Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к одному из самых сложных разделов русского языка обусловлено тем, что объектом синтаксиса как области языкознания являются механизмы языка - фонетические, морфологические и др., обеспечивающие переход от языка к речи, способы формирования заявлений.
Синтаксис занимается производством речи. Стремление шире привлекать синтаксические знания при обучении русскому языку обусловлено тем, что изучение синтаксиса способствует пониманию отраженных в языке связей и отношений, существующих между явлениями действительности, и особенностей их восприятия человеком. К сожалению, школьная традиция зафиксировала такое положение, при котором основной практической задачей изучения синтаксиса является формирование пунктуационных навыков и умений на основе его понимания (синтаксис изучается постольку, поскольку он служит для овладения пунктуацией).
А. Ю. Купалова по этому поводу справедливо отмечает, что «так называемая орфография... поэтому стала распространенным и довольно устойчивым явлением... так как по русскому языку легче контролировать успеваемость на основе овладения орфографией...»
Если пунктуационная норма касается только расстановки знаков препинания, чаще встречаются отклонения от синтаксической нормы (в предложении, в предложении, в тексте). При овладении теми или иными грамматическими конструкциями русского языка учащиеся сталкиваются с трудностями трех видов - формальными, смысловыми и употребительными, причем, как показывает опыт, функциональные трудности нередко превышают формальные и смысловые трудности.
Владение грамматической структурой – это умение использовать ее в спонтанной речи в соответствии с выраженным смыслом. Именно поэтому на современном этапе развития лингвистической науки, когда формальные и даже структурно-семантические подходы к описанию синтаксических единиц оказались недостаточными, возрос интерес к функциональной стороне языковых единиц, толкованию некоторых языковых явлений. актуализировался с точки зрения функциональной лингвистики и функциональной составляющей в изучении синтаксических единиц. Наш интерес к словосочетанию и грамматической основе предложения обусловлен тем, что существуют объективные трудности при их изучении в школе. Они связаны со сложностью и противоречивостью синтаксических явлений, особенностями синтаксических отношений между компонентами грамматической основы предложения, его функционированием. Осознанное и систематическое усвоение связей и законов построения словосочетаний, свойств слов необходимо для развития связной речи учащихся.
Согласно широкому толкованию, разделяемому, например, В.П. Сухотина, А. Н. Гвоздева, предложение рассматривается как любое сочетание знаменательных слов, выражающих отношения согласования, подчинения и предикации. Близкое понимание фразы связано с именем В.В. Виноградова, который считает предложение сочетанием двух и более значимых слов. Эту точку зрения принимают многие ученые. Ограниченное толкование фразы разделяет Н.Н. Прокопович, Н.С.Валгина, В.П.Малащенко, Е.Н.Ширяев, П.А. Лекант и многие другие.
Цель работы: изучить теоретические основы изучение словосочетании в школе
Предмет – процесс изучение словосочетании в школе
Объект – способы изучение словосочетании в школе
Задачи:1) Изучить историю термина словосочетания
1) Проанализировать изучение в ВУЗе
3) Рассмотреть изучение словосочетания в современной школе
4) Проанализировать УМК по изучения словосочетаний в школе
Методы: Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников.
ЧАСТЬ 1.ПОНЯТИЕ О СЛОВОСОЧЕТАНИИ
1.1 История термина словосочетания
Проблема предложения давно привлекала внимание российских лингвистов. В ранних грамматических работах основным содержанием синтаксиса было учение о «словесном составе», то есть о сочетании слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А.Х. Востоков (1831) дает довольно подробное описание системы предложений в русском языке. Однако в работах К.С.Аксакова, Ф.И. Буслаева, Н.И. Греча, Н.И. Давыдовой, Н. П. Некрасова, Г. П. Павского проблема предложения отошла на второй план с середины XIX века, основным предметом синтаксиса было предложение.
Интерес к проблеме словосочетаний возродился в конце 19 в., а сама проблема стала центральной в системе языкознания Ф. Ф. Фортунатова и его учеников. Фортунатов рассматривал синтаксис как учение о предложении, а предложение рассматривал как один из видов предложения. Эти взгляды нашли отражение в работах А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» .
