Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которое проведено в данной курсовой работе,
заключается в том, что в современном мире основную часть информации человек
получает из СМИ. Понятие - средства массовой информации, объединяет способы
доведения информации до широкой аудитории. СМИ – это «четвертая власть», которая
формирует, развлекает и, конечно, информирует. Каждый город, микрорайон или посёлок
зачастую обладает своими средствами информации.
Сегодня уверенную позицию в распространении информации занимают телевидение и
интернет, что для печатных СМИ является проблемой. Печатные СМИ пытаются стать
конкурентоспособными с телевидением и интернетом, что приносит значительные
изменения в их работу. Многие печатные издания начинают работать не только в сфере
печати, но и создают собственные сайты.
Глава 1. Основы теории жанров журналистики
1.1. Современная система жанров журналистики
Жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе –
род или вид. Жанр в учебных пособиях описан, как форма, в которой читателю
представляется подготовленный материал. Понятие жанра используется во всех сферах
искусства, а также в журналистской деятельности (эта фраза – логический переход от
жанра вообще к жанрам журналистики).
М.Н. Ким предполагает, что на жанр влияют различные факторы «Жанр зависит не только
от творческих интересов журналиста, но и от особенностей и признаков реальной
действительности» .
Известный российский исследователь А.А. Тертычный, под журналистскими жанрами
подразумевает типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными
признаками. «В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как
правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая
установка (функция) отображения, метод отображения» .
По мнению другого исследователя, Л.Е. Кройчика, который предложил свою
классификацию жанров в журналистике, журналист в написании текста проявляет свой
собственный стиль, следовательно, происходит взаимодействие автора и среды, которое
формирует журналистский жанр.
2
«Текст выполняет свои задачи в том случае, если опирается на доминирующие в нем
жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей: дать оперативную
информацию о происходящем; осуществить необходимый анализ описываемого процесса
– выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию; создать
понятийно-образную картину происходящего. Взаимодействие этих целей в пределах
текста, в конечном счете, дает возможность почувствовать его жанровые пределы» .
Другие исследователи, Г.В. Лазутина и С.С. Распопова, отмечают, что жанр, обычно,
обусловлен историческими факторами и имеет типологические характеристики. Они
описывают жанр, как «род творчества, отмеченный устойчивыми особенностями не
только на уровне продукта творчества (текст), но и на уровне способа деятельности .
В заключении, можно сделать вывод, что жанр – это целостное единство содержания и
формы, на функционирование которого большое влияние оказывают такие объектносубъектные категории, как реальная, исторически обусловленная действительность,
направление и специализация издания, личность автора.
1.2. Жанровая специфика районной газеты
В настоящее время региональная пресса успешно развивается. В небольших городах или
поселениях по понятным причинам местная газета потеснила общероссийские издания.
Районная газета – по определению законодательства РФ – газета, издающаяся и
распространяющаяся на территории района (города), за исключением районных и
городских газет, издающихся в административных центрах субъектов Российской
Федерации, в том числе городах федерального значения.
Отличительный типологический признак периодической печати является географическое
пространство с его системой социальных коммуникаций. По данному признаку
квалифицируются группы общероссийских и региональных газет (последние
подразделяются на издания краевых, областных, городских, районных территориальных
общностей, имеющих статус муниципальных образований) .
Районная газета – это зеркало района. С первых же своих номеров газета рассказывает о
жизни населения района, труде, быте, его жителей, дружбе районов, с честью справляется
с поставленными перед ней задачами. На страницах газеты наряду с подготовленными
журналистами материалами постоянно печатаются статьи читателей, в которых
чувствуется повседневная жизнь района. Газета – это своеобразная народная трибуна.
