Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация, которая складывается в данный момент в экономике Российской Федерации, интересует не только финансовых аналитиков и экспертов, но и владельцев крупных компаний, предприятий среднего и малого бизнеса и самых различных организаций. В течение последних нескольких лет российская экономика пережила несколько сильных потрясений – снижение цен на нефть, падение курса рубля, введение санкций и т.д. Все эти события не могли пройти бесследно и оказали сильное негативное влияние на российские предприятия, как малого, так и крупного бизнеса. В сложившейся ситуации всё чаще российские организации прибегают к помощи антикризисных специалистов, которые глубоко исследуют деятельность предприятия, проводя самые различные финансовые анализы показателей деятельности предприятия. Одним из основных анализов, имеющих большое влияние на мнение кредиторов, контрагентов и инвесторов о предприятии, является анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.
Эффективное управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия, оценка их величин являются наиболее значимыми понятиями, которые касаются деятельности предприятия. Чтобы в положенный срок проводить платежи, отдавать средства со счетов, а также расплачиваться по другим своим обязательствам, предприятию необходимо уделять немалый интерес поддержанию ликвидности.
Если предприятие платежеспособно и ликвидно, оно имеет преимущество перед другими организациями в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность и поддерживать свою платежеспособность, свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что важнейшим этапом оценки эффективности деятельности предприятия оценка его ликвидности и платежеспособности. Значимость оценки ликвидности и платежеспособности в процессе управления ликвидностью проявляется и в проведении мониторинга предприятия. Вовремя и справедливо реализованный мониторинг ликвидности способствует незамедлительному реагированию на негативные тенденции в хозяйственной деятельности предприятия.
Целью курсовой работы является изучение управления ликвидностью корпорации.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты управления ликвидностью корпорации;
– провести оценку управления ликвидностью
Объект исследования - АО "Казанское моторостроительное производственное предприятие"/
Теоретической основой курсовой работы является учебная и монографическая литература, статьи российских и зарубежных авторов в периодических изданиях по проблемам ликвидности и платежеспособности предприятия.
Информационной основой исследования выступают данные финансовой отчетности АО "Казанское моторостроительное производственное предприятие" за (2020-2021 гг.).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность ликвидности
Изучением ликвидности предприятия, занимаются как отечественные, так и зарубежные авторы. Рассмотрим ряд определений, характеризующих данное понятие.
Любушин Н. П. считает, что ликвидность — это способность организации быстро выполнять свои финансовые обязательства, а при необходимости и быстро реализовать свои средства [14].
По определению Ковалева В.В. ликвидность — это свойства активов хозяйствующего субъекта, а именно мобильность, подвижность, заключающаяся в их способности быстро превращаться в деньги [12, с.214].
Филимонова К. считает, что «позиция, согласно которой ликвидность - это способность банка отвечать по своим обязательствам, вызывает несогласие, так как понятие «ликвидность» является более широким и его отождествление с термином «платежеспособность» не верно» [20, с. 29].
Из изложенного выше следует вывод, что понятия платежеспособности и ликвидности очень похожи, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. Тогда как ликвидность характеризует текущее состояние расчетов и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на платежную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем и наоборот [9].
Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния предприятия является его платежеспособность.
В теории и практике анализа различают:
- долгосрочную платежеспособность - способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе;
- текущую платежеспособность (ликвидность) - способность предприятия своевременно и в полном объеме отвечать по своим краткосрочным обязательствам, используя при этом оборотные активы.
Ликвидность характеризует степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку платежных обязательств. Следует отметить, что ликвидность является внутренней характеристикой баланса [25, с. 29].
Ликвидность оценивается по данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, учитывая при этом характеристики ликвидности оборотных средств данного конкретного предприятия, т.к. в разных сферах деятельности некоторые группы активов имеют разную ликвидность. Сам анализ ликвидности баланса заключается в сравнении значений показателей по активу, сгруппированных по степени их ликвидности в порядке ее убывания, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения в порядке возрастания сроков [9].