В ряде учебников и учебных пособий для гимназий и средних школ предложение стало рассматриваться как отдельная от предложения пара смысловых и грамматически связанных слов.
Интересно толкование приговора А.А. Шахматов «Предложение есть такое сочетание слов, которое образует грамматическую единицу, что обнаруживается зависимостью одних этих слов от других». По Шахматову, синтаксис предложения касается прежде всего второстепенных членов предложения в их отношении к главным членам или по отношению друг к другу, тогда как синтаксис предложения касается главных членов предложения в их отношении к главным членам предложения. предложения или по отношению друг к другу. Предложение тоже предложение, но предложение полное, а остальные предложения характеризуются как неполные. Предложения делятся на два типа: самостоятельные, в которых главенствующее слово выступает в самостоятельной форме (подлежащее двусоставного предложения или главный член предложения в одной части плюс грамматически родственное слово), и зависимые, где господствующее слово доминирующее слово появляется в зависимой форме (все остальные предложения).
Как показывают эти рассуждения Шахматова, словосочетания выделяются предложением. Сочетание подлежащего и сказуемого не входит в число пар, составляющих предложение, поэтому грамматическая связь между двумя главными членами изучается в синтаксисе предложения.
Начальный период изучения приговора связан с именем М.В. Ломоносова, который в «Русской грамматике» (1755 г.) описал правила «состава» частей речи на основе их синтаксических свойств. А. Х. Востоков продолжил изучение синтаксиса и назвал его учением о предложении. В «Русской грамматике» (1831 г.) он дал подробное описание системы предложений в русском языке, различая аккорд и контроль, учитывая грамматические и лексико-семантические факторы, выделяя глаголы и существительные, образующие замкнутый смысловой ряд, и проверяя падеж формы имен.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгазина, Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений / Н. Н. Алгазина; под ред. В. А. Добромыслова. ― М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 2018. ― 120 с. ― (Педагогическая библиотека учителя).
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. ― 20-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2011. ― 319, [1] с.: ил.
3. Баринова, М. Ю. Грамматизация семантики компонентов составного сказуемого: автореф. дис. … канд. филол. наук [Электронный ресурс] / М. Ю. Баринова; МГОУ. ― Москва, 2011. ― Режим доступа: http://www.avtoref.mgou.ru/ar/ar719.doc (Дата доступа 28.08.2022)
4. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. ― Режим доступа ― http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html(Дата доступа 28.08.2022)
5. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб пособие для вузов / Т. М. Воителева. ― М.: Дрофа, 2016. ― 319, [1] с.
6. Дмитриева, М. Ю. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. «Русский язык. 8 класс» / М. Ю. Дмитриева. ― 2-е изд., стереотип. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2011. ― 142, [2] с. ― (Серия «Учебно-методический комплект»).
7. Дрягин, В. А. Словосочетание в 8 классе: от повторения к изложению / В. А. Дрягин // Русский язык в школе и дома. ― 2018. ― № 6. ― С. 20―23.
8. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе / А. В. Дудников. ― М.: Просвещение, 2017. ― 304 с.
9. Зайцева, Н. А. Словосочетания и простые предложения. Виды сказуемых. [Электронный ресурс] / Н. А. Зайцева. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201303802 (Дата доступа 28.08.2022)
10. Кулаева, Л. М. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс» / Л. М. Кулаева. ― 2-е изд., стереотип. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2011. ―223, [1] с. ― (Серия «Учебно-методический комплект»).
11. Кулаева, Л. М. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс» / Л. М. Кулаева. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2018. ― 158, [2] с. ― (Серия «Учебно-методический комплект»).
12. Купалова, Н. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса / Н. Ю. Купалова. ― М.: Педагогика, 2014. ― 159 с.
13. Курочкина, М. В. Связь слов в словосочетании [Электронный ресурс] / М. В. Курочкина. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201102408 (Дата доступа 28.08.2022)
14. Лазуткина, Е. М. Синтаксическая связь / Е. М. Лазуткина // Русский язык в школе и дома. ― 2018. ― № 8. ― С. 1―4.
