Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Память является необходимым условием для формирования индивидуальности личности. В процессе различной деятельности в памяти человека откладываются новые материалы, обогащается его опыт и знания о мире. Под влиянием условий жизни, образования и обучения память накапливается и изменяется в процессе развития.
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных навыков. Именно в начальном школьном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, и ухудшение речи может существенно препятствовать развитию детей и определенных уровней памяти. В процессе запоминания в мозге воспроизводятся специальные обработанные материалы. Сравнительная характеристика закономерностей развития речи и памяти у начальных школьников, как правило, позволит определить, влияют ли речевые нарушения на процесс их формирования и развития, а также найти правильную форму их развития и коррекции, тем самым избегая возможных трудностей, связанных с усвоением программ начальной школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
1.1 Основные термины и содержание навыков запоминания у младших школьников
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенные следы, которые сохраняются, фиксируются и копируются при необходимости. Память - это основа навыков человека. Это условие для обучения, приобретения знаний, формирования навыков и умений. Без памяти никакое развитие невозможно.
Учёный Р.С. Немов определяет память как способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Все живые существа обладают памятью, но наивысшего уровня своего развития достигают люди, развивающиеся в этом направлении. Человек обладает речью как мощным средством памяти, способом хранения информации в виде текста и различных видов технических записей. У людей есть три типа запоминания образной и вербальной информации, которые гораздо более продуктивны: произвольная, логическая и опосредованная память [17, с. 23-64]. Р.С. Немов выделил несколько видов памяти:
1. Мгновенная;
2. Недолговечная;
3. Оперативная;
4. Долговременная.
По характеру участия воли различают непроизвольные и произвольные виды памяти. Также выделяют отдельные виды памяти в соответствии с тремя основными критериями:
1. В соответствии с характером мыслительной деятельности память подразделяется на моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2. В зависимости от характера цели деятельности: непроизвольная и произвольная;
3. На время фиксации и сохранения материалов (относительно их роли и места в деятельности): краткосрочные, долгосрочные и деловые.
Многие исследователи подчеркивают важность вербальной памяти и развития детской логики. П.П. Блонский отметил, что механическая память используется только на повторение и семантические функции, которые основаны на установлении запоминания семантических понятий [2, с. 32-41].
1.2 Формирование навыков запоминания словарных слов у младших школьников посредством мнемотехники на уроках
Индивидуальные различия в памяти проявляются в особенностях ее процесса, то есть в том, как разные дети запоминают и воспроизводят слова. Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.
Таким образом, проблема исследования формирования навыков запоминания словарных слов позволяет раскрыть онтогенез памяти. Постоянное расширение кругозора, сложность деятельности и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками привели к количественным и глубоким качественным изменениям, которые меняют воспоминания детей.
Начиная с раннего детства, существует несколько направлений в процессе развития детской памяти. Во-первых, со временем прямая память становится опосредованным использованием, связанным с активным и сознательным использованием различных техник и мнемонических средств запоминания. Во-вторых, механическая память постепенно дополняется и заменяется логикой.
Память является основой всего обучения и необходимой предпосылкой для любой творческой деятельности детей. По словам П. П. Болонского, в процессе развития дети осваивают четыре последовательных этапа памяти: движение (привычки памяти), эмоции, метафору и речь. В то же время каждый из этих видов памяти не заменяется, а дополняется другим, увеличив возможности хранения и воспроизведения информации [8, с. 12-35]. Когда человек взрослеет, память является необходимым условием интеллектуального развития ребенка, в том числе и речи [8, с. 98-112].
Ю. Л. Коломинский и З. М. Истомина в своих исследованиях показали, что память младших школьников в основном непроизвольная. Это означает, что дети часто не ставят перед собой сознательных целей запоминания словарных слов. Любая форма памяти и воспроизведения начинает формироваться в середине начального школьного возраста на уроках и включает в себя несколько этапов этого развития. На первом этапе ребенку назначаются только задачи по запоминанию. Технологии запоминания дети не изобретают сами. На втором этапе дети постепенно учатся понимать, использовать материалы в целях запоминания [13, с. 12-35].
А.Н. Белоус указывал, что основной причиной мнемотехники младших школьников является непроизвольный переход от них к произвольным формам [18, с. 184-197]. Постепенно непосредственная и непроизвольная память становится сложной и сознательно регулируемой деятельностью, которая опирается на специальные методы обработки материалов памяти. Ребенок принимает назначение памяти, осознает это и начинает идентифицировать себя с другими.
Понимание предназначения памяти стимулирует сознательный поиск методов повышения эффективности запоминания на уроках. Первоначальный метод запоминания очень примитивен: повторение инструкций за взрослыми, произнесение материалов шепотом и т.д. В будущем появляются более сложные методы запоминания: средства, требующие способности создавать новые связи и структуры (в качестве вспомогательных средств могут использоваться изображения, графические символы, визуальные модели и слова). После этого начинается развитие произвольной логической памяти.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Методология и организация экспериментального исследования
База исследования: в исследовании принимали участие 10 учащихся 1 класса МОУ «СОШ 30» города Вологда (10 человек – экспериментальная группа, 10 человек – контрольная группа)..
