Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Успешное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективности банковского сектора. В условиях конкуренции, глобальной финансовой интеграции и универсализации банковской деятельности ключевым фактором эффективности деятельности банка является способность реагировать на действия конкурентов и оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Каждое предприятие любого общества стремится получить как можно больше дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и снизить затраты на производство и реализацию продукции, снизить себестоимость продукции. Снижение затрат приводит к увеличению прибыли на единицу продукции.
Кризисные явления подчеркнули необходимость повышения роли экономического анализа в управлении банком. Традиционно используемые подходы к оценке эффективности деятельности банка через показатели прибыльности банковских операций и показатели финансовой устойчивости на сегодняшний день оказались недостаточными для определения потенциала коммерческого банка для успешного функционирования на рынке. В то же время задача определения эффективности деятельности, даже если она будет успешно решена, позволит нам получить лишь ориентировочную картину состояния банковского сектора, не позволяя определить потенциал дальнейшего существования и успешного функционирования банков в условиях растущей конкуренции и продолжающаяся концентрация капитала
Для того чтобы принимать оптимальные управленческие и финансовые решения, необходимо знать свои затраты и, прежде всего, понимать информацию о производственных затратах. Анализ затрат помогает выяснить их эффективность, определить, не будут ли они чрезмерными, проверить качество работ, правильно установить цены, регулировать и контролировать затраты, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Экономический анализ - это углубленное изучение экономических явлений на предприятии, то есть выявление недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению хозяйственной работы и управлению производством, активное влияние на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.
В условиях сложной экономической нестабильности для предприятия становится все более важным точное, полное выявление и предотвращение неоправданных затрат, которых можно было бы избежать.
Цель работы заключается в анализе финансовой политики управления расходами (затратами) ПАО "Сбербанк".
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
-рассмотреть сущность и классификацию затрат;
-изучить процесс управления затратами;
-исследовать методические основы планирования и анализа затрат;
-дать организационно-экономическую характеристику ПАО «Сбербанк»;
-проанализировать политику управления затратами в ПАО "Сбербанк";
-разработать предложения по оптимизации затрат в ПАО "Сбербанк".
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования – управление затратами организации.
В работе были использованы следующие методы исследования: статистический, аналитический, метод математического моделирования.
Глава 1 Теоретические аспекты управления расходами
1.1 Сущность и классификация затрат
Затраты организации - это сумма определенных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и маркетинговой деятельности. Затраты-неизбежное явление, они доступны каждому юридически учрежденному бизнесу. Но они различны для каждого из них в отдельности и зависят от экономической компетентности руководства и финансовых служб, которые планируют объем деятельности и, следовательно, объем затрат [20].
Все затраты в зависимости от их направленности и способа обучения могут быть классифицированы по следующим критериям.
1. затраты играют абсолютно иную роль в формировании себестоимости продукции, работ, услуг [7].
Основные затраты напрямую связаны с технологическим и производственным процессом, с помощью которого производится определенный объем товаров и услуг общественного и иного потребления. Например, к ним относятся затраты на производство сырья, материалов, топлива и энергии, используемых для производства, или создание условий для этого. Кроме того, основными расходами являются заработная плата сотрудников организации, поскольку они производятся регулярно, то есть на постоянной основе, и производятся для выполнения определенных работ или оказания услуг [11].
Накладные расходы связаны с обеспечением производственного процесса и его организацией, созданием благоприятных условий труда. Это так называемые цеховые и заводские затраты.
2. в зависимости от того, к чему относятся эти расходы, они могут быть:
- прямые-представлены затратами на приобретение и распределение материальных ресурсов и выплатами работникам заработной платы и премий. Можно сказать, что прямые затраты являются неотъемлемой частью основных средств, поскольку они снова обеспечивают производственный процесс в виде сырья и рабочей силы;
- косвенные, которые напрямую связаны с производством различных видов продукции [1].
3. по степени однородности затраты делятся на:
-простые затраты, то есть однородные. Они проводятся в соответствии с направлением деятельности предприятия и включают в себя все затраты на закупку и поставку необходимых факторов производства на склады предприятия, а также оплату фактора " рабочая сила»;
- комплексные затраты-это затраты всех производственных подразделений и отделов организации в целом [27].
