Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Наше время характеризуется повышением уровня речевой агрессии устной и письменной коммуникации. Общая нестабильность и неопределенность завтрашнего дня, абсолютно противоположные мнения об одном и том же мероприятии, и других факторах приводят к возникновению конфликтов у людей. Конфликтные беседы деструктивны по своей сути, и соответствующие речи не способны обеспечить долгосрочную и эффективную коммуникацию. Люди нередко сознательно вступают в конфликт, считая, что это самый действенный и быстрый способ решения проблемы. Большинство таких психологических установок решаются при помощи специфических форм речи и методов.
Изучение речевой агрессии направлено на решение многих вопросов, которые возникают в связи с коммуникацией. Также сегодня речевая агрессия может быть сопоставима на равных уровнях опасности с физической агрессией. Ведь агрессивное поведение порождает деструкцию языковой личности. Это обусловливает актуальность этой темы работы.
Глава 1 Теоретические аспекты речевой агрессии в устной и письменной коммуникации
1.1 Языковая агрессия как психологическое явление
В данном параграфе определим языковую агрессию как психологическое явление.
Сам по себе процесс общения – «двусторонний акт, взаимодействие человека говорящего и его собеседника. Поэтому о речевой агрессии можно говорить в следующих аспектах: с одной стороны, говорящий сам испытывает негативные эмоции, а с другой – изливает их на своего собеседника (реального или виртуального). Поводом для формирования негативного высказывания может стать событие или ситуация, которая затрагивает интересы как конкретного говорящего, так и всего общества в целом» [14].
Из психологии понятие «агрессия» пришло в лингвистику. Так, согласно определению, которое приведено в Большой психологической энциклопедии, агрессия – «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» [4].
Агрессия как таковая может выступать средством достижения некоей значимой цели, в т.ч. для повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Вербально-невербальная агрессия проявляется в таких социальных проявлений, как ненависть, и в более суровых формах, например в терроре, геноциде, расовых, религиозных и идеологических столкновениях.
Речевая агрессия стала предметом изучения лингвистов относительно недавно, поскольку система, в которой она существует, а именно лингвистика коммуникации и теория речевых актов, в полной мере стали развиваться лишь во второй половине XX столетия. Само понятие зародилось в Соединенных Штатах Америки и получило название «hatespeech» – «outside the law, is speech that attacks a person or group on the basis of attributes such as gender, ethnic origin, religion, race, disability, or sexual orientation» [32].
В русском языке закрепилось данное понятие как «язык вражды» – «обобщённое обозначение языковых средств выражения резко отрицательного отношения «оппонентов» – носителей иной системы религиозных, национальных, культурных или же более специфических, субкультурных ценностей. Это явление может выступать как форма проявления расизма, ксенофобии, межнациональной вражды и нетерпимости, а также гомофобии и сексизма» [11].
Статус речевой агрессии как языковой феномен является очень неопределенным. «Сложность определения понятия речевой агрессии заключается в том, что ее нельзя считать единой формой поведения или деятельности. Речевая агрессия может выражать самые разные побуждения и намерения, возникать в разных обстоятельствах, приобретать разные формы словесного воплощения» [28].
Как считает Т.А. Воронцова, на сложность определения понятия «речевая агрессия» указывает несколько факторов.
«Во-первых, обращает на себя внимание многообразие используемых терминов: наряду с наиболее распространенным словосочетанием «речевая агрессия» используются такие словосочетания, как «вербальная агрессия», «языковая агрессия», «словесная агрессия», «коммуникативная агрессия», причем, разные словосочетания могут встречаться в пределах одной статьи» [29].
Во-вторых, само понятие «речевая агрессия» на сегодняшний день не имеет в лингвистике более-менее четкого определения, поскольку исследователи, занимающиеся данным вопросом, рассматривают агрессивное речевое поведение исходя из разных аспектов.
Так, В.Ю. Апресян под речевой агрессией понимает «все типы негативного или критического отношения говорящего к адресату, выраженные при помощи языковых средств» [2].
О.Н. Быкова пишет о речевой агрессии как о форме речевого поведения, нацеленного на оскорбление или намеренного причинения вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом[6].
