Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лидерство представляет собой главнейший элемент качественного управления. Лидерство можно встретить везде, где есть общность людей, тесно взаимодействующих друг с другом. Термин «лидер» обозначает «ведущий», «вождь». Кажется, что термин прост, но на самом деле за ним кроется огромное количество характеристик и применение их на практике.
Среди организаций, имеющих и не имеющих лидера, конечно, в плюсе всегда будет та, которая имеет лидера .
Рассмотрим историческое возникновение проблем лидерства. Откуда началось исследование лидеров? Ранее лидерство изучалось только на основании биографии великих людей. Приводились в систему характерные для личности черты. Теория «великого человека» (Е. Боргатт и др.) говорит о том, что если выполнять одинаковые группы задачи с тождественной целью, если при этом будут одни и те же условия, когда члены группы дают наивысшие оценки, то это и есть лидер.
Глава 1 Сущность лидерства в структуре менеджмента
1.1 Сущность и стили лидерства. Решетка лидерства Блейка — Моутона
Лидерство – это не руководство. Последнее предполагает контролирующую функцию в большей степени, когда отношения построены на принципах господства и подчинения.
Значимость лидерства в управлении компанией определяет тему влияния лидерства на само управление. Лидерством важно уметь управлять. Важно выявлять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных и создавать институт лидерства в компании .
Теория лидерских стилей говорит о том, что существует несколько стилей руководства:
1) Автократичный;
2) Либеральный;
3) Стиль, сосредоточенный на работе;
4) Стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный стиль предполагает управление, базирующееся на том, что потоки информации и процесс принятия выводов должны управляться верхом иерархии в управлении организацией. Это, конечно, демонстрирует неверие руководства в компетентность и добросовестность персонала. Или этот стиль может быть спровоцирован сложным положением организации, когда от руководителя требуется быстрое принятие решений.
Автократическое лидерство предполагает, что лидер сохраняет и активно поддерживает власть над окружающими, укрепляя отношения зависимости. Члены социальной группы не могут принимать участие в решениях. Такой лидер сам принимает решения, даже если они не всегда являются эффективными.
Основные черты личности авторитарного лидера – амбициозность, доминирование, категоричность, грубость, негативное отношение к критике, проявление агрессии, жестокости .
Основные способы проявления власти в таком случае – это страх и вознаграждение.
Недостатки авторитарного стиля лидерства:
1) Нежелание подчиненных лидеру испытывать сильное воздействие в виде принуждения;
2) Присутствие скрытых межличностных и трудовых конфликтов;
3) Падение производительности в работе по причине чувства беспомощности перед лидером и неудовлетворенности трудом.
У таких лидеров часто встречаются частые прогулы подчиненных. Такой стиль эффективен в случае, когда нужно выполнение рутинной работы в стабильных условиях. Такой стиль широко применим в военных организациях, где существует строгая субординация и дисциплина.
Авторитарный стиль лидерства часто применяется в ситуации кризиса, когда нужно быстро принять решение, единолично взять на себя ответственность за решение. В этих ситуациях жесткое тотальное контролирование и четкость в системе коммуникаций – действенны по сравнению с недостатками самого лидерства.
Демократичный стиль управления говорит о том, что управление организации – это задачи, которые обсуждаются большим количеством коллег. Руководитель вмешивается в процесс минимально, но проверяет результат. Если координация действий сотрудников недостаточна, то перераспределение задач носит неясный для них характер.
Есть и ситуационные теории лидерства, согласно которым лидер появляется тогда, когда складываются определенным образом время, место и обстоятельства.
В ситуационных теориях лидерства, когда говорят об эффективном стиле самого лидера, учитывают следующие факторы:
1) Характер поставленной цели;
2) Фактор самой личности;
3) Учитывается особенность общества или группы и сложившихся в ней коммуникаций;
4) Берется во внимание социальный статус человека и пр.
1.2 Транзакционное и трансформационное лидерство. Лидерство как служение
Транзакционное лидерство, как следует из его названия, рассматривает лидерство как отношения, основанные на транзакциях между лидером и последователями. Основой такого лидерства является ряд сделок: вознаграждение, наказание, взаимность, обмен (экономический, эмоциональный и физический) и т. д.
Транзакционные теоретики утверждают, что люди в целом стремятся к максимизации приятного опыта и уменьшению неудовлетворительного опыта. Когда транзакционный лидер предоставляет работу подчиненным, то они полностью отвечают за нее, вне зависимости от того, имеют ли для этого достаточное количество ресурсов или возможностей осуществить задуманное.
Когда дела идут плохо, то подчиненный считается лично виноватым и наказывается за провал (как и вознаграждается за успех в обратном случае).