15. Николина, Н. А. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. ― Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/index.htm (Дата доступа 28.08.2022)
16. Петрова, О. Ю. Психологические и лингвистические аспекты усвоения учащимися средней школы сведений о словосочетании [Электронный ресурс] / О. Ю. Петрова. ― Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/2018-02-17-05-23-58/55-2018-05-05-20-07-27/352--4-------- (Дата доступа 28.08.2022)
17. Программно-методические материалы: Русский язык. 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. ― 5-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2018. ― 320 с.
18. .Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. М. 2014г.
19. Программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской. М.2012г.
20. Программа по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой. М.2014г
21. Рубаева, А. А. Изучение синтаксических понятий в школе: словосочетание и предикативный центр предложения [Электронный ресурс] / А. А. Рубаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. ― 2018, №73-2. ― Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sintaksicheskih-ponyatiy-v-shkole-slovosochetanie-i-predikativnyy-tsentr-predlozheniya (Дата доступа 28.08.2022)
22. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 18-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2011. ― 286, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
23. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 6-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2018. ― 368 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
24. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 14-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2020. ― 316, [4] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
25. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 13-е изд., перераб. ― М.: Дрофа, 2020. ― 285, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
26. Русский язык: Практика: сб. задач и упражнений: учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / сост. А. Ю. Купалова. ― 2-е изд. ― М.: Просвещение, 2013. ― 256 с.: ил.
27. Русский язык: Практика: сб. задач и упражнений: учеб. пособие для 8–9 кл. общеобразоват. учеб. учреждений / сост. Ю. С. Пичугов. ― М.: Просвещение, 2015. ― 224 с.
28. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ― 27-е изд. ― М.: Просвещение, 2020. ― 303 с.: ил.
29. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. ― 26-е изд. ― М.: Просвещение, 2013. ― 208 с., 4 л. ил.
30. Симакова, Е. С. Русский язык: 40 типовых вариантов заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации / Е. С. Симакова. ― М.: АСТ: Астрель, 2013. ― 223, [1] с. ― (Государственная итоговая аттестация).
31. Современный русский язык: учеб для филол. спец. ун-тов / под ред. В. А. Белошапковой. ― 2-е изд, испр. и доп. ― М.: Высш. шк., 2019. ― 800 с.
32. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Р. Б. Сабаткоева. ― М.: Издательский центр «Академия», 2015. ― 320 с.: ил.
33. Тихова, В. В. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе [Электронный ресурс] / В. В. Тихова. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201802613 (Дата доступа 28.08.2022)
34. Тихова, В. В. Мотивация при изучении темы «Словосочетание» в 8-м классе [Электронный ресурс] / В. В. Тихова. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201104203 (Дата доступа 28.08.2022)
35. УМК под редакцией Т.А.Ладыженской; С.Г.Бархударова (5-9 кл.). М.2018г.
36. .
37. УМК под редакцией В.В.Бабайцевой (5-9 кл.). М.2017г.
38. УМК по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией М.В.Панова. М.2019г.
39. УМК по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией Р.Н.Бунеева. М.2019г.
40. 1УМК по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией С.И.Львовой. М.2019г.
41.
42. Федосюк, М. Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание / М. Ю. Федосюк // Русский язык в школе. ― 2011. ― № 5. ― С. 30―36.
43. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе: пособие для учителей / Г. А. Фомичева. ― М.: Просвещение, 2013. ― 111 с.
44. Хлебинская, Г. Ф. Словосочетание. Фрагмент учебного пособия. [Электронный ресурс] / Г. Ф. Хлебинская. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=201402802 (Дата доступа 28.08.2022)
45. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. ― М.: Эдиториал УРСС, 2011. ― 624 с.
46. Широкова, Л. Н. Урок по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях» (8-9 кл.) / Л. Н. Широкова, Н. А. Ерошкина // Русский язык в школе. ― 2018. ― № 10. ― С. 27―31.