Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность работы. В условиях цифрового общества, когда цифровая
экономика и образование становятся основой его развития, необходимость
перехода от традиционных школ к цифровым становится очевидной.
Концепция «цифровой школы» в основном рассматривается как
педагогическое, а не техническое явление. В ней предлагаются способы
безусловного достижения требуемого уровня образовательной подготовки для
каждого учащегося на каждом этапе обучения, а также использования
возможностей цифровых школ для всестороннего развития личностного
потенциала. Переход к цифровым школам представляет собой цифровую
трансформацию школьного образования на всех уровнях.
Цифровая школа - это образовательная организация (школа), в которой
образовательный процесс основан на ориентированной на результат и
способности персонализированной организации образовательного процесса в
образовательной среде, насыщенной цифровыми технологиями.
Переход к цифровым школам является результатом цифровой
трансформации (или оцифровки) образования. Целью перехода к цифровой
школе является обеспечение того, чтобы все учащиеся достигли требуемого
уровня образовательной подготовки (регистрация в утвержденном учебном
плане) на каждом этапе обучения в школе.
Организацией персонализированного обучения называется любая
обучающая организация, которая стремится повысить производительность и
сократить время обучения путем изменения условий обучения (содержание,
время, метод и место обучения учащихся). Здесь ученики проводят свою
собственную учебную работу, общаются друг с другом и общаются с
преподавателями и другими экспертами. Взаимодействие между учащимися
основано на профессионализме преподавателей и мнениях учеников, что
определяет личный учебный план (образовательную траекторию).
В цифровых ресурсах, предоставляемых через Интернет, содержатся
сотни тысяч учебных материалов, и их количество постоянно увеличивается, в
4
том числе за счет развития самих преподавателей. Существует реальная
возможность выбирать учебные материалы с учетом личностных особенностей
и потребностей учащихся, различать их учебную работу и добиваться полной
реализации образовательных результатов, требуемых каждым из них.
Основная педагогическая идея этого опыта состоит в том, чтобы создать
условия для личностного развития учеников и повышения их познавательной
активности за счет широкого применения образовательных дистанционных
технологий в курсах математики. Основная педагогическая идея опыта состоит
в том, чтобы создать условия для формирования у учеников устойчивой и
позитивной мотивации, развивать интерес к дисциплинам посредством
организации активного преподавания и стимулировать творческое
разнообразие форм и методов деятельности преподавателей.
Объект работы – модель цифровой школы и цифровая трансформация
образования.
Предмет – личностное развитие обучающихся в условиях цифровой
трансформации образования.
Цель работы – провести анализ личностного развития обучающихся в
условиях цифровой трансформации образования, а также изучить, какую
значимость оно несет в себе к настоящему времени на примере математики.
Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание цифровой
трансформации;
2. Изучить организацию образовательного процесса в процессе
трансформации;
3. Раскрыть использование цифровых образовательных ресурсов для
повышения качества памяти с использованием онлайн заданий по математике в
7 классе;
5
4. Проанализировать познавательный процесс-память и задания на
математическую память 7 класса.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше
понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и
архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и
список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее
цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В
первой главе исследованы теоретические аспекты модели цифровой школы и
цифровой трансформации образования. Во второй главе проведен анализ
личностного развития обучающихся в условиях цифровой трансформации
образования на примере математики 7 класса. В заключении обобщены
основные выводы и предложения.
6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ И
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Основные термины и содержание цифровой трансформации
образования
Цифровые школы - это наиболее эффективное использование цифровых
технологий для решения образовательных задач. Цифровая трансформация
привела к изменениям в практике преподавания. В соответствии с характером
интеграции цифровых технологий в образовательный процесс выделяются
четыре уровня этого изменения [5, с. 162-187]:
1. Замена традиционных средств обучения;
2. Совершенствование традиционных средств обучения;
3. Изменение методов обучения;
4. Изменения в практике преподавания.
Изменения в практике преподавания, связанные с внедрением цифровых
технологий на уровне SAMR 1-2, не изменят базовую модель образовательной
работы и не приведут к качественным изменениям в реализации
образовательных результатов. Цифровая школа - результат систематической
трансформации практики преподавания четвертого уровня SAMR привел к
качественным изменениям в реализации образовательных результатов. Это
наиболее эффективный способ использования цифровых технологий для
решения образовательных задач.
Цифровая трансформация (или переход к цифровой школе) - это
систематическое и совместное обновление основных компонентов
образовательного процесса, в том числе:
1. Достижения в области образования;
7
2. Новый образовательный контент;
3. Организация современного учебного процесса;
4. Оценка их результатов.
Переход к цифровой школе (или ее цифровая трансформация) происходит
в цифровой среде, благодаря которой образовательный процесс обеспечивается
цифровыми учебными материалами, инструментами и услугами.
Сегодня учебное время учителей сосредоточено на предоставлении
учащимся данных, ознакомлении их с информацией, передаче знаний и
формировании их понимания. Формировать умение проверять и передавать
знания, умения и приобретенные навыки для решения проблем в новых
ситуациях отнимает гораздо меньше времени и внимания [12, с. 142-164].