К.Ф. Седов в своей статье «Агрессия и манипуляция в современной коммуникации» определяет речевую агрессию как «целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызвать негативное эмоционально-психологическое состояние у объекта речевого воздействия» [21].
По мнению Т.А. Воронцовой, речевая агрессия – это «конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизирующее воздействие на адресата» [9].
Л.В. Енина называет речевой агрессией «сферу речевого поведения, которая мотивированна агрессивным состоянием говорящего» [12].
Ю.В. Щербинина в своей работе «Речевая агрессия. Территория вражды» суммирует все существующие определения и говорит о том, что «в самом общем виде речевую агрессию можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, насмешка. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются в жалобах, доносах, сплетнях» [28].
А.К. Михальская, анализируя речевую агрессию с позиции диалогического взаимодействия, отмечает, что «речевая агрессия — установка на антидиалог, поскольку данный тип речевого поведения основан на сознательной ориентации адресанта на субъектно-объектный тип отношений» [36].
1.2 Присутствие агрессии в языке, как языкового явления
Рассмотрим присутствие агрессии в языке, как языкового явления.
Речевую агрессию мы можем наблюдать в разных возрастных и социальных категориях: у детей и взрослых, у мужчин и женщин, у педагогов и родителей, у политиков и бизнесменов. Это явлению в буквальном смысле захватывает все социальные группы, проявляясь в общественных местах, в школьной среде, на работе и дома.
Ю.В. Щербинина отмечает, что речевая агрессия «затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание … друг друга, делает невозможной выработку обшей стратегии взаимодействия» [30].
Действительно, в процессе общения людей очень часто возникает недопонимание, обида, раздражительность, нежелание продолжать беседу и дальнейшая неприязнь именно вследствие неудачно подобранного, необдуманного слова или выражения, жеста, вызвавшего негативную реакцию собеседника или интонации. Известно, что даже самое незначительное изменение в голосе, например, когда тон от внимательного переходит к раздражительному или недовольному, может изменить либо нарушить ход разговора. Жесткость в голосе вынуждает собеседника защищаться. Иногда, даже не дав говорящему закончить сообщение, собеседник начинает высказывать свои мысли резким тоном, к которому примешиваются злость и неодобрение [8; 13].
Одной из причин речевой агрессии является коммуникативная некомпетентность, характерная для одного или обоих коммуникаторов, при этом нарушение норм коммуникации не всегда является очевидной для участников общения. В связи с этим необходимо различать два вида речевой агрессии – осознанную и неосознанную.
Осознанная речевая агрессия возникает в ситуации инвективы, предъявления претензии, обиды, демонстрации негативного отношения к собеседнику, к третьему лицу, к произошедшему. В этом случае отправитель речи использует инвективную и нецензурную лексику, дисфемизмы, его речь носит императивный характер.
В устной речи агрессия может находить выражение еще и в особом невербальном поведении: в нарочитом интонировании, неоправданно высокой громкости речи, в оскорбительных жестах, позах, мимике, призванных выразить презрение, пренебрежение, непочтительность, игнорирование.
Отличительной чертой неосознанной речевой агрессии является отсутствие у адресанта намеренного негативного акта по отношению ко второй стороне коммуникации, но при этом собеседник воспринимает речевое высказывание как агрессивное, наносящее ему моральный вред. При этом мы можем наблюдать векторное изменение коммуникативного акта: то, что для адресанта является нормой в общении, оказывается абсолютно неприемлемым для адресата.
Неосознанная речевая агрессия находит выражение и в нарушении требований, предъявляемых к тону, громкости речи, дикции и другим вербальным и невербальным характеристикам: неоправданно громкая речь, чересчур активная жестикуляция, вальяжная поза, упоминание о присутствующем в третьем лице, «ситуативная неуместность речи (например, беседа на тему, в которой по каким-либо причинам не могут принять участие присутствующие третьи лица, поскольку у них нет соответствующих фоновых знаний)» [23].
С обоими видами речевой агрессии человек сталкивается с раннего возраста: родители могут использовать ее осознанно как меру воздействия на провинившегося ребенка («если такое еще раз повторится, ты у меня получишь»), или без умысла «срываться» на нем на фоне проблем («уйди и не мешайся мне»), непосредственно к нему не относящихся.