4. на момент возникновения все затраты организации можно разделить на 3 вида:
-нынешние. Они выполняются непосредственно в течение текущего периода, т. е. в то время, когда фактически происходит производственный процесс или другие виды деятельности. Этот тип затрат является прямой основой для будущего планирования работ;
- будущие расходы - это расходы, которые организации придется нести в будущем. Их можно спрогнозировать с помощью рыночного анализа факторов производства и рынка товаров и услуг, динамики цен на них;
-кроме того, для удобства устанавливаются бизнес-модели деятельности: они основаны на объединении ранее полученных данных (т. е. анализе всех предыдущих расходов) для составления прогноза, с помощью которого организация может предположить структуру предстоящих расходов и, соответственно, принимать определенные решения [17].
1.2 Процесс управления затратами
В современных условиях система управления затратами через свои функции выступает в качестве основной информационной базы управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основная цель этой системы - подготовка информации для принятия оперативных и перспективных управленческих решений. Если обобщить высказывания современных авторов о содержании, целях и задачах управления затратами, то их можно свести к следующим тезисам [15].
В нынешних условиях основная цель создания системы управления затратами состоит в том, чтобы определить цену, которую покупатель согласился бы заплатить за определенный набор товаров и услуг, и изучить возможность продажи этих товаров и услуг. наборы по этой цене. Оптимизация финансового результата за счет максимизации прибыли. При этом детально изучается основная цепочка факторов прибыли: затраты — производство — прибыль [5].
Принимать обоснованные управленческие решения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [23].
Миссия:
1.Определите роль управления затратами как фактора улучшения экономических результатов.
2.Определение затрат по основным бизнес-функциям и производственным подразделениям компании.
3. расчет необходимой величины затрат на единицу продукции, работ, услуг.
4.разработка нормативной базы для представления информации о затратах для принятия экономических решений.
5. Выбор системы управления затратами, адаптированной к условиям работы компании [19].
Функции
1.прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, расчет производственных затрат, планирование и учет постоянных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.
2.Контроль и анализ затрат по различным направлениям, сегментам, продуктам, единицам, отклонений от норм и смет, динамики показателей.
3.генерировать количественную и качественную внутреннюю информацию для использования в оперативном управлении экономической деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.
4.выявление резервов снижения себестоимости на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия [9].
Если говорить о другой стороне управления, а именно об институциональных аспектах управления затратами, то главный вопрос здесь заключается в следующем: создать независимую службу управления затратами на каждом уровне организационной структуры хозяйствующего субъекта или наделить дополнительными полномочиями в области управления от затрат к существующим менеджерам [21].
Рисунок 1 - Процесс управления затратами хозяйствующего субъекта [13].
Основными элементами системы управления затратами являются объекты управления затратами (то есть уровень, формирование и структура затрат), технология управления затратами (внедрение процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими затратами и прогнозируемыми затратами) [2].
Субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами), субъекты управления затратами (индивидуальные особенности состояния затрат: соблюдение предельных значений ФОТ, затрат на сырье и материалы и т. д.) [22].
Организация системы управления затратами требует комбинированного применения структурного и процедурного подходов к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Суть процессного подхода заключается в том, что всю финансово-экономическую деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы [8].
Основные бизнес-процессы включают непосредственное создание продукта или услуги, их продажу и доставку потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение сырьем и другими материальными ресурсами, производство различных видов продукции, обеспечение экспорта продукции, маркетинг и продажу продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание [25].
1.3 Методические основы планирования и анализа затрат
Эффективное управление затратами предприятия основано на процессах планирования и анализа затрат на продукцию (услуги).
Целью планирования затрат (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечение необходимых темпов роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов [6].
При составлении плана затрат необходимо решить следующие задачи:
- стоимостной анализ производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;
- определены возможности и размеры снижения производственных затрат в плановом году по сравнению с предыдущим периодом;
- расчет себестоимости основных видов производимой продукции;
- были выявлены нецелевые расходы и приняты меры по их устранению.;
- определяется рентабельность видов производства и производства;
- было оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на разработку производства новой продукции;
- создание базы для разработки оптовых или розничных цен;
- разработаны меры по улучшению взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия [24].
