Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Происходит совершенствование организации транспортной деятельности и обслуживания. В результате увеличения туристопотока появились новые виды туризма, которые требуют внедрения новых организационных методов, форм и средств. Так, во многих странах существуют и успешно работают самостоятельные транспортные организации, единственной деятельностью которых является обслуживания туристов в путешествии; также создаются специальные транспортные подразделения в структуре самих туристических предприятий. Ярко выраженной тенденцией является установление тесных связей между транспортными и туристическими организациями для достижения оптимальной координации их усилий в обслуживании туристов. Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и моровой экономики. Одним из ведущих факторов развития туризма является организация транспортных путешествий.
Велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом.
Транспорт обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными странами.
Транспорт обеспечивает свободу и быстроту передвижения туристской группы, расширяет ее возможности для активного знакомства с краем, позволяет сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. Пользуются автомобильным транспортом миллионы людей, но далеко не все из них, кто совершает поездки по дорогам, являются туристами. Стремление познать свою и другую страну, узнать новое об их истории, культуре, природных достопримечательностях, архитектурных памятниках, обменяться впечатлениями с товарищами – все это отличает туриста от автолюбителя.
Объектом исследования является Россия.
Предмет исследования – транспортные путешествия и транспортные средства в России.
Целью курсовой работы является классификация транспортных путешествий и транспортных средств.
Задачи:
-рассмотреть теоретические основы классификации транспортных путешествий и транспортных средств;
-исследовать развития современного состояния транспортных путешествий в туризме России.;
-проанализировать развитие транспорта на российском туррынке;
-создать туристский продукт.
Данная курсовой работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы классификации транспортных путешествий и транспортных средств
1.1. Понятие и сущность транспортных путешествий
Транспорт — одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. Он обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производительных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей к источникам сырья и районам потребления продукции.
Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок.
Транспорт — самостоятельная отрасль хозяйства, которая по характеру своей деятельности занимает промежуточное положение между отраслями производственной и непроизводственной сфер. Виды пассажиропотоков по своей сущности скорее тяготеют к отраслям непроизводственной сферы. Однако преобладание в общем объеме транспортных перевозок значительных затрат на их перемещение предопределило включение транспорта в состав отраслей производственной сферы.
В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн человек, на него приходится свыше 10% всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает чуть ли не треть услуг, оказываемых населению.
Транспорт является ведущим фактором развития туризма. В решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена как внутри страны, так и за ее пределами, в использовании свободного времени трудящихся страны роль транспорта неоценима.
Развитие транспорта и туризма - тесно взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Общепринятым является факт, что современный туризм достиг значительного уровня развития во многом благодаря использованию транспорта. Начало кардинальным изменением в транспортной системе было положено созданием железной дороги и открытием регулярного пароходного сообщения. Автомобильный и авиационный виды транспорта, которые появились позже сделали еще большее влияние на дальнейшее развитие туризма. Много иностранных и отечественных ученых исследуют формирование взаимоотношений между транспортом и туризмом. Так, российский исследователь В.Б. Сапрунова прямо связывает развитие туризма с изменениями на транспорте, называя последние революционными в связи с изобретением парохода и паровоза, а также расширением сети дорог в Европе [5].
Высокие темпы развития туризма в период после Второй мировой войны на прямую связаны с научно-техническим прогрессом в области транспорта. Разработка современных авиалайнеров и начало их массового использования вызвало настоящий «бум» в пассажирских перевозках. У людей появилась возможность побывать в разных уголках планеты, преодолевая значительное расстояние за короткий промежуток времени.
При исследовании взаимосвязи в системе «туризм - транспорт» обычно уделяют больше внимания роли и значению транспорта как решающему фактору в развитии туризма. Этому есть логичное обоснование:
• транспорт существовал как отдельная отрасль экономики к появлению потребности в туризме и превращение ее в социальную потребность;
• транспорт может функционировать отдельно и независимо от туризма, в то время как обратное невозможно;
• туризм находится в сильной зависимости от хорошего состояния и функционирования транспортной системы, чем пассажирский транспорт от туристического развития;
• эволюция на транспорте создала основные предпосылки для «освобождения» туриста от транспортной зависимости - единственный парадокс, который стал реальностью с появлением личных автомобилей и совершенствование отдельных параметров транспортной системы.
Прогресс в транспорте появился причиной не самого появления туризма, а высоких темпов его развития, структурной трансформации и новых качественных характеристик данного явления. Это стало возможным благодаря:
• совершенствованию качества пассажирских транспортных средств (скорости, безопасности, комфорта, экономичности);
• существенному увеличению провозной способности пассажирского транспорта;
• созданию объективных условий для уменьшение себестоимости и цены транспортных услуг.
В результате отмечаются изменения в мировой транспортной системе, которая достигла исключительно высокого степени массовости и демократизации туристического движения. Сегодня для транспорта практически не существует препятствий для организации посещения любого уголка нашей планеты. Больше того, в пределах суток можно преодолеть любое расстояние на Земном шаре.
Однако существуют и обратные зависимости в системе «туризм-транспорт».
Признана роль туризма как стимулятора социально-экономического развития в полной мере относится и к такой важной отрасли экономики как транспорт. Обратное влияние туризма на развитие транспорта начал особенно проявляться в годы после второй Мировой войны, когда произошли значительные изменения в объеме, динамике и структуре туристического потока как в национальном, так и международном масштабах.