Глава 2. Специфика жанровой структуры газеты «Чусовский рабочий»
2.1. Медиапаспорт газеты «Чусовский рабочий»
Издание «Чусовской рабочий» – муниципальная районная общественно-политическая
газета. Выходит тиражом 6 000 экземпляров, 2 раза в неделю по средам и субботам. Имеет
формат А3, средний объем 16 полос. Интернет-версия каждого выпуска публикуется на
сайте http://chrgazeta.ru, где можно бесплатно скачать номер в формате PDF.
Учредителем газеты является администрация МО «Чусовской муниципальный район».
Издатель МУП «Редакция газеты «Чусовской рабочий». Газета распространяется по
подписке и также рознично в киосках. Цена в розницу свободная. По цветности
«Чусовской рабочий» комбинированная газета. В издании присутствуют, как цветные, так
и черно-белые полосы.
Основная аудитория газеты состоит из женщин. Газету «Чусовской рабочий» читают
люди, состоящие в браке, имеющие среднее образование, в возрасте 30 лет и старше.
Пенсионеры со средним доходом являются основными представителями социальноэкономического профиля аудитории газеты .
На первой полосе газеты имеется рубрикатор. Например, «Перспектива»,
«Профориентация», «О людях» и другие. Вдобавок имеется тема номера, например,
«Дорога ли ложка к обеду?».
3
Газета "Чусовской рабочий" начала выпускаться с 27 июня 1920 года. Изначально газета
носила название «Работник». Первые выпуски газеты создавались в прямом смысле
коллективно, те, кто обладал информацией, рассказывали более грамотным сотрудникам
о проблемах и заботах рабочего города. Постоянный редактор нашелся лишь к концу 1920
года – им стал А.Д.Кадников, который совмещал этот труд с преподавательской
деятельностью.
Периодичность менялась по мере накопления материалов. Издание с нетерпеньем ждали
на заводе, железной дороге, всюду. Тираж, составлявший 1800 экземпляров, расходился,
можно сказать, ежесекундно. В годы первых пятилеток газета сделала много полезного
для населения.
В 30-е годы газета сменила название на «Штурм», но уже зимой 1936 года она
превратилась в уже знакомый нам «Чусовской рабочий». В годы Великой Отечественной
Войны газета воодушевляла чусовлян на ударный труд. «Всё для фронта! Всё для
победы!» - этой мыслью были проникнуты все печатные издания .
И вот закончилась война, но, тем не менее «Чусовской рабочий» всё также читают от
первой до последней строчки. В нем публиковались материалы о том, как
восстанавливаются разрушенные немцем города и сёла, как напряженно трудятся
предприятия города Чусового, и выдают как можно больше продукции Родине.
Также публикуются первые объявления о показе нового фильма или о выступлении
концертной бригады – это говорит о том, что даже в самое тяжелые годы для страны,
культурная жизнь города не умолкала. До 50-х годов в ряду ответственных редакторов
были «замечены»: А.И. Росляков, М.Н. Ставров, Б.В.Малышев. Тираж мог составлять от
3500 до 5100 экземпляров.
Наступивший 1950 год был объявлен президентом годом литературы. 1 декабря того года
произошло первое заседание легендарного «литературного кружка» в Чусовом.
Именно в 50-х годах редакция получила порядка 1280 писем, в среднем 10-12 писем
каждый день. Газетчики с волнением ждали редакционную почту, что интересного
принесёт она? В абсолютном большинстве письма носили положительный характер, а
отмеченные недостатки устранялись. И это особенно радовало аудиторию газеты.
В 60-е годы произошло становление эпохи экономических преобразований в России. В то
далекое время «Чусовской рабочий» являлся органом городского комитета КПСС.
Неудивительно, что журналисты освещали ударную работу колхозов, металлургического
завода, причём каждого цеха в отдельности, других крупных предприятий района, а также
достижения советской науки.
Кроме материалов профессиональных журналистов, в газете публиковались заметки
работников предприятий. Тираж «Чусовского рабочего» с 1960 по 1963 годы колебался от
8100 экземпляров до 10500, а уже начиная с 1965-го на протяжении четырёх лет тираж
газеты превышал
14,6 тысяч экземпляров. Но в 1969 году тираж резко упал до 6000. Также в 60-е годы в
газете сменилось три редактора: В.П.Певнев, Н.Д.Трошков, З.И.Закалин и некоторое
время заместителем был В.Д.Тымин.