Цель исследования: улучшить формирование навыков запоминания словарных слов посредством мнемотехники учащихся.
В рамках решения постановленной цели исследования были использованы следующие методики:
Тест «10 слов».
Цель: изучение особенностей речеслуховой памяти учащихся.
Стимульный материал: набор из десяти односложных или двусложных словарных слов, не связанных по смыслу:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Процедура проведения: читать слова медленно и четко.
Обработка и анализ данных:
10 баллов – ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.
8–9 баллов – ребенок назвал 8–9 слов в правильной последовательности с первого раза.
6–7 баллов – ребенок назвал 6–7 слов в правильной последовательности с первого раза.
4–5 баллов – ребенок назвал 4–5 слов в правильной последовательности с первого раза.
2–3 балла – ребенок назвал 2–3 слова в правильной последовательности с первого раза.
0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 1 слова.
Оценка результатов во всех методиках будет одинаковой:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7 баллов – средний.
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых. Здесь результат зависит от количества повторений словарных слов для правильного выполнения задания.
Методика «Запомни рисунки».
Цель: выявить отклонения развития в запоминании словарных слов у детей.
Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
2.2. Результаты экспериментального исследования запоминания учащимися словарных слов посредством мнемотехники на уроках русского языка
Проведем анализ на примере двух методик, изложенных выше: тест «10 слов» и методика «Назови слова».
Для обработки данных был использован стандарт Пирсона X2. Х2emp=7,39. Критическое значение Х2cr 0,05=5,991, а Х2cr 0,01=9,210.
Х2emp>Х2kr0.05, следовательно, гипотеза о наличии различий в уровне развития запоминания у контрольной и экспериментальной групп подтвердилась.
Через час детей снова попросили воспроизвести слова в правом ряду. Результаты исследования объема устной и логической долговременной памяти с использованием теста «10 слов» отражены в таблице 2.2.
Х2emp=8,25. Критическое значение Х2cr 0,05=5,991, а Х2cr 0,01=9,210.
Х2emp>Х2kr0,05, следовательно, подтверждается гипотеза о том, что существуют долгосрочные различия в уровне развития вербальной памяти и логики у школьников контрольной и экспериментальной групп (гипотеза принята на уровне значимости р=0,05).
Таким образом, среди детей экспериментальной группы 40% детей показали низкие результаты, 60% были умеренными, а 0% - высокими. Дети контрольной группы: 13,3% были низкими, 46,7% - средними и 40% - высокими (см. рис. 2.3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста наблюдаются различные виды нарушений памяти. В частности, эти «пробелы» выражаются в запоминании и воспроизведении вербальной информации. Исследования показали, что мнемотехника связана с речью, поэтому существуют специфические нарушения памяти.
С целью диагностики нарушений речи и логической памяти было проведено экспериментальное исследование по характеристикам школьников младшего возраста в целом. В ходе исследования был сделан вывод, что по сравнению с контрольной группой школьники с экспериментальной группой имеют меньший объем вербально-образной памяти. Это может быть продемонстрировано более низким количественным показателем выполнения задачи воспроизведения речевого стимула.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
2. Арбекова, Н. Е. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2018. - 64 c.
3. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в школе / Т.Ю. Бардышева. - М.: Скрипторий, 2019. - 250 c.
4. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование школьников / Л.И. Белякова. - М.: Логос, 1991. - 213 с.
5. Блонский, П.П. Избрание педагогических и психологических сочинений / П.П. Блонский.- М.: Логос, 1979. - 366 с.
6. Власенко, И.Т. Особенности словесно-логического мышления взрослых и детей / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 183 с.
7. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий первого класса. Развитие речи / В.Н. Волчкова. - Москва: Огни, 2016. - 83 c.
8. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в младшем школьном возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Нова, 1979. - 366 с.
9. Гербова, В. В. Развитие речи в первом классе / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 420 c.
10. Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей / Г.С. Гуменная. - М., 1978. - 415 с.
11. Джеймс, У. Память в детей / У. Джеймс; под ред. В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998. - 816 с.
12. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у школьников / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 80 c.
13. Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в школьном возрасте / З.М. Истомина. - М.: Логос, 1967. - 253 с.
14. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей школьников 6-7 лет / С.И. Карпова. - М.: Речь, Сфера, 2018. - 144 c.
15. Коноваленко, В. В. Обучение грамоте детей школьного возраста с правильным звукопроизношением / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014. - 48 c.
16. Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития / С. Миронцева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 523 c.
17. Немов, Р.С. Психология: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 688 с.
18. Русланова, Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет / Н.С. Русланова. - М.: АРКТИ, 2015. - 32 c.
19. Серова, Л. Г. Формирование памяти у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2013. - 384 c.
20. Фигередо, Э.Л. Психолого-педагогическая характеристика школьников / Э.Л. Фигередо. - М.: АПН, 1989. - 117 с.