Степень ликвидности того или иного актива определяют промежутком времени, в течение которого производится трансформация неликвидов в наиболее ликвидные активы, то есть денежные средства. Чем быстрее это происходит, тем выше ликвидность данной группы активов. Главным признаком при оценке ликвидности служит формальное стоимостное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами. Организации стремятся как можно больше увеличить разницу данных показателей в сторону увеличения активов, этот критерий соответствует благоприятному финансовому состоянию организации с точки зрения ликвидности. Уровень ликвидности оценивают при помощи специальных показателей - коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных активов и краткосрочных обязательств [12].
Структура активов и капитала организации влияет на ликвидность её баланса, также своё влияние оказывает состояние оборотных активов и источников их формирования. Для того, чтобы провести предварительную оценку ликвидности организации привлекаются данные бухгалтерского баланса. Данные, отражаемые в 1 и 2 разделе баланса, характеризуют величину текущих активов в конце отчетного периода (года). Сведения о краткосрочных обязательствах предприятия содержатся в 5 разделе баланса [7].
Степень ликвидности предприятия может быть выражена в той или иной мере, в силу того, что текущие активы состоят из самый разнородных оборотных средств, среди которых имеются как легко реализуемые, так и труднореализуемые. Существует несколько условий для положительного экономического развития организации и, соответственно, его ликвидности:
- наличие у него достаточного количества денежных средств и резервов;
- возможность получения дополнительных денежных средств при минимальной или доступной плате за них на случай дополнительных затрат или при неизбежных спадах [24, с. 86].
Стоит обратить внимание на то, что финансовые результаты могут зависеть от того, на каком этапе развития находится предприятие в данный момент. На разных этапах предприятие может иметь разные предпочтения в постановке цели дальнейшего развития, это может быть нацеленность на ликвидность или на рентабельность.
Нацеленность на повышение рентабельности несет в себе риск проявления неплатежеспособности, а следовательно, снижение ликвидности, если же предприятие ставит своей задачей повышение ликвидности, то это может повлечь за собой аналогичный риск падения рентабельности. При грамотном управлении финансовыми ресурсами на первом месте должна стоять ликвидность предприятия. А правильная сбалансированность потребности и наличия денежных средств в обороте дает организации возможность повысить свою рентабельность.
Недостаточная ликвидность предприятия для его собственников означает снижение показателей прибыли, частичную или полную потерю различных вложений капитала, а также вероятность потери контроля над финансами.
Недостаточная ликвидность несет опасность и для кредиторов организации, для них такая ситуация означает задержку в погашении суммы долга и процентов, в худшем случае - полную потерю вложенных кредитором средств.
Плохое текущее состояние ликвидности хозяйствующего субъекта влияет на его деловые отношения с поставщиками сырья и клиентами. Недостаточная ликвидность выражается в риске неспособности данного предприятия выполнить обозначенные условия контракта в назначенный срок. Это может привести к расторжению контрактов и в прекращении деловых отношений с партнерами данной организации. Именно поэтому ликвидности предприятия придается такое глобальное значение.
1.2 Методы управления ликвидностью корпорации
Ликвидность компании показывает, достаточно ли у нее ликвидных активов, чтобы вовремя погасить обязательства перед кредиторами. Ликвидность актива – это его способность быстро превращаться в деньги с минимальной потерей рыночной стоимости. Денежные средства обладают абсолютной ликвидностью. Остальное имущество компании условно делят по степени ликвидности [10, с. 113]:
- на быстрореализуемое – ценные бумаги, финансовые вложения, запасы сырья и готовой продукции, непросроченная дебиторская задолженность;
- медленнореализуемое – машины, оборудование, недвижимость и другие внеоборотные активы;
- неликвидное – имущество, которое компания не использует в основной деятельности из-за его непригодности. Например, готовая продукция, утратившая товарный вид и потребительские свойства; запасы сырья с истекшим сроком годности; не подлежащее ремонту оборудование; замороженное незавершенное строительство.