Оценка результатов обучения, связанная с опытом и передачей, все еще
находится за рамками организованного образовательного процесса. В
цифровых школах смещение внимания с возможностей в области алгоритмов
(обработка данных, информации и знаний) на действия в конкретных областях
человеческих навыков (опыт и навыки передачи) предоставляет реальную
возможность решить проблему подготовки людей к жизни и работе в новой
экономике. Требования к образовательным достижениям, предъявляемые
жизнью в цифровой экономике, могут быть использованы в качестве
показателей формирования цифровых школ.
Содержание образования традиционно соответствует содержанию
учебников. Если учебники по-прежнему являются основным и единственным
источником образовательной информации, то такое понимание содержания
образования является приемлемым. Сегодня существует множество
конкурентоспособных источников цифровой учебной информации, доступных
учащимся и преподавателям [3, с. 44-67].
Новым методом фиксации содержания образования является требование
к образовательным результатам - спецификация образовательных результатов.
Преподавательский состав цифровой школы определяет и утверждает
8
спецификации каждого курса (предметной области) с учетом действующих
федеральных образовательных стандартов, региональных нормативных актов и
профиля выпускника, разработанного в плане.
Стандарты успеваемости в области образования являются основой
учебных курсов. Каждый курс состоит из учебных модулей. Каждый модуль
включает в себя несколько блоков контента. Каждый блок связан с учебными
достижениями, которые оперативно устанавливаются в соответствии с
требованиями учебного проектирования, а также соответствует формированию
и итоговому контролю набора учебных материалов и заданий [10, с. 23-64].
Учебная работа каждого подразделения завершается путем оценки
успешности результатов обучения. Таким образом, прогресс учебной работы
каждого учащегося может быть объективно зафиксирован и может быть
обеспечена реализация запланированных результатов обучения. Стандарты
учебных достижений устанавливаются для каждого предмета, изучаемого по
всем предметам учебной программы. Чтобы можно было различать учебную
работу, каждый образовательный результат устанавливается на нескольких
уровнях: базовый (обязательный для всех), продвинутый (углубленное
обучение) и более продвинутый (для тех, кто заинтересован в поиске новых,
дополнительных знаний).
Переход каждого уровня показывает ожидаемые результаты. Глубина
уровня характеризует время, необходимое учащимся для достижения этого
результата. Ширина уровня может быть связана с объемом учебных
материалов, которые необходимо освоить. Ступени уровня курсов могут
отличаться друг от друга по любому из этих параметров. Например, базовые,
продвинутые и более продвинутые этапы каждого блока отличаются своей
шириной: для базового уровня она самая маленькая, а для продвинутого - самая
большая. Таким образом, учебные планы объединяются, и можно различать
академическую работу и ожидаемые результаты отдельных учащихся [2, с. 32-
41].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Бантова, М.А. Методика преподавания цифровой математики / М.А.
Бантова. М.: Просвещение 2019. - 335с.
5. Борода, Л.Я. Некоторые формы проблемного обучения по привитию
интереса к математике / Л.Я. Борода. – М.: Наука, 1990. – 134 с.
30
6. Берман, Г.Н. Приемы счёта на дистанционном обучении / Г.Н. Берман.
- М.: Физматгиз, 2019. – 84 с.
7. Волошина, М.И. Активизация познавательной деятельности
дистанционно школьников на уроках математики / М.И. Волошина. – М.:
Логос, 2018. – 154 с.
8. Дьячкова, Г.Т. Цифровое обучение в школе / Г.Т. Дьячкова. -
Волгоград, 2018. – 125 с.
9. Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных
навыков и в развитии личности ребёнка в рамках проблемного обучения / О.П.
ЗАйцева. – М.: Наука, 2019. – 98 с.
10. Зимина, С.В. Как развивается интерес к математике, учась
дистанционно / С.В. Зимина. – М.: Наука, 2018. – 174 с.
11. Зимовец, К.А. Обучение в цифровой школе / К.А. Зимовец. – М.:
Логос, 2018. – 174 с.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики на дистанционном
обучении: учебное пособие / Н.Б. Истомина. М.: Академия, 2019. – 288 с.
13. Коваленко, В.П. Дидактические игры на дистанционных уроках
математики / В.П. Коваленко. – М.: Наука, 2019. – 174 с.
14. Кравченко, В.С. Упражнения по математике в Интернете / В.С.
Кравченко. М.: Просвещение, 2018. – 174 с.
15. Липатникова, Н.Г. Роль упражнений на дистанционных уроках
математики / Н.Г. Липатникова. – М.: Наука, 2018. – 74 с.
16. Мишенева, Т.С. Приемы организации обучения математике в
цифровой школе / Т.С. Мишенева. – СПб.: Вита, 2017. – 104 с.
17. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной
деятельности / Г.В. Репкина. - Томск: Пеленг, 1993. – 62 с.
18. Узорова, О.В. Математические диктанты для средней школы в
цифровом пространстве / О.В. Узорова. М.: Просвещение, 2018. – 201 с.
31
19. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться в проблемном
обучении / С.Е. Царева. – М.: Наука, 2017. – 82 с.
20. Чилингирова, Л. Современные проблемы образования / Л.
Чилингирова. М.: Просвещение, 1993. - 291с.