2.2. Система информационных жанров газеты «Чусовский рабочий»
Рассматривая основные жанры, которые используются в газете «Чусовский рабочий»,
можно отметить их выраженное многообразие. Редакторы подходят к выпуску каждого
номера ответственно, четко его структурируя, предлагая читателю публицистические
тексты на любой вкус. В данном параграфе рассмотрим номера газеты «Чусовский
рабочий» с февраля по май 2017 года.
1. Событийная заметка: ярко представлена в номере от 25 мая 2017 года в публикации
«Золотое время» (автор Иннокентий Демьянович): «В понедельник, 22 мая, в школах
нашего города и района прошёл праздник Последнего звонка, который не отмечен на
календаре красным цветом, но его отмечает вся Россия. В жизни каждого из нас есть даты,
4
которые мы особенно бережно храним в своих сердцах. Без сомнения, Последний
школьный звонок в их числе». Данная публикация достаточно большая, она занимает ¼
разворота газеты, но в то же время ее нельзя причислить к какому-то другому жанру,
поскольку ее суть – донести до читателя информацию о прошедшем в городе событии.
2. Такой жанр публицистического текста как аннотация в газете «Чусовский рабочий» не
применяется, судя по результатам анализа номеров за представленный период.
3. В публикации «Бремя первых», которая размещена в номере газеты «Чусовский
рабочий» от 12 апреля 2017 года в виде мини-рецензии, приведено оценочное мнение
автора, которое касается данного фильма: «Чтобы не портить сборы, чиновники
Министерства культуры притеснили в прокате голливудский блокбастер «Форсаж 8». Я
считаю, зря они так. Аудитория у фильмов всё же разная, а в итоге получилось
неспортивно».
4. В виде аналитического отчета представлена в номере от 16 мая 2017 года публикация
«Лето маячит» (автор – М. Косогор). Автор подробно описывает состояние летнего лагеря
для детей, который должен быть готов к приему детей. Отчет наполнен эмоциональной
оценкой автора, например: «Сразу стоит сказать, что масштабных ремонтов корпусов в
нынешнем году не будет: снаружи они вообще не изменятся, а внутри пройдут плановые
работы. Впрочем, это не значит, что детей поселят в запущенные помещения – этого
просто-напросто не допустят специалисты надзорных органов, которые в настоящий
момент пристально следят за ходом подготовки лагеря к старту первой смены».
5. Своеобразный блиц-портрет, но не конкретного лица, а всего населения Российской
Федерации представлен в публикации «Смысл жизни – в работе?», которая содержится в
номере газеты «Чусовский рабочий» от 02 мая 2017 года. Здесь представлены данные
социологического опроса и выявлены основные тенденции, касаемые отношения
российского человека к труду: «Труд, работа и занятость играют важнейшую роль в жизни
наших соотечественников, но «человек труда» образцом для подражания в современном
обществе уже не является. К таким выводам пришли ученые Центра социологических и
Интернет-исследований Научного парка СПбГУ в результате масштабного опроса,
посвященного трудовым ценностям россиян». Таким образом, среднестатистический
россиянин становится главным героем данной публикации.
Заключение
Под журналистскими жанрами подразумевают типы публикаций, объединенных
сходными содержательно-формальными признаками. В современной теории
журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие
жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция)
отображения, метод отображения.
Районная газета – по определению законодательства РФ – газета, издающаяся и
распространяющаяся на территории района (города), за исключением районных и
городских газет, издающихся в административных центрах субъектов Российской
Федерации, в том числе городах федерального значения.