План затрат на производство состоит из следующих разделов: смета производственных затрат (составленная по экономическим статьям); себестоимость производства всей реализуемой и реализуемой продукции; ожидаемая себестоимость отдельных товаров; расчет снижения себестоимости реализуемой продукции по технико-экономическим факторам [14].
Планирование производственных затрат осуществляется с целью выявления и использования имеющихся резервов для снижения производственных затрат и увеличения коммерческих доходов компании. План затрат на производство разрабатывается после разработки производственной программы, плана технического и организационного развития производства, плана работ [4].
Оценка производственных затрат - это сводный расчет, который суммирует затраты на производство и продажу продукции. Необходимо увязать план затрат с другими разделами плана-прогнозом социально-экономического развития предприятия. Оценка затрат-это, можно сказать, планирование затрат [18].
Себестоимость продукции-важный качественно-оценочный показатель, комплексно характеризующий работу организации, эффективность использования всех видов ресурсов.
Следовательно, анализ производственных затрат является актуальным исследованием для всех организаций.
Этот анализ позволяет выявить резервы снижения издержек предприятия, определить влияние факторов на их рост. Исходя из этого, можно оценить работу организации, определить возможности повышения эффективности использования материальных, людских и денежных ресурсов, а также выявить резервы снижения производственных затрат [16].
С помощью анализа затрат можно обеспечить своевременное, полное и надежное измерение, контроль использования ресурсов в процессе производства и реализации продукции, что позволяет повысить эффективность предприятия и его конкурентоспособность [10].
Чтобы анализ производственных затрат дал наиболее полный и достоверный результат, необходимо применить метод, подходящий для конкретной организации.
В современной отечественной литературе существует множество методов анализа производственных затрат [26].
Рассмотрим в таблице наиболее популярные методы и шаги российских экономистов и с точки зрения эффективности применения дадим сравнительную оценку каждому из них [3].
Методы анализа производственных затрат российских экономистов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Методики анализа себестоимости продукции российских экономистов
Автор Этапы анализа
Пугачева М.А. [12]. анализ затрат на один рубль продукции
анализ себестоимости сравнимой продукции
анализ себестоимости по статьям и элементам затрат
анализ прямых материальных затрат анализ прямых трудовых затрат
Бондина Н.Н. [3]. анализ затрат на один рубль продукции анализ себестоимости сравнимой продукции
анализ прямых материальных затратанализ прямой заработной платы
анализ косвенных затрат
анализ затрат по центрам ответственности
Якупов И.Ф. [27]. анализ затрат на рубль товарной продукции
анализ себестоимости продукции в динамике
анализ себестоимости важнейших изделий (отдельных сравнимых видов продукции)
анализ прямых материальных и трудовых затрат
анализ косвенных затрат
Дмитриева А.С. [6]. анализ состава и структуры затрат
анализ себестоимости конкретного вида продукции
анализ окупаемости затрат
Сташкова К.И. [19]. анализ затрат на рубль продукции
анализ общих показателей себестоимости продукции
Из таблицы видно, что существующие методы анализа себестоимости продукции отличаются последовательностью этого анализа, этапами и набором показателей.
Таким образом, вышеупомянутое исследование было проведено по теоретическим аспектам управления затратами на предприятии.
Глава 2 Исследование затрат предприятия на примере ПАО «Сбербанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк»
ПАО Сбербанк - крупнейший банк России и СНГ с самой широкой сетью подразделений, предлагающий весь спектр инвестиционных банковских услуг. Учредителем и основным акционером ПАО Сбербанк является Центральный банк Российской Федерации, которому принадлежит 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция; более 40% акций принадлежат иностранным компаниям. Около половины российского рынка частных депозитов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредит в России приходится на ПАО Сбербанк.
История Сбербанка России начинается с именного указа императора Николая I от 1841 года о создании сберегательных касс, первая из которых была открыта в Санкт-Петербурге в 1842 году. Полтора столетия спустя — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс был создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения-Сбербанк СССР, который также работал с юридическими лицами. В состав Сбербанка СССР входило 15 республиканских банков, в том числе российский Республиканский Банк.