Иногда данное лидерство сводится к следующей упрощенной схеме: «Я возглавляю эту организацию, плачу вам и говорю вам, что вам нужно делать. Вы в ответ делаете то, что я вам говорю, эффективно и хорошо, и организация будет процветать». Часто лидеры в молодежных организациях практикуют именно транзакционное лидерство .
Трансформационное лидерство смотрит на отношения между лидером и последователями по-другому: главная задача не заставить, а вдохновить последователей превзойти свои собственные интересы ради блага организации. Чаще всего такие лидеры встраивают ценности, надежды и потребности последователей в стратегию развития организации, формируя на их основе ценности организации, а затем поощряют людей следовать этой стратегии и этим ценностям.
1.3 Руководство и лидерство: различия. Функции лидерства
Эффективный лидер и руководитель – это не одно и то же. Каждая организация – это отличительное сочетание личностей, мотивов и задач каждого.
В таблице 1 мы показали различия между руководителями (менеджерами) и лидерами.
Эффективное управление организацией – это умелое соединение в одном человеке качества лидера и руководителя. Но часто на крупных предприятиях еще прежнего, советского стиля управления, встречается, наоборот, «заорганизованность», когда руководители больше проявляют контролирующих и диктаторских функций.
В XXI веке лидеры соответствуют новой реальности, оказывают влияние на сотрудников и нацеливают на достижение целей, усиливают их мотивацию.
Глава 2 Стратегия лидерства Стива Джобса в «Аpple»
2.1 Характеристика компании «Аpple»
«Придумывать нечто замечательное, что способно изменить жизнь» - это миссия компании «Эппл», которую произносил С. Джобс.
«Эппл» отлична тем, что ее маркетинговая политика уже многие годы противопоставляет себя остальным компаниям в ее же сфере. Центром идеологии Эппл является «инаковость».
Apple является американской компанией, одним из первых лидеров на рынке компьютеров. Главный офис располагается в Калифорнии, основная же часть продукции производится на крупных заводах других компаний.
Фирма Apple Computer была основана 1 апреля 1976 года Стивом Джобсом, Роном Вейном (бывшими сотрудниками Atari) и Стивом Возняком (Hewlett-Packard). В начале 2007 года компания сократила свое название и стала просто «Эппл».
Стив Возняк и Стив Джобс вместе учились в колледже в 1970-х годах. Оба интересовались электроникой и хотели оставить след в истории. Возник больше был изобретателем и исследователем, а Джобс – финансистом.
Предполагается, что жизнь крупной компании равна 50 годам. К такому возрасту компания или становится банкротом, или прибегает к слиянию/поглощению с другими компаниями.
Но есть исключения. Apple находится также в этом списке. В 2018 году капитализации компании стала выше 1 трлн долл. Причиной тому были и успешный маркетинг, и сильная команда дизайнеров, и удачные технологии. Но какое-то время компания была на грани банкротства.
За свое существование «Эппл» прошла все фазы развитии. Она рождалась, умирала, но смерть была клинической.
Рассмотрим подробно жизненные циклы компании «Эппл».
Первые пятьдесят компьютеров Apple I собирались прямо в гараже родителей С. Джобса. Здесь мы видим крайне много работы, а будущее компании было неопределенным . Бизнес-процессы не прописаны, они менялись по несколько раз в день. Здесь все держалось на стремлении собственников убеждать, на харизме. Компания еще являлась небольшой, все сотрудники знали друг друга лично. Первые работники компании знали лично Джобса.
На данной стадии, если есть сотрудники, не верящие в проект, они быстро уходят. Это был Рональд Уэйн, который продал свою долю спустя 12 дней после основания за 800$ и еще 1500$ получил за отказ от претензий. На сегодняшний день ему бы принадлежало 10 процентов от компании (90 млрд долл). Преодолев первую фазу, компания приобретает определенность, становится устойчивость и начинает расти.
2.2 Влияние личности и лидерства Стива Джобса на выход «Аpple» из кризиса
Рассмотрим влияние личности и управленческих методов Джобса на выход «Эппл» из кризиса.
Какие управленческие методы, инструменты и техники применял в своей работе Джобс? Прежде всего, следует сказать об одаренности Джобса .
Одаренность представляет собой такое качество, которое присуще психике. Именно направленность личности, система ценностей личности инициируют развитие способностей и определяют то, насколько будет развита одаренность.
У Джобса было сложное детство. Думаем, что на становление его личности повлияло многое, в том числе и детство.
Джобс использовал в своей работе несколько методов принятия управленческих решений. Джобс любил «креативить». К примеру, он любил гулять и устраивать мозговые штурмы одновременно. Это способствовало снятию как напряжению в теле, так и разблокировке креативных идей.
Насколько это применимо сейчас? На наш взгляд, это интересный подход к решению многих вопросов. Почему не устраивать такие совещания – на пробежке, прогулке? Или периодически выезжать со своей командой на спортивные мероприятия, где заниматься не только обсуждением проблем и вопросов отдела и компании, но и спортом?