Отличительный типологический признак периодической печати является географическое
пространство с его системой социальных коммуникаций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации № 177-ФЗ «Об экономической
поддержке районных (городских) газет»от 24 ноября 1995 года. URL:
http://www.femida44.ru/biblioteka/zakony-rf/42902-
federalnyj_zakon_ot_aprelja_goda_rossijskaja_federacija_o_vnesenii.html (дата обращения:
10.11.2017)
5
Научная литература:
2. Ким Н.М. Технология создания журналистского произведения СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2001. – 240 с.
3. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учебное
пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-пресс, 2011. –420 с.
4. Пронина Е.И. Психология журналистского творчества. – М.: Издательство
Московского государственного университета, 2003. –350 с.
5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 326 с.
Статьи:
6. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Корконосенко С.Г. Основы
творческой деятельности журналиста. – СПб: Знание, 2000. – С. 125-168
7. Озерцковская А.В., Мартыненко С.В., Бабушкина В.И. Жанровое своеобразие
районной газеты как проблема культурологического исследования // Материалы научнопрактической конференции «Современное состояние российской журналистики в
условиях социально-экономических и культурных преобразований». Секция «Социальные
и гуманитарные науки». – СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 99–110
8. Радомский В.В., Селиверстов П.К. Типология современных журналистских жанров:
проблема классификации и содержания // Российская журналистика. – 2017. – № 12. – С.
100–108
9. Филиппова О.П., Храменко С.В., Чуднова А.А. Принципы жанрового построения
районной газеты в современной медиасреде // Сборник статей Дальневосточного
федерального университета. Вып. 1. Масс-медиа. – Владивосток: Издательство ДФУ,
2018. – С. 52–64
10. Христосова М.С., Кадушкина А.В., Пилипенко В.В. Жанровое своеобразие
журналистской деятельности: проблемы и перспективы // Материалы научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития современной медиасреды».
– Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2017. – С. 39–50
Интернет-источники:
11. Вконтакте: [Электронный ресурс] // Молодежная медиастудия «В теме!», URL:
https://vk.com/club66861233. (Дата обращения: 23.02.2017).
12. Газета «Чусовской рабочий»: [Электронный ресурс] // Контакты. Сотрудники
редакции, URL:
http://old.chrgazeta.ru/index.php?id=32&Itemid=32&option=com_content&view=article. (Дата
обращения: 23.02.2017).
13. Газета «Чусовской рабочий»: [Электронный ресурс]// Выпуск в формате PDF, URL:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fold.chrgazeta.ru%2Fimages%2Fstories%2F
pdf%2F2015%2F6_2801_2015.pdf&name=6_2801_2015.pdf&page=1&c=58b0a75cbfae. (Дата
обращения 23.02.2017).
14. Деловая сеть КОММФИ: [Электронный ресурс] // МУУП «Редакция газеты
«Чусовской рабочий»», URL: http://commfy.ru/company/1447592. (Дата обращения:
23.02.2017).
15. Новый компаньон: [Электронный ресурс] // Газете «Чусовской рабочий» - 95 лет»,
URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-2553936.html. (Дата обращения 23.02.2017).
16. Пермский региональный сервер:[Электронный ресурс]// Периодические печатные
издания, URL: http://www.perm.ru/?id=114187. (Дата обращения 23.02.2017).
17. РекламаОнлайн [Электронный ресурс] // Чусовской рабочий, URL:
http://www.reklama-online.ru/chusovskoy-rabochiy-zakryto-chusovoy/reklama-ceny/. (Дата
обращения 23.02.2017).
6
18. Чусовской рабочий: [Электронный ресурс] // «Остановись, мгновенье!», URL:
http://chrgazeta.ru/news/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2
%D0%B8%D1%81%D1%8C,-
%D0%BC%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/.
(Дата обращения 23.02.2017).
19. Чусовской рабочий: [Электронный ресурс] // Блог редакции. «Время, вперед!»,
URL: http://chrgazeta.ru/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3-
%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%B2%D1
%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F,-
%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B4/. (Дата обращения 23.02.2017).