В настоящее время, несмотря на исключительное качество обслуживания в большинстве офисов (за исключением услуг для VIP-клиентов), банк лидирует не только по активам, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц (более 1 млн). На рынке частных вкладов ПАО Сбербанк является монополистом — контролирует 45% рынка (основная доля вкладов «физиков» приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Следует отметить, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дополнительное сокращение доли рынка, занимаемой Сбербанком, в значительной степени способствует развитию системы страхования вкладов и увеличению размера страхового возмещения. Через ПАО Сбербанк зарплату получают около 11 млн человек, пенсии — 12 millions.la Банк выпустил более 30 миллионов пластиковых карт, количество установленных банкоматов превышает 19 000. численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2019 года составила более 233 000 человек.
Основные виды банковской деятельности:
1. корпоративный бизнес.
2. розничная торговля.
3. операции на финансовых рынках.
Организационная структура - это совокупность подразделений банка, которые выполняют возложенные на них функции. Целью организационной структуры является управление деятельностью банка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Арутюнян, Ю.И. Некоторые вопросы управления затратами предприятия // Молодой ученый. - 2021. - С. 109-112.
2.Бикбулатова, М.Н. К вопросу об управлении затратами на предприятии // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 4-1 (81-1). - С. 555-558.
3. Бондина, Н.Н. Управление затратами. Учеб. пособие - Пенза, 2021 – 347с.
4.Гомонко, Э.А. Управление затратами в системе обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2021. - № 2 (63). - С. 167-173.
5. Дегальцева, Ж.В. Сравнительная характеристика методов затрат. - Научный журнал КубГАУ, - 2018. - №1 - С.1010-1020
6.Дмитриева, А.С. Совершенствование системы управления затратами предприятия - Пермь, 2020. – 246 с.
7.Замураева, Л.Е. Управление затратами. Управление ресурсами - Тюмень, 2021 - 197с.
8.Клейман А.В., Чернышова Н.А. Экономическое содержание понятия «Управление затратами» // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - С. 31-33.
9.Кузина, А.Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. № 6-7. - С. 198-200.
10.Мамедова, В.В. Актуальные проблемы управления затратами предприятий в современных экономических реалиях – М.: Крокус, 2021. - 267 с.
11. Подгорная, А.Г., Тюрев, В.К. Основные функции управления затратами // Матрица научного познания. - 2021. - № 3. - С. 171-175.
12. Пугачева, М.А. Управление затратами предприятия – М.: Крокус, 2021. – 244 с.
13. Путятина, Л.М. Управление затратами предприятия в современных финансовых условиях // Новая наука. - 2021. - № 2. - С. 139-141.
14. Рева, З.Я. Управление затратами предприятия // Символ науки. - 2018. - № 4. - С. 145-147.
15.Роднова, И.С., Василевский, А.В. Управление затратами как элемент эффективного управления предприятием // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 3-2 (80-2). - С. 725-727.
16. Сазонова, А.В. Анализ и управление затратами экономического субъекта // Экономика и социум. - 2021. - № 1-2 (32). - С. 512-515.
17. Словеснова, А.Д. Процессный подход к управлению затратами // Academy. - 2021. - № 5 (20). - С. 68-72.
18. Сорокина, К.О. Управление затратами в компании // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 3. - С. 70-74.
19. Сташкова, К.И. Управление затратами предприятия – М.: Наука, 2019. - 236 с.
20. Таурбаев, М.Е. К вопросу об управлении затратами предприятия – М.: Наука, 2019. – 339 с.
21.Трубчанинова, Е.А. Значение управления затратами для стратегического развития предприятия - Самара, 2020. – 193 с.
22. Федотова, Г.А., Мясникова, С.В. Теоретико – методологические подходы к управлению затратами предприятия – М.: Крокус, 2021. - 265 с.
23. Хатков, М.А., Ордынская, М.Е. Роль учета затрат в управлении организацией // Научный альманах. - 2021. - № 6-1 (32). - С. 105-107.
24. Чернов, В.А. Управление затратами – М.: Глобол, 2019 – 257с.
25.Шахманова Г.Д. Затраты на производство и реализацию продукции и их контроль / Таврический научный обозреватель. - 2018. - № 3 (8). - С. 68-71.
26. Штофер, Г.А., Бошкова, В.Е. Управление затратами на предприятии // Инновационная наука. - 2021. - № 4. - С. 223-224.
27. Якупов, И. Ф. Принципы и методы управления затратами - ОмскГАУ, 2019. – 131 с.
28. Официальный сайт ПАО «Сбербанк» - https://www.sberbank.ru/