Чтобы сгруппировать активы по уровню ликвидности, учитывают не только статью баланса, к которой они относятся. Анализ имущества проводят исходя из фактического спроса на рынке и прогнозного срока продажи. Чем меньше такой срок, тем выше ликвидность.
Оценка ликвидности дебиторской задолженности может понадобиться при расчете показателей платежеспособности. В частности, коэффициента текущей ликвидности. Его значение от 1,5 до 2 свидетельствует о достаточной степени ликвидности компании. Однако если рассмотреть детально показатели, участвующие в расчете этого коэффициента, то может выясниться обратное.
К примеру, к ликвидным активам относят краткосрочную дебиторскую задолженность. Но половина этой дебиторской задолженности – просроченные долги, в том числе долги, которые невозможно взыскать или сделать это очень трудно. Отсюда ошибка – считать ликвидными активами всю сумму краткосрочной дебиторской задолженности. Ее нужно скорректировать – вычесть те самые просроченные или трудновзыскиваемые долги. И только потом пересчитать показатель ликвидности.
Несмотря на то что товарно-материальные ценности принято относить к группе низколиквидного, медленно реализуемого имущества, при оценке их ликвидности изучают по отдельности каждый актив и рассчитывают прогнозный период возможной реализации. Этот период и определяет их фактическую ликвидность.
В зависимости от сферы деятельности компании принадлежащие ей запасы будут существенно отличаться, а значит, и уровень их ликвидности тоже будет разным.
Например, запчасти для сельхозтехники или же полуфабрикаты для химпроизводства нелегко сбыть на открытом рынке, отсюда говорить о высокой ликвидности товара не приходится.
Если же запасы представлены высококачественными товарами, востребованными на рынке, то можно судить о высокой степени ликвидности этих активов.
Производственные запасы. В составе этого имущества могут быть совершенно разные активы, в том числе трудно и быстро реализуемые. Например, мелкие запчасти, спецодежда, различные расходные материалы в зависимости от состояния могут быть востребованы на рынке и реализованы оперативно. А опасные химические растворы, уникальные комплектующие изделия, пищевые ингредиенты в случае срочной необходимости оперативно сбыть по рыночной стоимости не получится. Понадобится время, чтобы найти покупателя на эти не универсальные активы.
Нередко в составе производственных активов учитывают такие запасы, как животные на выращивании и откорме. Допустим, телята. Скорость их реализации и уровень ликвидности определяются текущей ситуацией на рынке и спросом на них.
Готовая продукция и товары. Эти активы, как правило, самые ликвидные из всех запасов. Исключение – специализированное производство по уникальному заказу товаров, востребованных в узкой сфере. Такую продукцию можно продать только определенным покупателям, а если они откажутся от сделки, потребуется время на поиск замены.
При оценке ликвидности товаров стоит сразу разделить их на два вида. Первый – отгруженная продукция, право собственности на которую не перешло к покупателю. Второй – те товары, что находятся на складе компании. Соответственно, первые можно отнести к более ликвидным, потому как компания ожидает оплату за них. А по вторым, прежде чем давать оценку ликвидности, нужно детально рассмотреть их состав. Если они более или менее универсальны, их можно оперативно продать чуть ниже рыночной стоимости, если специфичны, придется потратить время на поиск покупателя.
Незавершенное производство. Если в составе этих активов есть полуфабрикаты собственного производства, которые могут быть востребованы на рынке, к примеру, среди компаний с аналогичным профилем, то период их продажи будет недлительным, а значит, и уровень ликвидности можно оценить как средний.
Оценку ликвидности внеоборотных активов проводят по отдельности: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и доходные вложения в материальные ценности.