Сегодня туризм считается одним из главных факторов, которые определяют спрос на пассажирские перевозки в мире. Данный вывод основывается на следующих обстоятельствах:
• в течение последних десятилетий отмечается преимущественный рост туристических поездок в сравнении с поездками, совершаемыми с не туристическими целями;
• появилась ярко выраженная тенденция непрерывного увеличения относительной доли остановок в путешествии в рамках его общей продолжительности;
• увеличиваются поступления от туристической поездки, что является стимулом для работы пассажирского транспорта;
• доля транспортных расходов в общем бюджете туриста на поездку в наше время колеблется от одной четверти до двух третей [4].
Таким образом, высокие темпы роста туристических путешествий, значительная их доля в общем объеме перевозок, увеличение подвижности туристов, осуществляющих прямое действие на развитие транспорта.
В рамках мирового сообщества конкретный результат данного воздействия можно рассмотреть в таких ракурсах:
• Наблюдается количественное рост отдельных составляющих материальной базы всех видов пассажирского транспорта, которые приспосабливаются к удовлетворению потребностей туристов: идет строительство судов и самолетов большой мощности, двухэтажных вагонов и автобусов; увеличивается пропускная способность санитарно-технических сооружений на транспорте; в туристических центрах вводятся в строй новые и реконструируются действующие аэропорты и железнодорожные вокзалы, морские и речные пристани.
• Происходит качественное совершенствование подвижного состава и стационарных транспортных сооружений. Ориентация на потребности туриста приводит к изменениям в транспортной системе, которые складываются преимущественно в увеличении технико-эксплуатационной скорости пассажирских транспортных средств, сокращении времени путешествия, улучшении интерьера и качества обслуживание в транспортных средствах, совершенствовании их конструкции согласно требованиям туристов (расширении возможностей зрительного обзора, ограничении шума от работы двигателя, вибрации, удобств размещения в салоне), обеспечении повышенных мер безопасности движения.
• Рост туристопотока вызвал к жизни применение таких форм обслуживания, как комбинированные транспортные услуги по формуле «поезд + автомобиль», «поезд + автобус + судно», «самолет + автомобиль», «судно + самолет» и т.д. Участилось также проведение различных акций, применяемых транспортными компаниями для поощрения туристов, и специальных мероприятий в рамках транспортной тарифной политики, главная цель которых заключается в привлечении клиентов на тот или иной вид транспорта, формирование новых туристических потоков или эффективное их перераспределение по направлениям и периодам года [8].
Кроме позитивного взаимодействия между транспортом и туризмом существуют также и противоречия. Конфликты, как правило, связанные с проблемами опозданий в конкретную местность, концентрацией транспортных потоков и перевозочных средств по направлениям и периодам времени, недоразумениями между работниками транспортных средств и туристами в оживленных туристических центрах, дорожно-транспортным случаев и др. С целью недопущения противоречий между транспортными и туристическими организациями необходимо оптимизировать их деятельность согласно изменениям в предпочтениях современных туристов.
1.2. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
Транспортные путешествия – это путешествия туристов (отдельно или группами) по путевкам на транспортных средствах разных видов по заранее утвержденным маршрутам. Существует несколько классификаций транспортных путешествий по ряду основных признаков.
По типу маршрута выделяют следующие виды транспортных путешествий:
1) железнодорожное;
2) морское;
3) речное;
4) автобусное;
5) авиационное;
6) прочие виды.
По виду транспорта выделяют следующие виды транспортных путешествий:
1) поезд;
2) автобус;
3) самолет;
4) теплоход, паром, яхта, лодка;
5) мотоцикл, велосипед;
6) воздушный шар, дельтаплан.
По сезонности выделяют следующие виды транспортных путешествий:
1) круглогодичные;
2)3) разовые.
По виду трассы маршрута выделяют следующие виды транспортных путешествий:
1) линейное;
2) кольцевое;
3) радиальное;
4) комбинированное.
По продолжительности путешествия выделяют следующие виды транспортных путешествий:
1) кратковременные;
2) типа уик-енд;
3) многодневные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основная литература
1.Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
2.Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2017. — 528 с.
4. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
5. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
6. Гуляев В.Г. Туристские перевозки. /В.Г Гуляев– М.: Финансы и Статистика, 1998. – 368 с.
7.Духовный В. И. Мотели и кемпинги. - /В.И.Духовный М. : Стройиздат, 1975- 164 с
8. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
9.Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации/ М.А.Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2018.- 105 с.
10. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. — 288 с.
11.Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
Интернет-ресурсы:
12. Автомобильный туризм. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://autotour / Проверено 12.05.2022.
13. Всё про караванинг и автомотели. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://autohouse/. Проверено 17.05.2022.
14. Интересные места в Ростове-на Дону. Электронный ресурс]. Режим доступа.URL:http://votpusk.ru. Проверено 17.05.2022.
15. История возниковения автотуризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://historyauto. Проверено 17.05.2022.
16. Общая характеристика автомобильного туризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog Проверено 17.05.2022.
17. Организация плановых автомобильных путешествий. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.skitalets.ru/ . Проверено 12.05.2022.
18. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.gumer.info/Travel/sokol/14.php. Проверено 12.05.2022.
19.Обзорная экскурсия в Ростове на Дону[Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://iprofi.travel.ru.Проверено 17.05.2022.
20. Отель «Зведа» 3*. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.zvezda.ru/. Проверено 22.05.2022
21.Популярные маршруты по России автотуристов. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.chitalkino.ru/ Проверено 12.05.2022.
22. Развитие автомобильного туризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.inhelp.me Проверено 10.05.2022.
23.Состояние автомобильного туризма в России. Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://sostoyanieautotour.ru( Проверено 12.05.2022
24. Теория и исследования рынка автомобильного туризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://book3.infotel.ru/ Проверено 12.05.2022.