические единицы относятся к сниженной лексике. Также есть существительные, используемые в прямом значении, например: «тишина».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лексика – это многообразное, многоаспектное образование, представляющее системный объект, внутри которого возможно образование подсистем. Исследователи считают, что с описания целостности и системности начинается формирование теории семантического поля.
Тематическая (лексическая) группа – это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами (ср., например, тематическую группу корова, объединяющую слова бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.).