Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское общество всегда шло по своему, специфическому пути развития, оно развивалось, интегрируя в себе разные пласты и слои культуры . Русский народ всегда отличался особенными, присущими только ему чертами. И об этом говорили многие классики, поэты, историки. Об этом говорят юмористы, сравнивая нас с «американцами», как, например, это делал М. Задорнов.
Но в последнее время мы, на наш взгляд, стали утрачивать и забывать свои корни. Еще взять 10-15 лет тому назад, взгляд нашей страны был направлен на перенимании позиции Запада. Сейчас это развито, может, в меньшей мере, поскольку все-таки сделана ставка на развитии у населения патриотизма. Но проблема темы является, так или иначе, актуальной .
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что определение ценностей через объективную современного состояния социума и его знание истории, можно формировать политику для единения российских народов. То, что соединяет воедино народ в государстве, общие ценности – это непременный атрибут стабильности развития страны.
Ценности любви к Отчизне, Родине, страны взращиваются с детства. Поэтому так актуальна тема гражданско-патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Функция социального воспитания заключается именно в целенаправленной передаче информации, исторического опыта поколению, для овладения им трудовыми знаниями и умениями, применимыми на практике, отсюда идёт выработка нравственных норм и опыт поведения в целом. Без всего это развитие общества и воспитания в целом не представляется возможным. Воспитание - это часть общего социального развития, оно не может быть отделено от всей истории общества и человека.
Целью данной работы является рассмотрение педагогических условий гражданско-патриотического воспитания детей старше дошкольного возраста в условиях ДОО.
Задачи:
- дать общую характеристика старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть сюжетно-ролевую игру как фактор развития старшего дошкольника, ее задачи и содержание;
- рассмотреть важность создания благоприятных условий для гармоничного развития психики дошкольника ;
- описать гражданско-патриотическое направление воспитательной работы; особенности патриотического воспитания дошкольников;
- изучить внедрение системы патриотического воспитания, педагогические условия патриотического воспитания в ДОУ.
Объект исследования – гражданско-патриотическое воспитание. Предмет исследования – условия гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Глава 1 Теоретические основы особенностей развития старших дошкольников
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является периодом постигнутых открытий и познавательной активности. На протяжении данного возраста понемногу происходит углубление и расширение знаний и представлений детей, их обобщение. Дети развивают представления о себе, о различных сферах окружающей действительности: природа, продукты человеческой культуры, человеческие отношения. Еще он постигает способы и приемы приобретения знаний и умений. У ребёнка развивается способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять самостоятельность в экспериментах с действительностью. Уровень постижения данными способами обозначает содержательную сторону его умственного развития.
Дошкольный возраст характеризуется инициативной игровой деятельностью, в особенности сюжетно-ролевых игр. Воспитанники шестого года жизни способны распределить роли в начале игры и выстраивать свое поведение, соблюдая сценарий. Игровое взаимодействие сопутствуется речью, которая соответствует содержанию плана игры. Игровые действия детей являются более трудными, приобретают особый смысл, который не всегда раскрывается взрослому . Игровое пространство постепенно усложняется, так как содержит несколько центров, каждый из которых придерживается своей сюжетной линии. Дети умеют фиксировать поведение партнеров по игровому пространству, меняют свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основа игры определяет возникновение новой роли, тогда ребенок сможет в процессе игры принять на себя новую роль, при этом, сохраняет роль, которую приобрел раньше. Групповой характер сюжетно-ролевой игры формирует способность ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Вследствие этого, старший дошкольник учится общаться, находить со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты при помощи речи.
В старшем дошкольном возрасте активным образом формируются все компоненты устной речи, улучшаются показатели: фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Воспитанники применяют почти все части речи, совершенствуют словотворчество, выражают богатый лексикон, формируется связная речь. В данном возрасте меняется и содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок. Ведущим фактором в процессе общения обозначен познавательный мотив.
Та информация, которую дошкольник приобретает в процессе общения, может быть трудной для восприятия, тем не менее, она возбуждает у него большой интерес, так как ребенок делится с со взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В данном общении совершается социальный рост дошкольника, вырабатываются социально-ценностные ориентации, постигается смысл событий, формируется готовность к новым социальным убеждениям. Организация процесса воспитания имеет две тенденции. Первая – нисходящая: от подражания взрослому. Приобретая в общении со взрослыми представления о нужных результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, которые рождаются в процессе общения и совместной деятельности, дошкольник присоединяется к ценностям взрослых людей. Вторя тенденция – восходящая: от появляющихся в деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к появлению мотивов высокого уровня, которые характеризуются взрослыми. Ориентированность на свою важность для других помогает ребенку в полной мере принимать участие в совместной деятельности, способствует приобщению к ценностям и средствам человеческой деятельности .
Ребенок к 6-7 годам переживает себя в качестве социального индивида, у него появляется потребность в новой жизненной позиции, в общественной деятельности, которая обеспечивает данную позицию. У ребенка возникает желание занять существенное место в жизни взрослых, в их деятельности. У дошкольника возникает внутренняя позиция, которая будет сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, будет определять его отношение к окружающему его миру . В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Стремление некоторых дошкольников выражается в желании сотрудничества, которое появляется в процессе игр с правилами. Данная форма общения содействует формированию постижения своих обязанностей, поступков и их последствий, формированию произвольного, волевого поведения, что выказывается существенным условием для дальнейшей учебной деятельности.