Формируют фактическую оценку ликвидности имущества компании, когда провели анализ всех существенные активов баланса и их распределили корректно по группам ликвидности в соответствии со спросом на рынке и прогнозным сроком сбыта.
К примеру, в первой группе останутся абсолютно ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Их можно сразу направить на погашение задолженности.
Во второй группе будут активы, которые компания может реализовать в течение месяца или двух. Среди них может быть часть запасов – готовая продукция, дебиторской задолженности со сроком оплаты не более двух месяцев, основных средств – универсальное оборудование и автомашины, нематериальных активов.
В третьей – медленно реализуемые активы, которые можно продать не раньше чем через два–шесть месяцев. В их составе может быть часть основных средств – здания, сооружения, земельные участки, спецтехника, дебиторская задолженность со сроком погашения от двух до шести месяцев, НДС и часть запасов, за исключением тех, что вошли во вторую группу ликвидности.
В четвертой – труднореализуемые активы, продажа которых может затянуться свыше шести месяцев и до нескольких лет. В их числе может быть указана долгосрочная дебиторка, объекты основных средств, чья продажа затруднена из-за специфичности и отсутствия спроса на рынке.
Организация анализа ликвидности и платежеспособности экономического субъекта включает следующие этапы [17, с. 86]:
1. Сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида анализа).
2. Оценку достоверности информации (как правило, с использованием результатов независимого аудита).
3. Обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности).
4. Расчет показателей структуры финансовых отчетов (вертикальный анализ).
5. Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов (горизонтальный анализ).
6. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность).
7. Анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения).
Ликвидность и платежеспособность компании анализируют по трем коэффициентам: абсолютной, быстрой и текущей ликвидности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019)//Собрание законодательства Российской Федерации, № 50, 12.12.2011, ст.7344
2. Приказ Минфина России № 66н от 2 июля 2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г. № 18023) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 35, 30.08.2010
3. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
4. Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ М.А. Вахрушина, 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 432 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978–5–9558–0436–1
5. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2019. - 400 c.
6. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.П. Гарнов – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 365 с.
7. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 506 c.
8. Дорман, В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Н. Дорман–Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2021.– 108 c.
9. Евдокимова, Н.П. Роль ликвидности в анализе деятельности предприятия [Текст] / Н.П. Евдокимова, Д.В. Кузнецов // Евразийский научный журнал. - 2021. - №5 (май). - С. 80-83
10. Канке, А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 288 с.
11. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко. – 6–е изд. – М.: Новое знание, 2021. – 526 с.
12. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2021 - 365с.
13. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 800 с.
14. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. [Текст]: учебное пособие. / ред. Н. П. Любушин; - М.: Юнати-Дана, 2020. - 471 c.
15. Романова, А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2019. - 176 c.
16. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с. – (Среднее профессиональное образование)
17. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2019. – 237 с.
18. Слободняк И.А. Влияние оборачиваемости активов и обязательств на платежеспособность организации / И.А. Слободняк, Э.В. Грозина, Т.Л. Быкова // Известия ИГЭА. - 2021. - №1. - С. 51-59.
19. Финансы предприятий: учебник для вузов по эк. спец./ Н.В. Колчина – М.: ЮНИТИ–ДАНА. – 2018. с. – 427 с.
20. Филимонова-Арутюнова К. К. Управление ликвидностью: дис. канд. экон. наук : 08.00.10 / Филимонова-Арутюнова Карина Константиновна. - Ростов н/Д, 2019. - 269 с.
21. Фридман, А.М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: Учебник для бакалавров / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2019. - 464 c.
22. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: Юнити, 2019. - 439 c.
23. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. – М.: Инфра–М, 2021. – 254 с.
24. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 648 c.
25. Юдин, Р. А. Моделирование оценки ликвидности и платежеспособности предприятия/ Р. А. Юдин, Л. С. Соколова // Справочник экономиста. - 2021. - № 5. - С. 9-17.