Джобс любил медитировать. Он утверждал, что в обычном своем состоянии ум только приносит беспокойство человеку. Важно уметь успокаивать ум, для открытия креатива и нестандартных идей. В таком случае открывается интуиция, а ум начинает видеть ясно и концентрировано, личность находится в моменте «здесь и сейчас». Творчество Джобса во многом развивалось благодаря медитативным техникам .
Многие крупные компании, проектируя строительство офисов сейчас, обязательно в план закладывают комнату «снятия стресса» - это может быть комната для медитаций, комната для спорта (тренажеры, беговые дорожки, комната для бокса и др). Это, на наш взгляд, на сегодня крайне актуально, поскольку современный человек, офисный работник мегаполиса находится в перманентном стрессе. Важно уметь «распознавать» моменты усталости, снимать напряжение, что накапливается или создается в рабочем процессе или в течение дня. Важно сохранять свой ресурс и вовремя восполнять его. Об этом и говорил Джобс – важно сохранять свое душевное равновесие. Если человек постоянно находится в стрессе, это приводит к эмоциональному выгоранию. Человек начинает болеть, терять здоровье. Современная управленческая наука учитывает эти моменты, эффективный руководитель заинтересован в том, чтобы его сотрудники сохраняли свое здоровье – как психическое, так и физическое.
Заключение
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
1 Лидером является человек, который в организации обладает определенным статусом личности и он же оказывает сильное влияние на мнение и поведение людей, находящихся рядом с ним.
Лидерство – это характеристика, присущая социальному влиянию. Лидер выдвигает определенных участников общения к тому, чтобы они достигали конкретных целей. Лидер влияет на активность группы в достижении целей, на мотивацию каждого участника.
2 Теория лидерских стилей говорит о том, что существует несколько стилей руководства:
1) Автократичный;
2) Либеральный;
3) Стиль, сосредоточенный на работе;
4) Стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный стиль предполагает управление, базирующееся на том, что потоки информации и процесс принятия выводов должны управляться верхом иерархии в управлении организацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Владимирова Т., Лидер должен быть сильным // Управление персоналом. — 2019. — № 40 (548). — С. 57-60
2) Джобс С., Стив Джобс о бизнесе: 250 высказываний человека, изменившего мир. — Москва : ООО "Альпина Паблишер", 2016.
3) Добровольская Н., Какие лидеры побеждают? // Управление персоналом. — 2019. — № 14 (522). — С. 13-16
4) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2020. — 317 с.
5) Езрахович А., Лидерство - командная ответственность // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 6. — С. 16-21
6) Есина Л., "Меняемся на работе. Мышление и развитие лидера в современном мире". Дженнифер Гарви Бергер // Управление персоналом. — 2021. — № 6 (610). — С. 35-42
7) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2020. — 278 с.
8) Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 381 с.
9) Константинова И., Психология лидерства // Управление персоналом. — 2019. — № 39 (547). — С. 33-44
10) Котляров, И. В. Спортивный хедхантинг: социологический анализ / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Проблемы управления. – 2020. – № 2. – С. 103 –111
11) Кузес Д. М. Вызов лидерства. — М.: Юрайт, 2020. — 428 с.
12) Кузьмина Т. В. Эффективное манипулирование поведением человека. — М.: Дашков и К°, 2019. — 145 с.
13) Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.: Эксмо, 2020. — 236 с.
14) Молоканов М., "Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников – это настойчивость" // Управление персоналом. — 2020. — № 15 (571). — С. 50.
15) Монахов А., Сейчас все бизнесмены сталкиваются с проблемой, как объединить команду // Управление персоналом. — 2020. — № 41 (597). — С. 5-9.
16) Ойстачер Е., Почему людям нужен вожак // Управление персоналом. — 2020. — № 19 (575). — С. 49-52.
17) Пуляева В. Н., Трансформация феномена лидерства в цифровой среде управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 7. — С. 101-111
18) Селендеева О., Успех компании не зависит от стиля управления // Управление персоналом. — 2020. — № 17 (573). — С. 27-30
19) Сианфрани Ч., Лидер организации будущего // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 6. — С. 8-14
20) Спурнова Т., Любое решение – это всего лишь гипотеза, которую нужно тестировать // Управление персоналом. — 2020. — № 29 (585). — С. 13-18.
21) Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. — М.: Юрайт, 2019. — 322 с.
22) Торосян А., Честность перед командой должна быть обязательно // Управление персоналом. — 2020. — № 29 (585). — С. 5-12.
23) Тринько В., Успешные лидеры воплощают в жизнь стратегию и ценности компании // Управление персоналом. — 2019. — № 39 (547). — С. 13-20
24) Янг Д. С., IКона. Стив Джобс. — Москва : Эксмо, 2010.