1.2 Сюжетно-ролевая игра как фактор развития старшего дошкольника, ее задачи и содержание
Сюжетно-ролевая игра представляет собой основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация, когда ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в сформированной им самим обстановке игры. К примеру, играя в школу, он изображает учителя, который ведет урок с учениками (это его сверстники) в классе (на ковре, к примеру). Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
1) сюжет,
2) содержание,
3) роль.
Основной компонент сюжетно-ролевой игры – это сюжет, без которого не существует сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игры – это отражение ребенком конкретных действий и процессов, отношений в жизни и деятельности окружающих. Игровые действия являются одним из базовых средств реализации сюжета.
В младшем дошкольном возрасте взаимоотношения детей наглядно проигрываются в игре. Младшие дошкольники, скорее играют рядом, чем активно вступают в совместную игру. Тем не менее, есть определенные предпочтения и симпатии при выборе участников игры .
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляется нацеленность на проигрывание определенных ролей. Здесь ребенок начинает отделять себя от роли, которую принимает. Роль во время игры может меняться. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игра включает в себя соответствующую речь, интонации.
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни уже осваивают взаимодействия в ситуациях. К примеру, игрой может быть болезнь, прием на работу и др. Игра становится более сложной, многокомпонентной.
Игра в дошкольном учреждении
Во второй младшей группе педагог уже развивает у детей способность придумывать несложные сюжеты, определять себе роль, выполнять в игре определенные действия, взаимодействовать со сверстниками. Если ребенок играет с игрушкой, воспитатель учит ребенка выполнять роль и за себя, и за игрушку. Воспитатель также поощряет ребенка самостоятельно выбирать атрибуты для игры, находить нужные предметы и игрушки для игры.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых . В средней группе воспитатель переводит ребенка к более сложным сюжетным играм, формирует умение менять поведение в зависимости от роли партнера. Учить обозначать свою роль ребенку в
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бабко С. Ю., Проект как наиболее эффективная инновационная технология ознакомления старших дошкольников с историей, культурой и традициями России // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 3. — С. 7-8.
2) Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Волгоград: Перемена, 2020.
3) Бикеева В., Я себя без Родины не знаю : сценарий мероприятия патриотической направленности для детей, подростков и молодежи // Сценарии и репертуар. — 2018. — № 2. — С. 39-54.
4) Ветошкин С. А., Патриотическое воспитание и его понятийный аппарат // Право и образование. — 2018. — № 4. — С. 4-20.
5) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-60
6) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2019. — № 3/4. — С. 48-50
7) Ефремов О.Ф. Педагогика / О.Ф. Ефремов. – СПб. : Питер, 2019.
8) Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"// http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102020987&intelsearch=4292-1 (дата обращения 06.06.2022)
9) Кессиди Ф. Х. О парадоксе России//Вопросы философии, № 6. 2000. С. 87-90
10) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
11) Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.htm- (Дата обращения: 06.06.2022).
12) Колосова С. В., Можно ли научить любить Родину? // Библиополе. — 2018. — № 6. — С. 2-9
13) Лешков В. Н. Русский народ и государство. — Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова: Юридический центр Пресс, 2016.
14) Медведев А. А., Основные направления духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в современной России // Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в кадетских образовательных организациях, классах и клубах (в том числе казачьих): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2-3 ноября 2016 года.. — Екатеринбург, 2016. — С. 252-256.
15) Михеев И., Вопрос национальной безопасности // Полиция России. — 2018. — № 5. — С. 13-14
16) Муратова Л. В., Музейная педагогика в контексте спортивно-патриотического воспитания учащихся // Воспитание школьников. — 2018. — № 2. — С. 20-23.
17) Мурзина И. Я., Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с кадетским (казачьим) компонентом : научно-методическое пособие. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2016. — 141, [1] с.
18) Нестерова И.А. Игровые технологии и игровые инновации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/igrovye-tehnologii-i-igrovye-innovacii.html (Дата обращения: 06.06.2022).
19) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2020.
20) Скопцова Т. В., Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание личности в контексте реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации на современном этапе // Педагогическое образование и наука. — 2018. — № 3. — С. 19-24
21) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года// http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
22) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020.
23) Фасоля А. А., Использование современных информационных технологий в морально-духовном становлении молодого поколения // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 2 (74). — С. 206-210
24) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года// http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 06.06.2022)
25) Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/1518352/ (дата обращения 06.06.2022)
26) Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов// http://www.kremlin.ru/acts/bank/7872 (дата обращения 06.06.2022)
27) Ходаева Н. А., Сценарий деловой игры для дошкольных педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья" // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 1. — С. 58-61
28) Шепелева Т. Е., Воспитание гражданственности: теоретический аспект и опыт социальной, общественно направленной деятельности обучающихся колледжа // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 2. — С. 9-15
29) Щербакова Л. И., Деятельный патриотизм как фактор творческого развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования // Власть. — 2019. — № 1. — С. 112-119
30) Якина Л. Н., Чтение как социокультурная практика в контексте гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи. — Екатеринбург, 2020. — С. 16-25.