На психологическом уровне ребенок, подражая родителям, воспринимает эти явления как допустимую норму общения и воспроизводит их. Это, наряду с возможной речевой агрессией персонала детских дошкольных учреждений и агрессией внутри самого детского коллектива, формирует почву для дальнейшего развития вербальной агрессии.
В школьной среде немотивированная речевая агрессия, возможно, достигает своего максимума, что объясняется как уже сложившейся ранее моделью общения, так и тем, что на этот период приходится активное формирование детского коллектива с выделением в нем различных групп, зачастую конфликтующих между собой. Часто в школьной среде можно услышать фразы: «Заткнись…!», «Сам ты такой!», «Во придурок!», «Жирдяй» и т.п.) [17].
Отметим, что свое влияние оказывают и педагоги средних образовательных учреждений. Ю.В. Щербинина констатирует печальный факт, говоря о том, что речевая агрессия – «достаточно распространенное, если не типичное явление в современной педагогической речевой среде» («Закрой рот, а то «два» поставлю!», распространенное «Выйди вон из класса!», «идиоты, дебилы» и т.д.) [29]. Вербальная агрессия учителя создает препятствия психологического и коммуникативного характера, которые формируют преграду для осуществления эффективного учебного процесса.
Глава 2 Практическая часть определения речевой агрессии в устной и письменной коммуникации
2.1 Формы и средства речевой агрессии в русскоязычных текстах
В данном параграфе выявим и опишем на фактическом материале случаи эксплицитной формы проявления агрессии на речевом уровне.
Проанализируем выпуск газеты «Комсомольская правда» (январь – май 2022 гг.), которые размещены на сайте https://catalog-n.com/komsomolskaya-pravda-19-2022#komsomolskaya-pravda-19-2022-44.
Приведем примеры, определяя в них тип агрессии в соответствии с классификацией К. Ф. Седова и использованную автором публикации коммуникативную стратегию и тактику, ее реализующие.
Номер газеты «Комсомольская правда» за май 2022 г. содержит статью «Жена Макаревича не хочет российское давать сыну гражданство». Агрессия в материале статьи содержится как в заголовке, так и в основном тексте.
1.Косвенная (непрямая) речевая агрессия
Одним из наиболее распространенных способов выражения косвенной агрессии является ирония, на основе которой обычно строится насмешка.
«У нашего сына не будет российского гражданства. Это абсолютно мое решение. Главное, зачем?! Израильское гражданство перекроет все 99,9% его потребностей».
«Настоящий еврей должен жить здесь, - объяснила Эйнат в шоу «Осторожно, Собчак!».
«Они уже нашли русских друзей: после рождения сына к ним в гости наведались Алла Пугачева и Максим Галкин».
2.Инициативная/реактивная агрессия.
Речевая агрессия может быть средством как нападения, так и защиты.
«Ну, родил Макаревич на старости лет, и что такого, - иронично сказал «КП» Петр Подгородецкий, экс-музыкант группы «Машина времени».
«Это ведь уже четвертый ребенок Макаревича. Лично у меня это событие не вызывает особого восторга. Вы мне предлагаете бросить свои дела и кинуться поздравлять: «О, Андрюша, ты под сраку лет опять заделал ребенка!» Да, может, он и еще заделает, дело нехитрое. Мне это неинтересно. Как-то я не обсуждаю с общими друзьями жизнь Макаревича и жизнь его пениса».
3.Эмоциональная/рациональная агрессия.
Рациональная агрессия может быть спонтанной, но чаще это заранее спланированное речевое выступление. Обычно, она находит выражение в разного рода непрямых формах воздействия: колкость, шутка, ирония.
«Хотя сейчас такие технологии медицинские, что может уже не быть той молодецкой прыти, а ребенка можно сделать. Тут я не могу сказать - свечку не держал. ЭКО сейчас процветает, тем более Израиль славится своей медициной».
«Плодится. Евреи любят плодиться и размножаться».
4. Активная/пассивная.
Пассивная речевая агрессия демонстрирует принцип — «оставьте меня в покое».
«И, кстати, и вправду, зачем ему российское гражданство, он имеет практически весь мир открытым для себя. А с учетом последних событий - тем более».
