Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках данной работы проведено создание системы автоматизации стоматологической клиники. Актуальность использования информационных технологий в указанном направлении деятельности обусловлена необходимостью оптимизации процессов обслуживания пациентов, оформления документов, расчета стоимости услуг, составления аналитической отчетности по услугам, оказанным для пациентов.
Целью данной работы является создание программного обеспечения, позволяющего автоматизировать бизнес-процессы стоматологический клиники.
Объектом автоматизации – является технология работы стоматологической клиники ООО «Дентал-Плюс».
Предмет исследования: информационная система ООО «Дентал-Плюс».
1. Формирование концепции информационной системы
1.1. Общая характеристика объекта проектирования
Объектом исследования в данной работе является ООО «Дентал-Плюс» - компания, оказывающая стоматологические услуги. Профиль деятельности компании включает:
оказание терапевтической и хирургической помощи по профилю стоматологии;
работу специалистов в области имплантологии, ортодонтии;
профилактику и консультирование в области стоматологии;
проведение медицинских осмотров по профилю стоматологической деятельности.
Организационная диаграмма ООО «Дентал-Плюс» показана на рис.1.
Рисунок 1 - Организационная диаграмма ООО «Дентал-Плюс»
Как показано на рис.1, подразделения ООО «Дентал-Плюс» включают:
подразделения, оказывающие стоматологическую помощь, включающие: специалистов в области стоматологической хирургии, терапии, ортодонтии и имплантологии;
подразделение, обеспечивающее координацию процессов приема пациентов, составления расписания работы врачей, рассчитывающее стоимость услуг стоматологии (регистратура);
обеспечивающие отделы (экономический, кадровый, административный), курирующие вопросы ведения бухучета, взаимодействия с персоналом, содержания помещений клиники, обеспечения материалами, транспортное обслуживание.
1.2. Выделение функциональной подсистемы ИС и описание бизнес-процесса
В рамках проведенного анализа предметной области учета услуг стоматологической клиники проведено построение функциональной модели, проанализированы бизнес-процессы с использованием методологии ARIS epc. На рис.2 приведена диаграмма бизнес-процесса «AS-IS». Как показано на рис.2, этапами в технологии обслуживания пациентов стоматологической клиники являются:
регистрация обращения пациента, определение его профиля;
поиск специалистов и времени для оказания стоматологических услуг;
расчет стоимости услуг;
печать документов для оказания стоматологических услуг;
формирование отчетности по оказанным услугам стоматологии.
Рисунок 2 – ARIS-диаграмма «AS-IS»
В ходе анализа функциональной модели технологии обслуживания пациентов ООО «Дентал-Плюс» по базовой модели были выявлены недостатки, связанные с:
высокими временными затратами на поиск свободных специалистов на заявленное время;
вероятностью ошибок при формировании отчетности и высокими временными затратами на получение сводных показателей;
вероятностью ошибок при расчете стоимости оказания стоматологических услуг.
Модернизация бизнес-процессов обслуживания пациентов связана с внедрением информационной системы, функционал которой предполагает возможности ведения учета данных о пациентах, ведения прайс-листа стоматологических услуг, возможности подбора специалистов для оказания услуг в заявленное время, формирования сводной отчетной информации. На рис.3 приведена диаграмма модернизированного бизнес-процесса в нотации ARIS.
Рисунок 3 – Диаграмма модернизированного бизнес-процесса
1.3. Техническое задание на разработку системы
Название программного продукта: Программное обеспечение для автоматизации учета услуг стоматологической клиники.
Заказчик: ООО «Дентал-Плюс».
Начало проекта: 01.09.2022.
В таблице 1 показан перечень функциональных требований к системе.
Таблица 1 – Перечень функциональных требований к системе
Архитектура системы: «клиент-сервер».
Требования к информационной безопасности.
В системе предполагается использование ролевой модели. Вход производится путем ввода данных авторизации. Система распознает перечень доступных режимов по данным справочника пользователей.
Требования к программной документации.
Предполагается разработка документов для пользователей (с описанием функциональных возможностей) и администраторов (с описанием управления доступом, обслуживания базы данных, системы резервного копирования).
3. Стадия реализации проектных решений
3.1. Выбор ПО для реализации функциональной подсистемы
Далее определены требования к технологиям разработки программного обеспечения учета услуг стоматологической клиники. Среда разработки должна обеспечивать возможности:
- реализации функциональных требований к системе;
- возможности разграничения доступа к режимам работы системы;
- соответствия требованиям вычислительной мощности оборудования;
- обслуживания базы данных;
- наличие средства управления пользователями;
- разработки отчетных форм в соответствии с запросами пользователей.
Таблица 2 – Анализ возможностей средств разработки
В ходе проведённого анализа специфики возможных средств разработки было показано, что оптимальным инструментом для создания программного продукта для автоматизации учета услуг стоматологической клиники является «1С: Предприятие».
3.2. Реализация интерфейса подсистемы
Ссылка на репозиторий: pthneu22/1cproject (github.com)
Реализация поставленных задач проведена в среде «1С: Конфигуратор», которая позволяет в режиме конструктора создавать объекты для автоматизации работы со справочной, оперативной информацией, а также проводить разработку макетов отчетности. На рис.12 приведен режим настройки справочника пациентов.
Заключение
В рамках данной работы проведена реализация программного решения для автоматизации бизнес-процессов стоматологической клиники ООО «Дентал-Плюс». Рассмотрены бизнес-процессы, связанные с обслуживанием пациентов, проведён системный анализ предметной области, определены направления, требующие использования информационных технологий, включающие:
- ведение справочных данных по учету пациентов, видам оказываемых услуг, врачам;
- ведение учета оперативных данных по фактически оказываемым услугам, принятым платежам;
- формирование выходных документов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гантц И. С. Автоматизация прикладных задач: учебно-методическое пособие / И. С. Гантц. - Москва : МИРЭА - Российский технологический университет, 2020. - 63 с.
2. Филимонова Е. В. Разработка и реализация бизнес-приложений: учебник / Е. В. Филимонова. - Москва: Университет Синергия, 2020. – 206 с.
3. Тагайцева С. Г., Юрченко Т. В. Разработка прикладных решений на платформе 1С: Предприятие 8: учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 125 с.
4. Дадян Э. Г. Анализ бизнес-процессов: учебное пособие / Э. Г. Дадян. - Москва : ИНФРА-М, 2021. – 304с.
5. Кетько Н. В., Копылов А. В., Скитер Н. Н. Программирование задач оперативного учета: учебное пособие / Н.В. Кетько, А.В. Копылов, Н.Н. Скитер. - Волгоград : ВолгГТУ, 2019. – 81с.
6. Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 453 с.
7. Забродин А. В., Бубнов В. П. Основы проектирования информационных систем с помощью языка UML : учебное пособие / А. В. Забродин, В. П. Бубнов. - Санкт-Петербург : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2018. - 45 с.
8. Помазанов В. В., Лунина Е. С. Информационные технологии: учебное пособие / В. В. Помазанов, Е. С. Лунина. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 178 с.
9. Серго А. Г. Информационные технологии в юридической деятельности: [Текст]: учебное пособие / А. Г. Серго. - Москва: ФГБОУ ВО РГАИС, 2017. - 158 с.
10. Катеринина С. Ю. Корпоративные информационные системы: учебное пособие / С.Ю. Катеринина. - Волгоград : ВолгГТУ, 2018. – 145 с.
11. Филимонова Е. В. Разработка и реализация конфигураций в системе 1С: Предприятие: учебник / Е. В. Филимонова. - Москва : Университет Синергия, 2020. – 206 с.