Фрагмент для ознакомления
2
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) // в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Валеев М. Т. Обратная сила уголовного закона и сокращение наказания // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 45–49.
3. Лапшин В. Ф. Совершенствование уголовного законодатель-ства в условиях либерализации уголовной политики России // Вестник ин-ститута: преступление, наказание, исправление. 2015. № 10. С. 8–12.
4. Руева Е. О. Некоторые проблемные аспекты применения об-ратной силы уголовного закона // Российский следователь. 2016. № 17. С. 36–40.
5. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том 3: Проблемы теории права: Курс лекций. М.: Статут, 2017. - 781 с.
6. Гомола А.И. Теория государства и права : учебник / А.И. Го-мола. - Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. - 206 с.
7. Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М.: Издательство Московского университета, 1967. - 319 с.
8. Кузнецова О.А. Обратное действие гражданского закона: про-блемы теории и практики // Журнал российского права. - 2006. - № 8. - С.94-103
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Про-спект, 2016. - 640 с.
10. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Меле-хин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
11. Михайлова А.С. Проблемы судебного толкования норм об об-ратной силе закона. В сборнике: Эффективность правового регулирования как основа устойчивого развития Российской Федерации на современном этапе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. - 2016. - С. 118-121.
12. Сумина В.С. Процессуальный порядок придания уголовному закону обратной силы // Российский судья. - 2016. - № 12. - С. 46 - 51.
13. Хаванова И.А. Обратная сила налоговых законов и идеалы предсказуемости права. Финансовое право. - 2017. - № 3. - С. 34-38.
14. Якубов А. Е. Обратная сила ФЗ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Закон-ность. 2016. № 6. С. 30–32
Введение
Обратная сила закона имеет большое значение для правильного применения законодательства, что особенно важно в условиях правового социального государства. Данная проблема на сегодняшний день является недостаточно проработанной в правовой науке и дискуссионной. Дискус-сия о действии законодательства во времени имела место в 90-х гг. XX ве-ка, но была весьма непродолжительной и непродуктивной. Работы об об-ратном действии норм законодательства разных видов правовых норм нуждаются в общетеоретическом обобщении. Такая потребность пред-определяется тем, что общественные отношения, подлежащие правовой оценке, нередко приобретают комплексный характер и все труднее стано-вится различать нормы частного и публичного характера.
Конституция РФ однозначно решает временные проблемы для норм, устанавливающих юридическую ответственность и регулирующих налого-вые правоотношения. Что же касается регулятивных норм и пределов их обратного действия, то здесь конституционные положения лишь создают предпосылки для различных толкований.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного иссле-дования, целью которого является изучение обратной силы закона.
Для достижения заявленной цели были поставлены и решены следу-ющие задачи:
- рассмотрено значение обратной силы закона;
- изучены виды обратной силы закона в РФ;
- определен порядок действия обратной силы закона.
1. Теоретические аспекты обратной силы закона
1.1 Значение и сущность обратной силы закона
Обратная сила закона - применение закона (нормы права) к случаям и обстоятельствам, которые наступили до его вступления в силу.
Применение правовых норм закона к периоду времени, до его вступления в силу, возможно, но существенно ограниченно.
Конституция России (ст. 54) определяет:
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обрат-ной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после соверше-ния правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон".
В соответствии с этой нормой, отраслевые законы содержат свои правила применения обратной силы закона (но, соответствующие норме Конституции).
Так, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ в ст. 10 "Обратная сила уголовного закона" определяет:
1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчаю-щий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совер-шившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положе-ние лица, обратной силы не имеет.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, кото-рое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ст. 5 Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени", определяет:
2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие но-вые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сбо-ров, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение за-конодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или пла-тельщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их пред-ставителей, имеют обратную силу.
4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых аген-тов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, мо-гут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ст. 1.7. "Действие законодательства об ад-министративных правонарушениях во времени" определяет:
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время соверше-ния административного правонарушения.
2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответ-ственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правона-рушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, кото-рое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении адми-нистративного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, об-ратной силы не имеет.
2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанав-ливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит ад-министративной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производ-ства по указанному делу.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ установил статьей 7 (п. 6), что действие пп. 5 п. 4 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Феде-рации (НК РФ) распространяется на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2012 года (т.е. нормам пп. 5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ придана обратная сила).
Статья 54 Конституции Российской Федерации устанавливает, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его со-вершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, приме-няется новый закон.
В соответствии со ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий нака-зание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, со-вершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Так, например, уголовный закон имеет обратную силу, если он: пол-ностью декриминализирует деяние; повышает возраст, с которого наступа-ет ответственность; ограничивает ответственность путем конкретизации способа совершения преступления, его мотивов, последствий (например, Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ введены понятия «мелкое взяточничество» и «мелкий коммерческий подкуп» на сумму, не превы-шающую 10 тыс. руб., наказание за данные преступления значительно снижено); исключает один из видов наказания (например, Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ исключил конфискацию имущества из си-стемы наказаний); снижает минимальный или максимальный размеры наказания, уменьшает размеры удержаний из заработной платы осужден-ных к исправительным работам; исключает квалифицирующие признаки состава преступления; смягчает режим отбывания лишения свободы (например, Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ исключено направление женщин при наличии любого вида рецидива для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима); и в других слу-чаях.
Федеральным законом от 07.02.2017 № 8-ФЗ в ст. 116 УК РФ (по-бои) внесены изменения, имеющие обратную силу, а значит обязательные для применения.
Из указанной статьи исключено положение, в соответствии с кото-рым уголовно наказуемыми считались побои в отношении близких лиц, а также примечание, конкретизирующее, кто именно считается близкими ли-цами (супруг, супруга, родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки и т. д.).
Теперь уголовная ответственность за побои наступает в случаях, ес-ли:
они совершены из хулиганских побуждений либо по мотивам поли-тической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ст. 116 УК РФ);
ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию за аналогичное деяние (ст. 116.1 УК РФ).
Житель г. Кинешмы в ноябре 2016 года нанес побои двум прожи-вавшим с ним лицам. Его действия квалифицированы как два преступле-ния, предусмотренные ст. 116 УК РФ. Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу мировому судье.
Преступность и наказуемость деяния, совершенного данным гражда-нином, указанным федеральным законом устранена. Побои им нанесены из личных неприязненных отношений, ранее к административной ответ-ственности за подобные действия он не привлекался.
Учитывая данное обстоятельство, уголовное дело и уголовное пре-следование в отношении него постановлением мирового судьи от 6 марта 2017 года прекращено в связи с отсутствием в его действиях признаков со-става преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ.
1.2 Понятие обратной силы закона и ее действие
В общей теории права принято считать правовой аксиомой положе-ние, согласно которому закон распространяется только на правоотноше-ния, возникшие после его принятия и обратной силы не имеет (lex retro non agit). Это правило означает, что нормативные акты в принципе не «пово-рачиваются в прошлое» – не распространяются на факты и юридические последствия, которые наступили до вступления акта в силу.
Данное положение является общим принципом действия закона во времени, оно гарантирует стабильность правопорядка и работает, как правило, в отношении случаев, когда новым законом на граждан и орга-низации возлагаются дополнительные юридические обязанности.
Вместе с тем в правовой науке существует такая категория как «об-ратная сила закона». Обратная сила закона представляет собой распро-странение нормы, установленной законом, на правоотношения, которые зародились до его принятия. Возможность придания нормативному акту ретроспективного действия используется законодателем для смягчения ка-ких-либо требований или наложения более мягкого наказания, а также в иных случаях.