5.Непосредственная/опосредованная.
Опосредованная агрессия проявляется в виде кулуарных осуждений и обсуждений, распространения сплетен, унижающих человека, клеветы и т. п. Данные речевые действия направлены на вред, ущерб, их можно отнести к особой разновидности речевой агрессии.
«Хоть Эйнат и уроженка Киева, но мову никогда не использует в повседневном общении, словно бы вычеркнула свое украинское прошлое, - отметила ее знакомая».
2.2 Формы и средства речевой агрессии в англоязычных текстах
Газета США «Chicago Tribune». 29 авг 2022 в 10:18 Лейк Каунти Ньюс-Сан.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что американцы довольно свободно используют бранные слова в своей речи. Употребление такой лексики допустимо в дружеском общении и не зависит от уровня образования, социального положения, пола и возраста. Бранные слова можно услышать и в разговоре интеллигентных людей, с экранов телевизоров и даже встретить в художественной литературе.
«I can say that you are a regular participant in TO TC, because you are constantly repeating yourself, as Biden does. We are hearing you for the first time, so there is no need to repeat yourself. By the way, the only one who has become an outcast is that crazy guy you support, named Trump. He and his sheep, who attacked the Capitol and our democracy on January 6th, are the only ones who have become outcasts. Trump proves to us time and time again that he believes he is above the law, and he encourages his sheep to do the same. I hope and pray that they will finally put this fool Trump behind bars and close his lying fish lips once and for all. We praise Liz Cheney, Merrick Garland and any other person opposing Trump. They turn out to be true blue, patriots of the old school. They put pride above the party. This is called patriotism»
Если перевести приведенный фрагмент на русский язык, то можно понять, что речь в отрывке идет о Трампе. «Изгой», «сумасшедший парень», «шут» - так характеризуют Трампа.
«Я могу сказать, что вы являетесь постоянным участником TOTC, потому что вы постоянно повторяетесь, как это делает Байден. Мы слышим вас в первый раз, поэтому не нужно повторяться. Кстати, единственный, кто стал изгоем, это тот сумасшедший парень, которого вы поддерживаете, по имени Трамп. Он и его овца, которые напали на Капитолий и нашу демократию 6 января, являются единственными, кто стал изгоем. Трамп раз за разом доказывает нам, что он считает, что он выше закона, и он поощряет свою овцу делать то же самое. Я надеюсь и молюсь, чтобы они, наконец, посадили этого шута Трампа за решетку и закрыли его лживые рыбьи губы раз и навсегда. Мы хвалим Лиз Чейни, Меррика Гарленда и любого другого человека, противостоящего Трампу. Они оказываются истинно синими, патриотами старой школы. Они ставят гордость выше вечеринки. Это называется патриотизмом».
Есть прямая речевая агрессия во фразе «close his flying fish lips once and for all» (…закрыли его лживые рыбьи губы раз и навсегда).
Обратимся к следующему тексту.
«Thus, an illegitimate socialist puppet is illegally trying to transfer $300 billion of student loan debt from the elites to the blue-collar working class in order to buy votes. Let's hope that the courts will stop this inflationary travesty. I hope that you, the voters, remember this dictatorial action in November».
«Таким образом, нелегитимная социалистическая марионетка незаконно пытается перевести 300 миллиардов долларов долга по студенческим кредитам от элит рабочему классу синих воротничков, чтобы купить голоса. Будем надеяться, что суды пресекут эту инфляционную пародию. Надеюсь, что вы, избиратели, помните эту диктаторскую акцию в ноябре».
Заключение
Анализ использованной литературы показал, что агрессия как явление используется в качестве предмета исследования уже давно у представителей различных научных направлений и характеризуется множеством определений.
Научный интерес к этому феномену появился в течение прошедшего десятилетия, потому что вербальная агрессия тогда и сегодня проникает во все общественные сферы, в том числе сфера деловых и межличностных отношений, СМИ и т. п.
Особенно актуальна проблема оптимизации взаимодействия, где речевая агрессия - один из самых важных аспектов общения. Это следствие того, что это явление относится ко многим сферам жизнедеятельности современного общества.